Основы эстетического воспитания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании
1.2 Психологические особенности развития дошкольного возраста
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики исследования
2.2 Результат исследований особенностей эстетического воспитания дошкольников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Основы эстетического воспитания у дошкольников.docx

— 33.93 Кб (Скачать файл)

Основы эстетического  воспитания у дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Состояние  проблемы эстетического воспитания  в психолого-педагогическом исследовании

1.2 Психологические  особенности развития дошкольного  возраста

ВЫВОДЫ

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методики  исследования

2.2 Результат  исследований особенностей эстетического  воспитания дошкольников

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая  наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в  жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в  преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и  развитие творческих способностей.

Эстетическое  воспитание – целенаправленное систематическое  воздействие на личность с целью  ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического  сознания, правильного понимания  прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс  становления и совершенствования  эстетического сознания, отношений  и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.

Актуальность темы. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

 Перед  всеми типами учебных заведений,  в том числе и дошкольными  образовательными учреждениями, стоит  задача дать своим воспитанникам  знания, привить навыки и умения, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников. Воспитание человека, всесторонне развитого человека – задача сложная, актуальная.

 Проблема исследования: каковы особенности эстетического воспитания дошкольников.

Цель исследования: выявление особенностей эстетического воспитания дошкольников.

Объект исследования: процесс личностно- интеллектуального становления дошкольников.

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольных учреждений.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что эстетическое воспитание влияет на развитие всесторонне-гармоничной  личности.

Задачи:

1.  Изучить  литературу по этой теме;

2.  Провести  экспериментальную работу по  выявлению эстетических качеств у дошкольников;

3.  Проанализировать  работу, сделать выводы, оформить  курсовую работу.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается  в том, что нами была систематизирована  психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и  значимость проблемы; изучен опыт работы.

Практическая  значимость: данный материал может  использоваться в работе педагогов  учреждений дошкольного образования, родителей, а также для всех, кто  интересуется данной проблемой.

Работа состоит  из введения, двух глав, выводов, заключения, литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании

 

Эстетические  свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального  окружения и активного педагогического  руководства. В процессе эстетического  развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также  представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Развитие  детей раннего возраста следует  рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего  мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика  на восприятие наиболее ярких свойств  и качеств объектов (предметов  и явлений). Ребенок радостно реагирует  еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие  цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных  явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном  смехе. Весь первый год жизни активно  совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.

Развивается подражание в различных видах  простейшей художественной и игровой  деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных  признаков, эстетических качеств в  процессе их сопоставления: красивый –  некрасивый, чистый – грязный, большой  – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т.д. дети приобщаются к некоторым видам  художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову).(11, с. 85)

В младшем  дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость  к художественным произведениям, к  некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению  знакомых предметов, которые он узнал  в произведениях искусства, но еще  не образу. Мотив его оценки при  этом носит предметный или житейский  характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.

В среднем  дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его  точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию  некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь  между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что  услышанное со знакомым и подходить  к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают  некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.

У них отчетливо  проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно  добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации. (4, с. 59)

К концу старшего дошкольного возраста может более  сосредоточенно слушать музыкальные  и литературные произведения, рассматривать  произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка  развивается музыкальный и поэтический  слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные  средства в различных произведениях  искусства, но и умеет объяснить  их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов  искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных  произведений.

Активно развиваются  художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают  аппликации, рисуют, лепят. У них  появляется оценочное отношение  к творческим проявлениям, как своих  сверстников, так и со своим собственным.

Постепенно  благодаря обучению у детей формируется  эмоциональная отзывчивость на выразительные  различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и  осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более  тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные  слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется  интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным  видам художественной и игровой  деятельности. У детей наблюдается  яркое выражение эмоциональной  восприимчивости к поведению  литературного героя, хотя скрытые  мотивы его поведения детьми еще  не осознаются. Продолжает развиваться  художественное творчество, однако детские  замыслы еще характеризуются  недостаточной устойчивостью и  отчетливостью. (3, с. 78)

Эстетическая  жизнь ребенка замечательна своим  универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни  взрослых: все прекрасное, в какой  бы ни было оно форме, привлекает и  увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у  взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства –  оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые  поклоняются прекрасному, когда  оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и  равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта  универсальность эстетических интересов  ребенка находит полное свое выражение  в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и  рисовать, и петь, и лепить, и слушать  сказки, играть на всех инструментах и  танцевать. Ничто прекрасное не оставляет  его равнодушным. Другая характерная  черта детской эстетической жизни  заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно  стремится к творчеству, пользуясь  всеми доступными ему средствами.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится  искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных  явлений, заставляет их пристальнее  всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к  осуждению зла. (15, с. 117)

Принцип всестороннего  и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству  характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического  воспитания.

Деятельность  детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически  развит ребенок, тем прочнее его  художественные умения и навыки, тем  полнее его творческая деятельность.

 

1.2 Психологические особенности развития  дошкольного возраста

 

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают  в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие  из них: потребность в общении, с  помощью которой усваивается  социальный опыт; потребность во внешних  впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой  системой разнообразных навыков  и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Чтобы правильно  воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические  и индивидуальные особенности ребенка. Возможности маленького ребенка  велики, но не безграничны. Нельзя форсировать  развитие без учета возможностей ребенка-дошкольника. Но и задержки в развитии также недопустимы. Поэтому  важно знать психофизиологические показатели развития детей раннего  и дошкольного возраста.

Дошкольный  период – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга  и связанное с этим усложнение процессов нервной высшей деятельности. У малыша повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность  их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших  полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и  поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка  все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.(1, с. 75)

Информация о работе Основы эстетического воспитания у дошкольников