Основы эстетического воспитания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании
1.2 Психологические особенности развития дошкольного возраста
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики исследования
2.2 Результат исследований особенностей эстетического воспитания дошкольников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Основы эстетического воспитания у дошкольников.docx

— 33.93 Кб (Скачать файл)

Ребенку дошкольного  возраста свойственны специфические  особенности. Склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувства  над разумом, недостаточная способность  к волевым усилиям, самоконтролю, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, к открытию нового – все это непременные  спутники дошкольного детства.

Появившись  на свет, малыш вступает в определенные взаимоотношения с окружающей средой и людьми. В системе этих взаимоотношений  и идет становление его личности. Это долгий и сложный процесс, в ходе которого ребенок с помощью  взрослых усваивает нравственные нормы.

Дошкольник  отличается любознательностью, что  отражается в его бесконечных  вопросах «почему?», «зачем?». У ребенка  развивается стремление упражнять  себя в действиях, поступках, в которых  он пытается показать свою самостоятельность. Ум его уже обогащен понятиями  и сведениями, приобретенными в разнообразной  деятельности. Ребенок 3-6 лет осваивает  элементы учения, занимается игрой, лепкой, трудом, конструированием и другими  видами деятельности, которые организуются взрослыми. Уже в младшем дошкольном возрасте усвоение правил, связанных  с культурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, происходит в результате опыта, накапливаемого ребенком в трудовой деятельности по самообслуживанию, в игре, в общении  с людьми.

На протяжении дошкольного детства изменяется степень осознанности при выполнении детьми. Так, ребенок 3-4 лет привыкает  выполнять правила и часто  не соглашается с малейшими их нарушениями. Дети 5-6 лет уже выполняют  правила не по привычке, а сознательно, понимая их значение.(3, с. 113)

Основной  путь влияния взрослого на развитие личности детей – организация  условий для практического усвоения ими моральных норм. Первым таким  условием является образец взрослого, его отношения и поступки. Дошкольник необычайно восприимчив всякого  рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в  том, что хорошо, что плохо –  опыт еще мал, сознание часто подчиняется  эмоциям. Ребенок склонен подражать, перенимать манеру взрослых, заимствовать у них оценку людей, вещей, событий. На психику и поведение ребенка  могут влиять разнообразные явления  окружающей жизни, в том числе  и негативные. Это важно учитывать  при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Немаловажное  значение имеют также образцы  для поведения, представленные в  рассказах и сказках. Для ребенка  очень важна оценка взрослыми  поступков, действий его сверстников, его самого, сказочных персонажей. Так, слушая сказку, дети обязательно  хотят выяснить, кто хороший, а  кто плохой, требуют в этом отношении  определенности. (8, с. 102).

Ребенка обучают  правилам поведения, которые со временем усложняются. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представления  о том, какого поведения ждут от них  окружающие. Происходит процесс усвоения опыта и его индивидуализация, то есть осознание себя. Так формируется  личность. У ребенка 3-х лет уже  появляются признаки становления личности, проявляющиеся в знаменитом «я сам». В этой формуле не просто отражается стремление трехлетнего малыша к  самостоятельности, но и проявляется  определенный уровень его самосознания, то есть сознания своего «я», своих  возможностей. Установлено, что в  развитии ребенка выделяются периоды, которые отличаются определенным уровнем. Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка. Но притом, что дети участвуют в разных видах  деятельности, для каждого возраста выделяется главная, ведущая. Ведущей  деятельностью ребенка-дошкольника  является сюжетно-ролевая игра, в  которой он воспроизводит разнообразные  ситуации из жизни взрослых, берет  на себя роль взрослого и в воображаемом плане воспроизводит его поведение. Игра – основная деятельность дошкольника, и поэтому на ее основе идет личностное развитие ребенка. Игра формирует у  него важные качества, в том числе коллективизм. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых и сюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающую его действительность, знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре у детей развивается не только мышление, но и воображение. В процессе игры ребенок осуществляет определенные задачи и цели, подчиняется ее правилам, что воспитывает и укрепляет его волю. Посредством игры приобщают ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам. Поэтому одна из важных задач воспитания – организация игровой деятельности детей. Выполняя определенную роль, ребенок выделяет те правила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде. Они становятся правилами его игрового поведения.

Когда говорится  о значении игры в становлении  личности ребенка, то имеется в виду не стихийно возникающие игры детей, а специально организуемые взрослыми, где сочетаются игры с разными  сюжетами: социальными, производственными, бытовыми и т.д. (8, с. 102)

 Наряду  с возрастными и психологическими  особенностями, характерными для  дошкольного возраста, каждый ребенок  обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному  качествами, каждый неповторим своей  индивидуальностью.

Каждый ребенок  – особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своим  поведением, умением устанавливать  контакты с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.

Ребенок наделен  от природы определенными особенностями  нервной системы. От типа нервной  деятельности зависит его темперамент. Это и накладывает отпечаток  на его поведение. Одни дети более  спокойны, малоподвижны, заторможены; другие – более возбудимы, подвижны; третьи – уравновешенны; четвертые  сочетают слабость нервных процессов  с чувствительностью к различным воздействиям, они обидчивы, часто плачут. Вот почему один и тот же подход (при равных условиях) взывает у разных детей разные реакции. Характер, так же как и интересы и потребности, формируется под влиянием среды и воспитания. Человек не рождается добрым или черствым, общительным или замкнутым, трудолюбивым или ленивым, это зависит от среды, в которой растет ребенок и формируется его личность.

ВЫВОД 1 главы 

Содержание  эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и  многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают  знания о различных жанрах литературного  и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т.д., а также  о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т.д.

Дети также  усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности  окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и  безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять  их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Методики исследования

 

Основные  методы эстетического воспитания можно  объединить в следующие группы:

1.  Методы  и приемы формирования элементов  эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т.д.  Например, слушание музыкального  произведения, рассматривание картины  или иллюстрации, беседы и т.д.

2.  При  использовании этой группы методов  воспитатель должен помнить, что  эстетическое восприятие возможно  лишь при относительной независимости  человека от материальных нужд, потребностей, что необходим особый  настрой на восприятие эстетического,  особое ожидание эмоционального  воздействия, направленность внимания  на эстетические качества объекта,  опора на эмоции и чувства  с побуждением к сопереживанию.  С этой целью применяются различные  сочетания словесных и наглядных  методов и приемов в зависимости  от того, с каким эстетическим  явлением знакомят детей. Это  могут быть целенаправленные  наблюдения за явлениями окружающего  с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием  музыкальных произведений, использованием художественного слова.

3.  Методы, направленные на приобщение детей  к эстетической и художественной  деятельности, на развитие их  умений и навыков художественно  воспроизводить окружающее, осваивать  элементарные средства художественной  выразительности в зависимости  от вида искусства: музыки, пения,  танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут  быть сочетания различных наглядных,  практических и словесных методов  и приемов. Сущность этих методов  в том, чтобы научить детей  вглядываться, вслушиваться и соответственно  активно действовать, осваивая  элементарные приемы и способы  отображения.

К этой группе методов и приемов можно отнести  показ способа действия, образец  для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего  слова. Следует помнить, что в  процессе усвоения умений и навыков  воспитатель всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.

4.   Эта  группа методов и приемов направлена  на развитие эстетических и  художественных способностей, творческих  умений и навыков, способов  самостоятельных действий детей.  Эти методы предусматривают необходимость  создания поисковых, «проблемных»  ситуаций, дифференцированного подхода  к каждому ребенку с учетом  его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми они называются  потому, что воспитатель предлагает  детям самим найти способ решения  намеченного задания или собственного  замысла. Конкретные приемы будут  несколько различаться в зависимости  от того, связываются ли они  только с восприятием или воспроизведением, исполнительством или творчеством.  В первом случае методы и  приемы побуждают детей к самостоятельному  высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств  конкретного произведения искусства,  к оценке качества своего исполнения  и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них.

Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей  направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.

 

2.2. Результат исследований особенностей  эстетического воспитания дошкольников

 

Высшим проявлением  эстетического освоения человеком  мира является художественная деятельность – искусство. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства – раскрыть подлинную, порой не бросающуюся  в глаза красоту человека, явление  природы, творения рук человеческих.

Знания о  различных видах искусства детям  сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка  очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, но и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном  искусстве включает знания о книжной  иллюстрации, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и т.д. у детей формируют знания о выразительных различных средствах  искусства.

В ходе нашего исследования проведена экспериментальная  работа по исследованию результатов  работы детей по изобразительному искусству. Проведен цикл занятий по изобразительной  деятельности на темы «Декоративно-прикладное искусство», «Роспись башкирской матрешки». На первом занятии дети познакомились  декоративно-прикладным искусством, мастерами  этого вида искусства. В последующих  занятиях уже они сами показали способности  создавать красоту. Например, на занятии  «Роспись башкирской матрешки», дети выполнили  задания аккуратно, красиво, используя  элементы башкирского орнамента. Эстетическая сторона рисунка соответствует  возрасту и педагогическим требованиям.

 Большая  работа проводится также по  обучению детей и техническим  навыкам: рисовать красками, углем,  фломастерами, карандашом, мелками  и т.д.; сочетать разные материалы;  использовать разные способы  вырезывания ножницами. Детей  также учим работать с глиной  и пластилином, с природными  материалами.

Таким образом, эстетическое воспитание на занятиях по изобразительному искусству осуществляется на каждом занятии, но для этого необходимо тщательно придумывать задания, хорошо разрабатывать планы-конспекты, продумывать методы и приемы, особое внимание обратить на наглядные методы.

Провела экскурсию  зимой и весной в природу. Безусловно, природа является важным средством  эстетического воспитания. Именно в  ней дети видят гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Дети полюбовались как  величаво зимой деревья под снегом. А весной с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни  растений и животных, обратили внимание, как листья деревьев окрашены в ярко зеленый цвет, на березах и появились  сережки.

Информация о работе Основы эстетического воспитания у дошкольников