Основы организации предпрофильной подготовки учащихся по биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:14, дипломная работа

Описание работы

Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по биологии 5
1.1. Цели и задачи предпрофильной подготовки 5
1.2. Содержание предпрофильной подготовки 8
1.3. Аттестация выпускников основной школы в рамках предпрофильной подготовки 13
Глава 2. Особенности предпрофильной подготовки по биологии учащихся 9-х классов в Гимназии №1 г.Кемерова 16
2.1. Общая характеристика предпрофильной подготовки в Гимназии №1 г.Кемерова 16
2.2. Разработка курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по биологии учащихся 9-х классов 17
Заключение 22
Список литературы 22
Приложение 24

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях - более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в традиционной школе, сегодня определяет серьезное значение предпрофильной подготовки 9-классников.

Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Кроме того, важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение (и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов комплектования профильных школ и классов. С этим связано планируемое изменение форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, переход к «внешней», проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных экзаменов 9-классников, взамен сегодняшней «внутришкольной» формы итоговой аттестации.

Из всего сказанного вытекает, что переход на профильное обучение в старшей школе явится серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. Реальность и значимость наступающих изменений будет довольно быстро осознаваться школьниками и их родителями.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе «в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носило массового характера), то теперь по окончании основной школы нормой становятся и переходы из школы в школу. Готовность к «академической мобильности» у выпускников 9-х классов должна существенно повыситься.

Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования.

Объект исследования – предпрофильная подготовка по биологии для учащихся 9-х классов.

Предмет исследования – использование курсов по выбору при предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по биологии.

Цель исследования – изучить особенности использованияе курсов по выбору при предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по биологии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Расммотреть цели и задачи предпрофильной подготовки.

2. Изучить содержание предпрофильной  подготовки.

3. Рассмотреть  особенности аттестация  выпускников основной школы в  рамках предпрофильной подготовки.

4. Представить общую характеристику  предпрофильной подготовки в  Гимназии №1 г.Кемерова.

5. Разработать курсы по выбору  в рамках предпрофильной подготовки  по биологии учащихся 9-х классов.

Гипотеза исследования – предпрофильная подготовка по биологии поможет учащимся 9-х классов в осознании значимости знаний по биологии и необходимости их каждому конкретному ученику в выборе профессии в соответствии с его склонностями и способностями.

 

Глава 1. Теоретические основы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по биологии

1.1. Цели и задачи предпрофильной  подготовки

 

 Основной целью предпрофильной подготовки учащихся по биологии является выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Таким образом, исходя из Концепции профильного обучения1, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

  • умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
  • умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
  • готовность нести ответственность за сделанный выбор;
  • высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, прикладывать усилия для получения качественного образования.

Для того чтобы перечисленные результаты стали целями конкретной школы или муниципальной системы образования, необходимо оценить возможности для их реализации, определить сроки их достижения во времени и по отношению к учащимся. Обычно в формулировках целей указывается, к концу какого учебного года и по отношению к каким школьникам будет получен желаемый результат.

Задачи предпрофильного обучения биологии:

- выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

- оказание психолого-педагогической  помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

- развитие широкого спектра  познавательных и профессиональных  интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

- формирование способности принимать  осознанное решение о выборе  дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

В 9 классе осуществляется предпрофильная подготовка школьников, в том числе по биологии, включающая овладение ими минимальной профессиоведческой компетентностью, способностью получения представлений об «образе Я», а также приобретение необходимого практического опыта для обоснованного выбора профиля образования. Предпрофильное обучение по биологии  должно включать мощный социально-педагогический и психологический диагностический блоки, предоставляющие школьникам возможность не только выяснить своё отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития2.

В связи с этим, предпрофильная подготовка по биологии  должна:

  • предусматривать усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой, направленной на формирование ключевых компетенций профессионального самоопределения;
  • обеспечивать, в случае необходимости, возможность переориентации школьника с одного профиля на другой;
  • обеспечиваться высоким уровнем оснащения учебного процесса, современными мастерскими, лабораториями, рабочими местами, комфортными условиями и высокой культурой труда (рис. 1).

1.2. Содержание предпрофильной подготовки

 

 

Система предпрофильного образования предполагает внедрение различных инновационных изменений в организации и содержании обучения.

Их реализация в практике по существу приведет к коренному изменению учебно-воспитательного процесса, к построению новой системы образования девятиклассников. Данные изменения необходимо рассматривать как системные, т.е. те, которые предполагают  введение современной системы, призванной решить основные задачи предпрофильной подготовки.

Все обозначенные изменения необходимо вводить системно.

Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую педагогическую систему образования. Эта система должна создать условия для самоопределения школьников: обеспечить возможность осуществить пробы; предоставить право самостоятельно выбрать профиль обучения; сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.

Предпрофильное обучение в 9-х классах планируется как новая для российской школы педагогическая система, которой отводится особое место в целостном учебном процессе3. Предпрофильное обучение - это не самостоятельная система. Оно является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Оно нужно для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения девятиклассников4.

Прежде всего, это вариативность и свобода выбора учащимися курсов по выбору.  Благодаря этим принципам должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор. Предполагается, что система обучения обеспечит школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В течение учебного года, посещая предпрофильные курсы, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что ожидает его на старшей ступени образования. По своему желанию он может пройти курсы, соответствующие разным профилям.

Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Приветствуется также реализация индивидуальных траекторий образования, представляющих собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным учреждениям района.

Еще один обязательный принцип обучения – это активность школьников. Самоопределение относительно будущего профиля обучения будет происходить через конкретные пробы эвристического характера.

Новым для школы принципом функционирования системы является ее открытость. Оценка успешности учащихся будет выполняться независимыми от школы экспертами и подтверждаться документально, например, специальными сертификатами. Комплектование 10-х классов также предполагается вывести из ведения школы (рис. 2).

В соответствии с приказом Минобразования России от 26.06.2003 № 2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения» с 2004/2005 учебного года начинается первый этап эксперимента. На этом этапе апробируются подходы по организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования (табл. 1 и 2)5.

 

 

Таблица 1

Блоки проблем профессиональной ориентации учащегося 9-11 класса

 

ХОЧУ

МОГУ

НАДО

Кем быть?

(предпочтительные  группы профессий)

     

Каким быть?

(востребованные  профессиями качества)

     

Зачем осваивать именно эту профессию?

(личностно  значимые ценности)

     

 

 

 

Таблица 2

Блоки проблем профильной ориентации учащегося 9 класса

 

ХОЧУ

МОГУ

Что изучать?

   

Как изучать?

   

Где изучать?

   

Зачем изучать?

   

 

К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля  обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

В соответствии с концепцией модернизации образования возможны несколько моделей (вариантов) организации предпрофильной подготовки. Предпочтение, которое отдает образовательное учреждение той или иной модели, обсуждается с педагогическим коллективом и согласуется с районным органом управлении образованием. В процессе выбора обязательно должны быть учтены интересы учащихся и их родителей, имеющиеся финансовые, кадровые, материальные и другие возможности и ресурсы образовательного учреждения6.

Модель внутришкольной предпрофильной подготовки предполагает, что образовательное учреждение активизирует собственные ресурсы, опирается на собственный материально-технический и кадровый потенциал. Модель сетевой организации предпрофильной подготовки осуществляется силами нескольких образовательных  и профессиональных  заведений, учреждений дополнительного образования и культуры на договорной основе.

Информация о работе Основы организации предпрофильной подготовки учащихся по биологии