Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:14, дипломная работа
Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по биологии 5
1.1. Цели и задачи предпрофильной подготовки 5
1.2. Содержание предпрофильной подготовки 8
1.3. Аттестация выпускников основной школы в рамках предпрофильной подготовки 13
Глава 2. Особенности предпрофильной подготовки по биологии учащихся 9-х классов в Гимназии №1 г.Кемерова 16
2.1. Общая характеристика предпрофильной подготовки в Гимназии №1 г.Кемерова 16
2.2. Разработка курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по биологии учащихся 9-х классов 17
Заключение 22
Список литературы 22
Приложение 24
Одной из задач, решаемых перед введением профильного обучения, является организация информационной работы с девятиклассниками. Предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступных им в муниципальном образовании (городе, районе, микрорайоне). Информация необходима всем участникам образовательного процесса и каждому в полном объеме, в соответствии с его потребностями. Информацию об учреждениях, где можно получить или продолжить образование, посетить курсы по выбору, пройти психологическое тестирование, пройти пробу по предметным областям, тестовые или рейтинговые испытания, продолжить обучение по выбранному профилю, учащиеся, родители, педагоги, руководители образовательных учреждений должны получить в муниципальном управлении образования.
В соответствии с этим в каждом муниципальном субъекте, в зависимости от возможностей должны быть определены формы и методы информирования родителей и учащихся о возможных путях и способах организации предпрофильной подготовки во второй ступени общеобразовательной школы.
Одним из наиболее успешных подходов организации информирования учащихся и родителей является «образовательная карта». Образовательная карта - это карта муниципального субъекта (города, района, микрорайона), на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования и другие организации и, на базе которых предполагается осуществлять предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Образовательная карта может быть составлена и издана в виде буклета, брошюры, плаката. Желательно отразить на карте расположение образовательных учреждений с прописанными маршрутами движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения, информацию о центрах или пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации по оптимизации выбора школьником профиля.
В рамках предпрофильной подготовки будут реализованы новые подходы к проведению аттестации учащихся основной школы, это вызвано тем, что число желающих продолжить образование в старших классах определенного образовательного учреждения может превышать возможности данного учреждения. При этом возникает ситуация конкурсного приема учащихся на определенный профиль. Поэтому в рамках введения профильного обучения проходит отработку вариант открытой, гласной процедуры конкурсного набора и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу вопросов комплектования профильных школ и классов. С этим связано планируемое изменение форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, переход к «внешней», проводимой государственными (муниципальными) экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников, взамен сегодняшней «внутришкольной» формы итоговой аттестации7.
Выпускниками 9-х классов, поступающими в профильную школу, в соответствии с действующим Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации сдаются не менее четырех экзаменов: два экзамена обязательных (письменных): русский язык и алгебра, и два экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в 9 классе. При этом государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут ввести в общеобразовательных учреждениях экзамен дополнительно к установленным.
Обязательные экзамены сдаются государственной экзаменационной комиссии, которая определяет порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов и систему оценивания, единые для всех общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке. Для координации работ по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов создается Координационный совет.
Экзамены по выбору определяются учеником в соответствии с избираемым им профилем. Так, для поступления на физико-математический профиль необходимо сдать два выпускных экзамена из трех предлагаемых: физика, информатика, геометрия. На естественнонаучный профиль необходимо сдать два экзамена из следующих предлагаемых: а) биология, география; б) физика, химия. На социально-экономический профиль - экзамены: обществоведение, география. На гуманитарный профиль - экзамены: история, литература. На филологический профиль - экзамены: иностранный язык, литература. На информационно-технологический профиль - экзамены: информатика, физика.
При комплектовании 10-х профильных классов наряду с аттестацией целесообразно учитывать дополнительные индивидуальные показатели образовательных достижений учащихся. Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, предлагается оформить в виде портфолио. При наличии конкурса на выбранный учеником профиль в действие вступает портфолио, а в некоторых регионах - «средний балл». В результате сдачи экзаменов и представления “портфолио” выстраивается образовательный рейтинг выпускника.
На профиль зачисляются учащиеся, успешно сдавшие основные экзамены (русский язык и алгебра) и экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю, при наличии конкурса на профиль также учитываются индивидуальные достижения учащихся, причем предпочтение отдается профильным достижениям.
Система предпрофильной подготовки интегрируется в большую систему - в муниципальную образовательную сеть. Именно сеть позволит решить стоящие перед предпрофильным обучением задачи.
По результатам первой главы можно сделать следующие выводы:
1. Целью предпрофильной
2. Являясь подсистемой
Предпрофильная подготовка в гимназии № 1 охватывает контингент обучающихся 9-х классов и имеет различное содержание в зависимости от параллели класса.
В 9-х классе предпрофильная подготовка представлена курсами по выбору и информационно-разъяснительной деятельностью. Количество учебного времени, отводимого на курсы по выбору в 9 классе, определяется учебным планом гимназии и зависит от его резерва. Во второй половине учебного года с обучающимися и их родителями активизируется информационно-разъяснительная работа по вопросам, касающимся предпрофильной подготовки в 9 классе и профильного обучения на старшей ступени.
Количество учебного времени, отводимого на курсы по выбору в 9 классе, также определяется учебным планом гимназии и зависит от его резерва. В «Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы» предлагается выделять в учебном плане 3 часа на осуществление предпрофильной подготовки. Учебный план 9-х классов гимназии не всегда позволяет это сделать, что вполне объяснимо - ведь этот тип учебных заведений помимо всего прочего призван сохранять уникальные традиции российских гимназий, а значит обеспечить наличие в учебном плане расширенной гуманитарной составляющей (так называемый гимназический компонент). Она представлена вторым иностранным языком (французским, немецким), а также углубленным изучением английского языка. Таким образом, в гимназии успешно решается проблема сохранения традиции с внедрением современных форм и методик образования.
Основными аспектами предпрофильной подготовки в 9 классе гимназии № 1 являются:
Ежегодно в гимназии заместителем директора создается План работы по организации и осуществлению предпрофильной подготовки в гимназии № 1. Приведем пример такого Плана.
В рамках данной работы рассмотрим две программы курсов по выбору (биология, 9-ый класс).
1. Программа «Организм как биосистема, его исследование» (30 часов 9 класс).
Биологическое образование играет значительную
роль в осознании ценности живого как
уникальной и бесценной части биосферы.
На основе этих знаний формируется научная
картина мира, нормы и правила экологической
этики. Знания, полученные при изучении
курса, являются базой для формирования
здорового образа жизни и гигиенического
воспитания школьников.
Главной задачей предпрофильного курса
биологии является помощь в осознании
значимости знаний по биологии и необходимости
их каждому конкретному ученику в выборе
профессии в соответствии с его склонностями
и способностями. Предпрофильный курс
дает возможность предварительно познать
особенности профильного обучения и осознанно
подойти к выбору естественно-научного
про-филя, необходимого для дальнейшего
обучения.
Для учащихся 9 класса целесообразно
включить блоки о клеточном и организменном
строении живых организмов, а затем остановится
на многообразии живых организмов и бионике.
В тексте основной программы по биологии
и предлагаемого курса эти вопросы почти
не повторяются, а если имеется какое-то
пересечение, то оно вызвано важностью
данных вопросов.
ЦЕЛЬ:
Создать условия для более осознанного выбора профиля на старшей ступени обучения.
ЗАДАЧИ:
ТЕМЫ:
1. Организменный уровень жизни (12ч.)
Организм как биосистема. Одноклеточный и многоклеточный организм, сходства и различия в строении и жизнедеятельности различных царств. Специализация процессов жизнедеятельности у многоклеточных организмов. Онтогенез. Изменчивость признаков организма. Наследование признаков. Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. Генные технологии, этические проблемы их применения. Вирусы. Вирусные заболевания.
2. Клеточный уровень жизни (10ч.)
Клетка. Многообразие клеток. Сравнение клеток, влияние особенностей жизнедеятельности на строение клетки. Единство химического состава всех живых организмов. Жизненный цикл клетки. Особенности образования половых клеток. Достижения медицинской генетики и биоэтические проблемы.
3. Многообразие живых организмов и их гармония в биосфере (6 ч.)
Бактерии, строение, жизнедеятельность, их роль в природе и жизни человека. Растения. Основные подцарства низшие и высшие. Основные отделы, их сравнение. Лишайники - симбиотические организмы. Животные. Сравнение растений, грибов, животных и бактерий, основные типы животных. Усложнение организации растений и животных в процессе эволюции.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
ЗАЩИТА РЕФЕРАТОВ (2 часа).
Примерные темы рефератов.
2. Программа курса «Биофизика» (17 часов, 9-ый класс)
Предлагаемый курс - межпредметный (ориентационный) и рассчитан на 17 часов. Он знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний, в данном случае по физике и биологии; подводит учащихся к осознанию взаимосвязи законов физики с биосферой.
ЦЕЛИ:
Информация о работе Основы организации предпрофильной подготовки учащихся по биологии