Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:14, дипломная работа
Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по биологии 5
1.1. Цели и задачи предпрофильной подготовки 5
1.2. Содержание предпрофильной подготовки 8
1.3. Аттестация выпускников основной школы в рамках предпрофильной подготовки 13
Глава 2. Особенности предпрофильной подготовки по биологии учащихся 9-х классов в Гимназии №1 г.Кемерова 16
2.1. Общая характеристика предпрофильной подготовки в Гимназии №1 г.Кемерова 16
2.2. Разработка курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки по биологии учащихся 9-х классов 17
Заключение 22
Список литературы 22
Приложение 24
ЗАДАЧИ:
Общими принципами отбора содержания учебного материала курса являются: научность, доступность, прослеживание межпредметных связей, практическая направленность.
Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:
Данный курс должен помочь школьникам овладеть исследовательской деятельностью, стать фактором формирования творческого мышления. Биофизические примеры, рассматриваемые программой курса, послужат средством привития учащимся интереса к физике и правильного выбора дальнейшей профессии.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ прохождения учащимися курса предлагается в форме отчета и круглого стола.
По результатам второй главы можно сделать следующие выводы:
1. В Гимназии №1 г.Кемерова активно
ведется разработка и
2. В рамках данной работы были
рассмотрены программы двух
Еще несколько лет назад многие полагали, что переход на профильное обучение произойдет сам по себе «автоматически», и к этом не надо прикладывать никаких специальных усилий. Однако, как показала экспериментальная практика этого не произошло.
Организация предпрофильной подготовки является одним из важных элементов перехода на профильное образование. Она выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования.
«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» (Концепция профильного обучения).
Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и возможности реализации обучения на данном профиле. В жизни может возникнуть ситуация, когда профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в другом муниципальном округе (районе). Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии: Как быть в этом случае? Что необходимо делать ученику? Как и кто может ему помочь?
На эти вопросы необходимо иметь ответы уже сегодня.
Поэтому ученик и его родители в 9 классе основной школы должны получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем о территориально доступных образовательных учреждениях, наименее затратных по времени, соответствующих интересу и выбираемому профилю дальнейшего обучения.
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18 июля 2002 г. №2783.
2. Беспалько, В.П. Ппедагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалко.- М.: Просвещение, 2007. – 320 с.
3. Верзилин, Н.М., Корсунская, В.М. Общая методика преподавания биологии [Текст] / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 2007. – 210 с.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2009. – 310 с.
5. Евдокимова, Р.М. Внеклассная работа по биологии [Текст] / Р.М. Евдокимова. - Саратов: Лицей, 2009. – 258 с.
7. Касаткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии [Текст] / Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 258 с.
8. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения [Текст] / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 2007. – 258 с.
9. Морзунова, И.Б., Сивоглазов В. Программы элективных курсов: Биология: 6-9 класс [Текст]: Предпрофильное обучение / И.Б. Морзунова, В. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007. – 176 с.
10. Никишов, А.И. Теория и методика обучения биологии [Текст] / А.И. Никишов. - М.: КолосС, 2007. – 210 с.
11. Понаморева, И.Н., Соломин, В.П., Сидельникова
Г.Д. Общая методика обучения биологии
[Текст] / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин,
12. Сухова, Т.С. Технологии развивающего обучения на уроке биологии [Текст] / Т.С. Сухова. – М.: Вентана - граф, 2007. – 251 с.
13. Сухова, Т.С. Урок биологии. Библиотека учителя [Текст] / Т.С. Сухова. – М.: Вентана - Граф, 2009. – 325 с.
Приложение 1
План работы
по организации и осуществлению предпрофильной подготовки
в гимназии № 1 в 2010 – 2011 учебном году.
№ п/п |
Мероприятие |
Срок проведения |
1. |
Разработка тематического планирования курса «Основы выбора профиля обучения. Я выбираю профессию» |
Август |
2. |
Уточнение данных о выборе обучающимися 8 и 9 классов спецкурсов. Издание соответствующих приказов. |
1 сентября |
3. |
Информационно – методическое совещание для классных руководителей 9 классов «Особенности организации предпрофильной подготовки в 9 классе» |
Начало сентября |
4. |
Консультация по заполнению журналов занятий по спецкурсам по выбору |
Начало сентября |
5. |
Утверждение программ спецкурсов по выбору |
Начало сентября |
6. |
Собеседование по тематическому планированию с учителями, ведущими спецкурсы по выбору. |
Начало сентября |
7. |
Корректировка информационного документа «Обеспечение учебниками и учебными пособиями образовательного процесса в рамках предпрофильной подготовки в гимназии в 2010 – 2011 учебном году» |
Начало сентября |
8. |
Проверка правильности ведения и своевременности заполнения журналов занятий спецкурсов по выбору |
В течение года |
9. |
Информационно – методическое совещание при завуче учителей, ведущих спецкурсы по выбору «Место и роль курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки. Типология курсов по выбору. Требования к организации учебного процесса на курсах по выбору» |
Октябрь |
10. |
Посещение спецкурсов по выбору. Цели: - выявить уровень преподавания, организации учебного процесса на спецкурсах; - определить соответствие - выявить уровень - осуществление контроля |
В течение года |
11. |
Информационно – методическое совещание при завуче руководителей учебно – методических кафедр «Спецкурсы в системе предпрофильной подготовки в гимназии: перспектива на 2010 – 2011 учебный год» |
Декабрь |
12. |
Информационно – методические совещания на заседании учебно – методических кафедр «Спецкурсы в системе предпрофильной подготовки в гимназии: перспектива на 2010 – 2011 учебный год» |
Декабрь |
13. |
Информационно – методическое совещание при завуче учителей, желающих самостоятельно разработать программу спецкурса по выбору «Основные требования к разработке программ элективных курсов и спецкурсов. Экспертная оценка элективного курса» |
Декабрь |
14. |
Проведение системы подготовительных мероприятий, направленных на организацию предпрофильной подготовки в 2010 – 2011 учебном году: -
создание визитной карточки -
подготовка анкетирования - перспективное планирование спецкурсов по выбору. |
Декабрь |
15. |
Подготовка информации для создания «Образовательной карты территории» |
Январь – февраль |
16. |
Организация и проведение информационно – разъяснительной работы среди участников образовательного процесса (обучающихся 7, 8 классов, их родителей, классных руководителей): а) проведение информационно – методического совещания при завуче классных руководителей 7 классов «Смысл и содержание предпрофильной подготовки в 8 классе»; б) ) проведение информационно – методического совещания при завуче классных руководителей 8 классов «Особенности организации и структуры предпрофильной подготовки в 9 классе»; в) проведение в 7, 8 классах серии классных часов по соответствующей тематике; г) проведение в 7,8 классах родительских собраний с соответствующей повесткой дня; д) проведение учителями – предметниками презентации спецкурсов по выбору; е) индивидуальные собеседования с обучающимися 7,8 классов и их родителями |
Январь
Январь
Январь – февраль
Февраль
По мере необходимости |
17. |
Деятельность экспертной комиссии по организации профильного обучения на старшей ступени общего образования в гимназии № 1 г. Кемерово (по отдельному плану) |
Январь - июнь |
18. |
Изучение социального заказа участников образовательного процесса на открытие спецкурсов по выбору на параллели 8,9 классов в 2010 – 2011 учебном году |
Февраль |
19. |
Обработка анкетных данных, предоставленных обучающимися 7,8 классов и их родителями. Составление информационной справки о результатах выбора обучающимися спецкурсов для изучения в следующем учебном году. |
Март |
20. |
Подготовка предварительной информации о выполнении образовательной программы в части предпрофильной подготовки в следующем учебном году (учебный план предпрофильной подготовки, пояснительная записка к нему, информация об обеспеченности учебниками и учебными пособиями образовательного процесса в рамках предпрофильной подготовки) |
Апрель |
21. |
Разработка локальных нормативных актов |
В течение года |
22. |
Проведение административных совещаний по вопросам организации и осуществления предпрофильной подготовки в текущем учебном году и в перспективе |
В течение года по мере необходимости |
23. |
Проведение спецкурсов по выбору на параллели 8,9 классов |
В течение года |
24. |
Проведение спецкурса «Я выбираю профессию» (9класс) |
Согласно расписанию |
25. |
Подготовка необходимой информации для проведения курсов «Основы исследовательской деятельности», «Я выбираю профессию» и обеспечение ею учителей - предметников |
В течение года |
26. |
Индивидуальные консультации по вопросам организации, осуществления образовательного процесса в рамках предпрофильной подготовки |
В течение года |
27. |
Организация и осуществление сотрудничества с библиотеками города, со специалистами Центра занятости г. Кемерово |
В течение года |
28. |
Подготовка и проведение педсовета «Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся гимназии № 1 в 2010 – 2011 учебном году: итоги, проблемы, перспективы» |
Апрель |
1 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18 июля 2002 г. №2783.
2 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалко.- М.: Просвещение, 2007. – с. 120.
3 Касаткина, Н.А. Внеклассная работа по биологии [Текст] / Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2008. – с.158.
4 Верзилин, Н.М., Корсунская, В.М. Общая методика преподавания биологии [Текст] / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 2007. – с.110.
5 Сухова, Т.С. Технологии развивающего обучения на уроке биологии [Текст] / Т.С. Сухова. – М.: Вентана - граф, 2007. – с. 122.
6 Морзунова, И.Б., Сивоглазов В. Программы элективных курсов: Биология: 6-9 класс [Текст]: Предпрофильное обучение / И.Б. Морзунова, В. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007. – с.88.
7 Морзунова, И.Б., Сивоглазов В. Программы элективных курсов: Биология: 6-9 класс [Текст]: Предпрофильное обучение / И.Б. Морзунова, В. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007. – с.99.
Информация о работе Основы организации предпрофильной подготовки учащихся по биологии