Основы закономерностей пейзажа в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведения этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основы закономерностей пейзажа
1.1. Виды пейзажа
1.2. Воздушная перспектива
1.3. Рисование пейзажа
Глава II. Организация уроков по теме «Пейзаж» в начальной школе
2.1. Принципы программы по изобразительному искусству в начальной школе
2.2. Методические основы
2.3. Рисование по представлению «Осенний день» (карандаш, акварель или гуашь) – 1-й класс
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая пейзаж.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Управление образования  и науки Липецкой области

 

Государственное (областное) образовательное учреждении

среднего профессионального  образования

Лебедянский педагогический колледж

(Г(О)ОУ СПО Лебедянский  педагогический колледж)

 

 

 

Кафедра педагогики, психологии методики начального образования

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Основы закономерностей пейзажа в начальной школе

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Козлов Константин

Курс IV,  группа 41

Форма обучения: очная

 

Научный руководитель:

Сизова Светлана Анатольевна.

Рецензент:

 

 

 

 

 

 

 

Лебедянь

2011

Содержание

 

Введение                                                                                                                 

Глава I. Основы закономерностей пейзажа                                        

1.1. Виды пейзажа 

1.2. Воздушная перспектива                                                                          

1.3. Рисование пейзажа                                                                                

Глава II. Организация уроков по теме «Пейзаж» в начальной школе

2.1. Принципы программы по изобразительному искусству в начальной школе

2.2. Методические основы                                                                          

2.3. Рисование по представлению  «Осенний день» (карандаш, акварель  или гуашь) – 1-й класс                                                       

Заключение                                                                                                          

Список литературы                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также  произведения этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.

Пейзаж может нести  исторический, героический, фантастический, литературный, эпический характер.

Часто пейзаж служит фоном  в живописных, графических, скульптурных произведения других жанров. Художник не только стремится точно воспроизвести  выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительности и идейной содержательностью.

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы,  богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и  в миниатюрах.

Как самостоятельный  жанр пейзаж окончательно сформировался  в XVII в. Его создали голландские живописцы. Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII вв. Были созданы система валеров, световоздушная перспектива. В XIX в.

Творческие открытия мастеров пейзажа завоевание пленэрной  живописи продолжили импрессионисты, открывшие новые возможности  в передачи изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатство красочных оттенков.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие  и красоту природы в разное время года, в различных климатических  условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства  и настроение.

Интересны высказывание самих художников об изображении растительного мира природы. Так, К. Ф. Юон, говоря об огромном значении пейзажа в изобразительном искусстве, подчеркивает, что его сила не только в эмоциональном воздействии нам чувства человека, но и идейном воспитании, обусловленном мировоззренческим подходом, представления человека.

Изображение природы  оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка,  помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать  и понимать художественную ценность произведения искусства.

Основополагающий вопрос: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Формирование основ закономерностей пейзажа. Изучение различных техник повышающих творческие способности учащихся начальных классов.

Учебная программа предусматривает  рисование овощей, фруктов, цветов, листьев, деревьев с первого класса. Эти объекты дети рисуют с натуры или по памяти и по представлению. Пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков. Например, в первом классе дети рисуют на темы “Как я провел лето”, “Осенний день”, “Зимой на улице”, “Весна на улице”; во втором классе - “ Осень в саду”, “ Осенние работы школьников”, “ Утки на реке”, “ Весенний день”; в третьем классе - “ Осенью в деревне”, “ Катание с гор”, “ На сельской улице”, “ Работа на тракторе”, “Рыбная ловля” и т. д.

Вопросы учебной темы: Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.

Информационные ресурсы: интернет, печатные издания, мультимедийные приложения.

Целью нашего исследования является приобщение к искусству младших школьников посредством изучения темы пейзаж в различных техниках

Предмет исследования – процесс изучения конкретных путей формирования и воспитания творческий способностей детей к продуктивному творчеству при изучении  основ закономерностей пейзажа.

Задачи проекта:

- изучить искусствоведческую  и специальную литературу по  вопросу пейзажной живописи;

- выявить пути развития  пейзажной живописи;

- разработать колористическое  и композиционное решение пейзажей;

- выполнить пейзажи  в различных техниках;

Новизна работы: заключается в новом подходе основанном на организации творческой деятельности с использованием краеведческого материала, а также в интеграции современных техник детского творчества

Теоретическая и практическая значимость: заключается в обосновании возможности использования краеведческого материала, направленного на развитие художественного творчества.

 

Глава I. Основы закономерностей пейзажа

1.1. Виды пейзажа

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

В сельском пейзаже художника  привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. В стиле сельского пейзажа  писали Д.Д.Бурлюк, В.Ф.Стожаров.

Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Поэтому, очевидно, что именно в нем современность, переустройство общества, движения наиболее естественно нашли воплощение. Эту тенденцию пластически емко, образно и совершенно воплотило творчество Юрия Пименова, Вадима Дементьева, Константина Юона.

В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Эта природа оказывает свое воздействие то геометрически строгой, то свободной планировкой, гармоничным сочетанием природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой. В этом виде пейзажа нет художников основоположников и последователей, но есть множество работ известных авторов, которые можно отнести к данному виду. Например: картина ученика Репина Исаака Бродского “ Аллея Летнего сада осенью” картина Алексея Грицая “ Ленинград. Летний сад”.

Морской пейзаж – марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, о тороченных белоснежном кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.  Художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Мудрые люди говорят, что человек некогда не устаёт смотреть на огонь и воду вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное. Его изменчивый цвет, не обузданное стихия – все это стало главной темой в творчестве художников

маринистов. Россия – страна, омываемая многими морями, - дала искусству нескольких ярких маринистов, но Айвазовский был среди них первым. Учеником и последователем Айвазовского стал Алексей Боголюбов.

Архитектурный пейзаж близко соприкасается  с городским. Разница между ними заключается в том, что  в архитектурном  пейзаже художник  главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

В стиле архитектурного пейзажа  писали А.М.Васнецов, К.Ф.Юон, Каналетто.

В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, платин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий. Сегодня трудно представить, но еще 70-80 лет назад наша страна была сельскохозяйственной. В старой России  было очень мало заводов, а для богатства и преуспевания страны следовало развивать промышленность. В Петербурге со времен Петра I строили корабли, в конце века начали успешно добывать нефть на Каспии. Но бурный рост промышленности начинается именно 1930-е годы. Многие известные художники покидают свои мастерские и отправляются туда, где ведется бурное строительство индустриальных гигантов. Им было интересно передать пафос созидания, запечатлеть изменения, происходящие в облике страны.

Индустриальным пейзажем занимались Г.Нисский, П.Котов, А.Дейнека, А.Лабаса, П.Оссовский, А.Пантелеев, К.Богаевский, Ю.Ефремов.

Каждый пейзаж художник трактует по-своему,  вкладывая в него определенный смысл. Так, пейзаж, в котором природа  представляется величественной и не доступной для человека, можно назвать героическим. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.

В стиле героического пейзажа писали К.Ф.Богаевский, И.И,Шишкин, С.Савченко, И.Н.Занковский, А.И.Куинджи.

Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания. Обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее. Это служебная функция пейзажа заставляет художника сочинять и стилизовать природные мотивы, заботясь не столько о реалистической трактовки изображаемого, сколько о красоте группировки пейзажных элементов. Естественно, что и цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения, отчего пейзаж стал называться декоративным.

Лирический пейзаж. Стремление найти  в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

Основоположником русского лирического  пейзажа является А.К.Саврасов – русский живописец, пейзажист.

Мотивами романтического пейзажа  являются грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра. В  пейзаже порой запечатлевается  бунтарское начало, несогласие с существующем порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.

Романтизм  стал первым художественным направлением, в котором со всей определенностью проявилось осознание  творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто  провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.

В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров – в живописи и графике А.О.Орловского, в портретах О.А.Кипренского, от части – В.А.Тропинина. Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, Ф.П.Толстого: в тоже время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П.А. Федотова и А.А.Иванова.

Исторические события, о которых  напоминают изображенные архитектурные  и скульптурные памятники, называется – историческим пейзажем.

Скромный, заросший травой и ромашками  двор наполнен совсем не поэтическими деталями: колодец, сарай, большой деревянный ящик для мусора. Но все вместе делает двор “ живым”, обитаемым. Дворик не безлюден: идет женщина с ведром, стоит запряженная лошадь, возятся дети – этот московский уголок рассказывает о жизни своих обитателей, да и обо всей патриархальной  Москве.

Это “ старинность” жизни подчеркнута благородным соседством нашего дворика с красивым особнячком, частично освещенным солнцем. Мягкая живописная свечение теплого летнего дня, тишина арбатского переулка, неторопливость протекающей жизни, похожей на сельскую, – все изображенное на полотне соотносится с понятием  “ счастье”.

Именно об этом размышлял Поленов: “ Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит”.

То, что написал художник давно, ушло в прошлое. Взгляд из сегодняшней  жизни позволяет увидеть в  этом полотне все признаки исторической картины.

Информация о работе Основы закономерностей пейзажа в начальной школе