Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 01:12, курсовая работа
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведения этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Введение
Глава I. Основы закономерностей пейзажа
1.1. Виды пейзажа
1.2. Воздушная перспектива
1.3. Рисование пейзажа
Глава II. Организация уроков по теме «Пейзаж» в начальной школе
2.1. Принципы программы по изобразительному искусству в начальной школе
2.2. Методические основы
2.3. Рисование по представлению «Осенний день» (карандаш, акварель или гуашь) – 1-й класс
Заключение
Список литературы
Управление образования и науки Липецкой области
Государственное (областное) образовательное учреждении
среднего профессионального образования
Лебедянский педагогический колледж
(Г(О)ОУ СПО Лебедянский педагогический колледж)
Кафедра педагогики, психологии методики начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Основы закономерностей пейзажа в начальной школе
Выполнил студент
Козлов Константин
Курс IV, группа 41
Форма обучения: очная
Научный руководитель:
Сизова Светлана Анатольевна.
Рецензент:
Лебедянь
2011
Содержание
Введение
Глава I. Основы закономерностей пейзажа
1.1. Виды пейзажа
1.2. Воздушная перспектива
1.3. Рисование пейзажа
Глава II. Организация уроков по теме «Пейзаж» в начальной школе
2.1. Принципы программы по изобразительному искусству в начальной школе
2.2. Методические основы
2.3. Рисование по представлению
«Осенний день» (карандаш, акварель
или гуашь) – 1-й класс
Заключение
Список литературы
3
ВВЕДЕНИЕ
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведения этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может нести исторический, героический, фантастический, литературный, эпический характер.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведения других жанров. Художник не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительности и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего востока, особенно в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы, богатые дома. Пейзажи нередко служили для передачи условных пространственных построений в иконах и в миниатюрах.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские живописцы. Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII вв. Были созданы система валеров, световоздушная перспектива. В XIX в.
Творческие открытия мастеров пейзажа завоевание пленэрной живописи продолжили импрессионисты, открывшие новые возможности в передачи изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатство красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроение.
Интересны высказывание самих художников об изображении растительного мира природы. Так, К. Ф. Юон, говоря об огромном значении пейзажа в изобразительном искусстве, подчеркивает, что его сила не только в эмоциональном воздействии нам чувства человека, но и идейном воспитании, обусловленном мировоззренческим подходом, представления человека.
Изображение природы оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведения искусства.
Основополагающий вопрос: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Формирование основ закономерностей пейзажа. Изучение различных техник повышающих творческие способности учащихся начальных классов.
Учебная программа предусматривает рисование овощей, фруктов, цветов, листьев, деревьев с первого класса. Эти объекты дети рисуют с натуры или по памяти и по представлению. Пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков. Например, в первом классе дети рисуют на темы “Как я провел лето”, “Осенний день”, “Зимой на улице”, “Весна на улице”; во втором классе - “ Осень в саду”, “ Осенние работы школьников”, “ Утки на реке”, “ Весенний день”; в третьем классе - “ Осенью в деревне”, “ Катание с гор”, “ На сельской улице”, “ Работа на тракторе”, “Рыбная ловля” и т. д.
Вопросы учебной темы: Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы.
Информационные ресурсы: интернет, печатные издания, мультимедийные приложения.
Целью нашего исследования является приобщение к искусству младших школьников посредством изучения темы пейзаж в различных техниках
Предмет исследования – процесс изучения конкретных путей формирования и воспитания творческий способностей детей к продуктивному творчеству при изучении основ закономерностей пейзажа.
Задачи проекта:
- изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи;
- выявить пути развития пейзажной живописи;
- разработать колористическое
и композиционное решение
- выполнить пейзажи в различных техниках;
Новизна работы: заключается в новом подходе основанном на организации творческой деятельности с использованием краеведческого материала, а также в интеграции современных техник детского творчества
Теоретическая и практическая значимость: заключается в обосновании возможности использования краеведческого материала, направленного на развитие художественного творчества.
Глава I. Основы закономерностей пейзажа
1.1. Виды пейзажа
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. В стиле сельского пейзажа писали Д.Д.Бурлюк, В.Ф.Стожаров.
Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Поэтому, очевидно, что именно в нем современность, переустройство общества, движения наиболее естественно нашли воплощение. Эту тенденцию пластически емко, образно и совершенно воплотило творчество Юрия Пименова, Вадима Дементьева, Константина Юона.
В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Эта природа оказывает свое воздействие то геометрически строгой, то свободной планировкой, гармоничным сочетанием природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой. В этом виде пейзажа нет художников основоположников и последователей, но есть множество работ известных авторов, которые можно отнести к данному виду. Например: картина ученика Репина Исаака Бродского “ Аллея Летнего сада осенью” картина Алексея Грицая “ Ленинград. Летний сад”.
Морской пейзаж – марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, о тороченных белоснежном кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии. Художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Мудрые люди говорят, что человек некогда не устаёт смотреть на огонь и воду вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное. Его изменчивый цвет, не обузданное стихия – все это стало главной темой в творчестве художников
маринистов. Россия – страна, омываемая многими морями, - дала искусству нескольких ярких маринистов, но Айвазовский был среди них первым. Учеником и последователем Айвазовского стал Алексей Боголюбов.
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
В стиле архитектурного пейзажа писали А.М.Васнецов, К.Ф.Юон, Каналетто.
В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, платин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий. Сегодня трудно представить, но еще 70-80 лет назад наша страна была сельскохозяйственной. В старой России было очень мало заводов, а для богатства и преуспевания страны следовало развивать промышленность. В Петербурге со времен Петра I строили корабли, в конце века начали успешно добывать нефть на Каспии. Но бурный рост промышленности начинается именно 1930-е годы. Многие известные художники покидают свои мастерские и отправляются туда, где ведется бурное строительство индустриальных гигантов. Им было интересно передать пафос созидания, запечатлеть изменения, происходящие в облике страны.
Индустриальным пейзажем занимались Г.Нисский, П.Котов, А.Дейнека, А.Лабаса, П.Оссовский, А.Пантелеев, К.Богаевский, Ю.Ефремов.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл. Так, пейзаж, в котором природа представляется величественной и не доступной для человека, можно назвать героическим. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.
В стиле героического пейзажа писали К.Ф.Богаевский, И.И,Шишкин, С.Савченко, И.Н.Занковский, А.И.Куинджи.
Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания. Обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее. Это служебная функция пейзажа заставляет художника сочинять и стилизовать природные мотивы, заботясь не столько о реалистической трактовки изображаемого, сколько о красоте группировки пейзажных элементов. Естественно, что и цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения, отчего пейзаж стал называться декоративным.
Лирический пейзаж. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.
Основоположником русского лирического пейзажа является А.К.Саврасов – русский живописец, пейзажист.
Мотивами романтического пейзажа являются грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующем порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.
Романтизм стал первым художественным
направлением, в котором со всей
определенностью проявилось осознание
творческой личности как субъекта художественной
деятельности. Романтики открыто
провозгласили торжество
В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров – в живописи и графике А.О.Орловского, в портретах О.А.Кипренского, от части – В.А.Тропинина. Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, Ф.П.Толстого: в тоже время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П.А. Федотова и А.А.Иванова.
Исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, называется – историческим пейзажем.
Скромный, заросший травой и ромашками двор наполнен совсем не поэтическими деталями: колодец, сарай, большой деревянный ящик для мусора. Но все вместе делает двор “ живым”, обитаемым. Дворик не безлюден: идет женщина с ведром, стоит запряженная лошадь, возятся дети – этот московский уголок рассказывает о жизни своих обитателей, да и обо всей патриархальной Москве.
Это “ старинность” жизни подчеркнута благородным соседством нашего дворика с красивым особнячком, частично освещенным солнцем. Мягкая живописная свечение теплого летнего дня, тишина арбатского переулка, неторопливость протекающей жизни, похожей на сельскую, – все изображенное на полотне соотносится с понятием “ счастье”.
Именно об этом размышлял Поленов: “ Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит”.
То, что написал художник давно, ушло в прошлое. Взгляд из сегодняшней жизни позволяет увидеть в этом полотне все признаки исторической картины.
Информация о работе Основы закономерностей пейзажа в начальной школе