Основы закономерностей пейзажа в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведения этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основы закономерностей пейзажа
1.1. Виды пейзажа
1.2. Воздушная перспектива
1.3. Рисование пейзажа
Глава II. Организация уроков по теме «Пейзаж» в начальной школе
2.1. Принципы программы по изобразительному искусству в начальной школе
2.2. Методические основы
2.3. Рисование по представлению «Осенний день» (карандаш, акварель или гуашь) – 1-й класс
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая пейзаж.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Воздушная перспектива

Для изображения пейзажа  необходимы знания воздушной перспективы.

Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых  признаков предмета под воздействием воздушной среды и пространства.

Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, то есть толщи воздушного слоя, с увеличением влажности, частиц пыли, давления и прочего. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Вместе с этим следует учитывать и зависимость внешнего облика формы от особенностей нашего зрительного восприятия, от солнца, от времени года, времени суток, погоды, от свойств земной поверхности. Рассмотрим некоторые закономерности.

Известно, что видимость предмета определяется величиной его изображения  на сетчатке глаза. Чем ближе предмет, тем больше величина его углового размера, тем больше его размер изображения на сетчатке. Значит, оно распределяется на множество светочувствительных клеток сетчатки и раздражая их, дает больше сведений о форме предмета, что обеспечивает наибольшую детальною видимость его. Напротив, чем дальше предмет от наблюдателя, тем меньше величина его углового размера, тем меньше информация о предмете, что не обеспечивает хорошей видимости. И действительно, все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются исчерпывающей полнотой, а дальние – неполно, обобщенно.

Изображение пространственной глубины  требует определенной характеристики предметов,  находящихся на значительном расстоянии друг от друга, требует решения  качественного разных задач. При изображении первоплановых предметов раскрываются индивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждого предмета  мелких и крупных частей и передачу целостности большой Фомы, в которой все элементы согласованны

и соподчинены; при изображении предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, как формируется из них характер всей массы, цельной и несколько уплощенной; при изображении предметов дальнего плана крайне обобщают форму схематизацией предметов, показом не частей, а всей их плоской массы через контур, светлому или цвет.

Из сказанного можно вывести  первый закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимается подробно, а удаленные – обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.

Прозрачный воздух позволяет нам  видеть на большом расстоянии. Особенно хорошо обозревается окружающие с высоких  горных вершин и холмов, а так  же после летних ливней. Все кажется  четким и ясным, свежим и чистым. Точно сдернули завесу, прикрывавшую многоцветную картину мира. Однако движение воздуха поднимает вверх мелкие частицы пыли, дыма, мельчайшие капельки воды и рассеивает их. Эти частицы мутят воздух и делают его менее прозрачным. Дальние предметы, обволакиваясь замутненным воздухом, теряют мелкие детали, четкость границ и контуров.

Из этих наблюдений можно вывести  второй закон перспективы: все ближние  предметы воспринимаются четко, а удаленные  – неопределенно; для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленных – мягче. 

Загрязненность или замутненность  воздуха не только смягчает  границы  удаленных предметов. Она изменяет светлоту их поверхностей. Темные или затемненные части, напротив, на большом расстоянии светлеют. Это объясняется тем, что свет, проходящий сквозь затуманенный воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. Образуется светлая завеса, которая, прикрывая темные предметы и тени, делает их светлее.

Из наблюдений этих явлений можно  вывести третий закон воздушной перспективы: на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притенять, а темные – осветлять.

Четвертый закон воздушной перспективы: все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими; для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.

Чистый и прозрачный воздух не изменяет цвет предмета, находящегося в непосредственной близости от наблюдателя, и почти не изменяет цвет удаленного предмета.

Мелкие частицы воздуха рассеивают световые лучи избирательно, то есть не все, а только коротковолновые. Крупные не прозрачные частицы отражают свет нейтрально, то есть все лучи, входящие в световой поток и имеющее различную длину. Поэтому, если воздух насыщен крупными частицами пыли, дыма или капельками воды, образуется плотная беловатого цвета дымка. По мере удаления предметов в глубину она прикрывает их все более и более плотной завесой, ослабляя их цвет и растворяя его в белесом тумане. Видимость становится плохой, но возникший контраст между яркой насыщенной окраской ближних предметов и осветленными дальними подчеркивает глубину удаленности некоторых предметов.

Наблюдения этих явлений позволяет  сформулировать пятый закон воздушной  перспективы: все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают  цвет этой дымки – фиолетовые, синий, голубой  или беловатый; для передачи пространства надо ближние предметы изображать яркоокрашенными, а удаленные – бледными.

Для предметов, расположенных близко от наблюдателей, характерно цветовое разнообразие. Благодаря этому все  ближние предметы   кажутся  объемными, многоцветными и разнообразными, а удаленные – плоскими, одноцветными и однообразными. Это особенность нашего виденья формулируется в шестой закон воздушной перспективы: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми. Законы воздушной перспективы помогают грамотно передать пространство. Однако этого мало: чтобы создать реалистический пейзаж, надо овладеть приемами и средствами изображения наиболее распространенных природных форм, способами передачи различных состояний природы.

1.3. Рисование пейзажа.

Пейзаж представляет большие возможности для изучения и практического освоения приемов  передачи глубины пространства. Что  зависит  от знания линейной и воздушной перспективы. Но вместе с этим имеет значение  ряд моментов, помогающих правильной организации работы.  Каждый рисовальщик должен уметь изображать пейзаж. Выбрать выразительные сельские и городские пейзажные мотивы не просто. Для этого можно использовать рамку-видоискатель. Выбирая натуру, надо постараться найти такой уголок природы, который был бы привлекательным и заключал в себе элементы, ясно показывающие ход в глубину. Это могут быть деревья, кустарники, дорога или тропинка, дома и многое другое. Для построения перспективно-грамотной пейзажной композиции важно, чтобы эти элементы располагались в пространстве в виде целостных, взаимосвязанных и уравновешенных групп, находящихся в разных пространственных планах.

Следует также обратить внимание на положение линии горизонта. При низкой точке зрения, когда линия горизонта соответственно понижается, земная поверхность сильно сокращается и элементы пейзажа, расположенные на земле, загораживают друг друга. Такая пейзажная композиция обычно строится на основе немногих элементов ближнего и дальнего планов. Это сближение разно удаленных предметов приводит к резкому обозначению разницы между ними по всем признакам, включая и расстояние. Выделение элементов первого плана придает их  изображению особую монументальность и величие. При высокой точке зрения земная поверхность широко развертывается перед рисующим, он видит, как элементы пейзажа последовательно уходят в даль, захватывая пространство от первого плана до самого горизонта и утверждая каждый свое место в этом пространстве. Композиция с высоким горизонтом строится как многоплановая. Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану. В таком пейзаже показывается обширное пространство с множеством взаимосвязанных элементов, гармонически соподчиненных и образующих целостную картину.

Изображение пейзажного мотива начинается  с определения  формата и положения листа  бумаги. Затем на бумаге проводят линию  горизонта, определяющую отношение неба и земли. На земле рисуют основные элементы пейзажа (начинают с самых важных и больших). Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлых линиями, стремясь к тому, чтобы они  образовывали четкие пространственные планы. Такое размещение основных элементов с учетом сокращение размеров по мере удаления к горизонту, загораживания и повышения уровня их основания ведет к прорыву картинной плоскости и появлению уже на первой этапе глубины.

Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется. Если на первой ступени рисования учитывается только законы линейной перспективы, теперь придется руководствоваться и законами воздушной перспективы. В согласии с ними определяется количество деталей в каждом плане, устанавливается мера четкости их контуров; передаются характерные индивидуальные признаки, после чего обобщается все изображенное.

Начиная живописное изображение  пейзажа, следует хорошо представлять себе его цветовой строй. В утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых цветовых оттенков, в солнечном полуденном – контрастных, насыщенных, светлых теплых и темных холодных, в вечернем – темных теплых; в ночном – очень темных синеватых и зеленоватых. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенными цветосочетания, освещенные части пейзажа кажутся холодными, а затемненными – теплыми по цвету. Цветовой строй задается пейзажу освещением и состоянием атмосферы.

Все времена года имеют  свои характерные цвета в пейзаже. Палитра их многообразна. Вот несколько примеров. Весной больше небесно-голубого, Природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого и охристого. Ну, а для контраста – цвет молодой зелени и приглушенный коричневый.

Краски лета сочные, яркие  и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый и оранжевый цвета. К каждому локальному цвету подбирается  богатая гамма разнообразных  сложных оттенков.

Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие цвет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и  фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму может дополнить зеленый цвет хвои, а для неба в пору золотой осени используют синий кобальт.

Зимний пейзаж содержит  максимум цветовых контрастов, небо часто становиться темнее, чем поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда, контрасты белого и черного цветов. Композиции чаще всего ясные, четкие, лаконичные.

При рисовании пейзажа  не всегда используются яркие краски; порой близкие по тону нежные краски акварели идеально подходят для цвета песка, воды, неба.

Моделировка формы производным  цветом осуществляется с таким расчетом, чтобы, во-первых, передать объем каждого  элемента пейзажа; во-вторых, передать объем обусловленными цветовыми оттенками, возникающими в результате взаимодействия всех элементов данного плана, и, в-третьих, установить цветовую связь между всеми планами пейзажа.

Следует показать, как  предметный цвет, например первопланового дерева, изменяется под воздействием освещения, рефлексов от  зеленой листвы соседних деревьев, стены дома, травы и неба, а затем показать, какие цветовые изменения происходят с деревьями по мере их ухода в глубину.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ПО ТЕМЕ “ПЕЙЗАЖ”

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Принципы программы по изобразительному искусству

в начальной школе

Урок по теме пейзаж, как  и любой урок изобразительного искусства  должен отвечать некоторым принципам.

Принцип целостности  и неспешности эмоционального освоения содержания искусства ( тематический принцип) .

Самый ответственный  принцип программы. Нарушение его  – нарушение ее сути. Каждый учебный  год – обязательно целостная  проблема. Каждая четверть определяет поворот, свою грань этой проблемы. Тематика программы позволяет ребенку “ вживаться” в живую ткань художественной культуры своего народа и всего человечества. Целостность программы обеспечивают:

а) метод поэтапных  открытий через вычленение тем каждого  урока и неповторимости их;

б) метод единства восприятия и созидания, когда все виды деятельности на уроке направлены на эмоциональное переживание художественного образа;

в) обобщающее уроки в  конце четверти, позволяющий перевести  ее тематику на новый уровень  осознания;

г) метод широких ассоциаций, опирающиеся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми искусства.

Принцип художественного  сопереживания или уподобления.

Для вхождения ребенка  в состояние сопереживания, уподобление  необходимо создать на уроке соответствующую  ситуацию. Нужна особая атмосфера кабинета искусства, нужны игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа произведения искусства, артистизм учителя. Учитель должен знать методы педагогической драматургии. Каждый педагог – это режиссер, а класс – его труппа. На этом строятся многие дидактические игры  на уроках:

а) “ Художник и зритель”;

б) “ Три мастера – мастер  Украшения, мастер Изображения, мастер Постройки.” Они появляются 1-м классе и сопутствуют детям до конца начальной школы, в форме игры способствуя осознанию ими трех форм художественной деятельности.

Принцип диалога культуры.

Он  осуществляется через  выстраивание содержание программы  по принципу “от родного порога – в мир общечеловеческой культуры”. От родного порога – это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до сознания родины как содружество многих народов, имеющих самобытную культуру, и дальше, до знакомства с искусством народов мира. Все познается в сравнении острее.

Информация о работе Основы закономерностей пейзажа в начальной школе