Основы закономерностей пейзажа в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведения этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основы закономерностей пейзажа
1.1. Виды пейзажа
1.2. Воздушная перспектива
1.3. Рисование пейзажа
Глава II. Организация уроков по теме «Пейзаж» в начальной школе
2.1. Принципы программы по изобразительному искусству в начальной школе
2.2. Методические основы
2.3. Рисование по представлению «Осенний день» (карандаш, акварель или гуашь) – 1-й класс
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая пейзаж.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Принцип творческой самореализации.

В наших детях необходимо сформировать потребность в художественной деятельности, в приобретении умений и навыков в этой области. Есть целый ряд методов для активизации их творческого сознания:

а) свобода в системе  ограничений, когда четкая выполнение практических задач, с одной стороны, и постоянная их сменяемость, с другой, формирует целеустремленность ребенка;

б) метод диалога, в  котором учитель и ученик –  собеседники – выясняют волнующие  их обоих вопросы “ зачем?” и “как?”, и тогда восприятие искусства и слово органично претворяются в деятельность по созданию собственного художественного образа;

в) метод сравнения  и ассоциаций;

г) метод коллективных, групповых и индивидуальных работ  детей, развивающих в них чувство  единения и ответственности.

Принцип единства реального  и фантазии.

У любого художественного творчества два “крыла” – реальность и фантазия. Одно помогает отражать действительность, другое помогает уходить от стереотипов и зрительных штампов. Только в изобразительном искусстве процессы придумывания, фиксации замысла имеет непосредственный характер для ребенка, держащего в руках карандаш или кисть.

Принцип реализации связи  искусства с жизнью раскрывается через:

а) активизацию жизненного опыта детей при создании ими  каждой темы урока;

б) внеклассную, индивидуальную и коллективную поисковую деятельность;

в) отчетные уроки перед  родителями;

г) оформление работами учеников интерьера школы и школьных праздников.

2.2. Методические основы

Каждому учителю, посвятившему свою жизнь детям, постоянно приходится задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда, собственно:

а) для чего учить –  цели и задачи (воспитательная, образовательная, практическая);

б) чему учить – содержание учебного процесса;

в) как учить – исследование процесса образования, использование различных форм, методов, технологий;

г) как учатся дети –  исследование процесса обучения и воспитания; итогов педагогической деятельности, качества развития детей;

д) средства обучения –  оснащение учебного процесса дидактическим  и методическим материалам, организация рабочего места учителя и учащихся.

Чтобы выполнить все  эти задачи, надо быть мастером своего дела, знать все то, что накоплено  предыдущими поколениями педагогов, достижениями современной педагогической науки с активным использованием своего личного опыта.

Подготовка учителя  к уроку.

Прежде всего, надо внимательно  прочитать и понять цели и задачи программы, обозначенные в пояснительной  записке. Ознакомление с ее содержанием, логикой поможет в выборе методической основы преподавания предмета. Подготовка к уроку складывается:

а) из изучения тематики, содержания и задач урока;

б) планирование урока, ее структуры и драматургии;

в) подбора дидактического материала;

г) качественного отбора материала к каждому уроку.

Методика урока (общие  вопросы).

Методика урока строится в зависимости то задач и  тематики, заявленных в программе, и основывается на разработке тематических положений.

Триединство задач.

Каждый урок включает воспитательные, образовательные и  творческие задачи, которые дают возможность расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости. Передача социального опыта от учителя ученику формирует отношение ребенка к природе, обществу, культуре своего народа и уважения к культуре других народов. Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий доступной возрасте форме. Широки знания, профессиональная терминология самого раннего возраста входят в понятия учеников в не навязанной форме запоминания, а процессе всей работы на уроке. Передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке. Здесь это – показ приемов работы, разными инструментами, материалами, разной техники работы, решение композиции, пространства и колорита, умение анализировать произведения искусства обращение к творческим работам самого учителя.

Опорные понятия.

Включают то, на чем  строится понимание нового материала. У всего, что дети наблюдали, читали, слышали от учителя от родителей, узнали друг от друга, увидели по телевизору.

Основные понятия.

Это понятия, которые  формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия  учитель не дает в готовом виде, а подводит детей к ним исподволь, включая их в активную беседу, работая  с иллюстративным материалом. Включение в структуру урока музыки и литературного материала дают детям возможность более образно, на эмоциональном уровне воспринимать основные понятия.

Планирование времени  на уроке.

Распределение времени  на уроке зависит от его целей  и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу, решает сам учитель при наличии двух часов в неделю вся система уроков сохраняется, только появляется возможность больше времени использовать на практическую работу, на работу с натуры, на работу на природе. Возможно также выполнение разных вариантов заданий на уроке в целом.

Активность учителя  на уроке.

Уроки изобразительного искусства требуют  постоянной активной работы учителя на уроке. От активности  учителя зависит формирование творческой активности учащихся.

Психологическая сторона  урока.

Развитие внимание учащихся, мышления,  речи, воображения, творческих способностей.

Работа с учебником.

Учебник, ни в коем случае, не должен заменять учителя на уроке. Он является только подспорьем в работе и может быть использован по усмотрению учителя во время беседы, объяснения темы или практического задания.

Практическая работа учеников.

Практическая работа детей связана с конкретной задачей  и заданием для выполнения в классе. Это могут быть упражнения, наброски, зарисовки, эскизы и длительная работа с материалом. Живопись, графика, лепка, бумажная пластика дают возможность попробовать свои силы в разных видах искусства, освоить элементарные приемы работы, выявить свои возможности и способности.

Методы работы на уроке

  1. Словесные: слово учителя; беседа, сравнение; деловые игры, создание ситуаций уподобление действиями, мимикой.

Наглядные: коллективная рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов;  использование домашних наблюдений.

  1. Практические: показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом.
  2. Творческие: исследование, поиск, творческая работа.
  3. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение найти положительные результаты.

Расширение видов деятельности на уроке.

  1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоение нового материала.
  2. Работа с учебником.
  3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по памяти, по фантазии.
  4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.
  5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.
  6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.
  7. Освоение техники живописи – акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики – углем, карандашом, тушью.
  8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани.

2.3. Рисование по представлению «Осенний день»

(карандаш, акварель или  гуашь) – 1-й класс

Цель задания –  развитие у первоклассников зрительных представлений, умение компоновать  и передавать в рисунки ближние  и дальние предметы. На примере  картин В.А Серова “Октябрь. Домотканово”, И.И Бродского “Опавшие листья” детям раскрываются отличительные особенности, красота осенней природы.

Проверив подготовку школьников к уроку, учитель объявляет  тему урока, время, в течение которого следует выполнить учебное задание.

Затем в течение 15-20 минут учитель знакомит учащихся с картинами В.АСерова “Октябрь. Домотканово”, И.И.Бродского “Опавшие листья”. Отмечается лиричность передачи художниками русской природы, их восхищение ее красотой, мастерством.

После этого проводится беседа по теме предстоящей детям работы: раскрываются возможные варианты, сюжеты рисунков.

Учитель рассказывает о  последовательности выполнения тематического  рисунка и устно описывает  эту последовательность. Вначале  выполняется схематичный, рабочий, примерно в одну четверть листа бумаги эскиз, в котором намечаются основные  объекты изображения. Затем тонкими еле заметными линиями ведется работа над основным рисунком (линейное построение рисунка). Рисунок начинается с обозначения общими линиями пространственного расположения главных объектов на поверхности листа, далее помечаются общие формы объектов и, наконец, детально прорисовывается вся композиция. Объясняя элементарные правила изображения деревьев и других объектов в пространстве, учитель с помощью таблиц и классной доски обращает внимание первоклассников на то, что деревья, расположенные ближе, изображаются основаниями ниже и крупнее дальних деревьев.

После объяснения педагог  вызывает к доске одного-двух учеников, которые успешно повторяют последовательность линейного построения рисунка.

Во время самостоятельной  работы учащихся педагог проводит фронтальную  и индивидуальную работу с детьми: на классной доске показывает типичные ошибки, способы их исправления, демонстрирует  всему классу удачные рисунки.

На втором уроке, прежде чем начать работу над тематическим рисунком красками, учащиеся уточняют линейное построение рисунка. Затем учитель на планшете с наклеенной бумагой демонстрирует последовательность выполнение тематического рисунка в цвете. На планшете он пишет акварельными красками, начиная с участков формы, находящихся в тени.

Разрешив пользоваться гуашевыми красками, учитель рассказывает школьникам о особенностях этих красок, о их отличии от акварельных, показывает приемы работы гуашевыми красками, особое внимание учащихся обращается на то, что гуашевые краски – кроющие, поэтому каждый повторный слой краски совершенно закрашивает первый слой. Школьникам сообщается, что при работе гуашевыми красками нельзя один слой краски наслаивать на другой, – слишком густое наслоение краски ведет к ее осыпанию. Школьники выполняют упражнение – ровным слоем закрашивают прямоугольники.

После объяснения учителя  дети приступают к рисованию. Они  последовательно ведут работу. Во время самостоятельной работы учащихся педагог проводит фронтальную работу с детьми – показывает всему классу удачные начала работы в рисунках отдельных учеников, на полях рисунков детей демонстрирует приемы работы кистью и т.д.

В конце урока проводится анализ лучших рисунков учащихся, за которые  сразу же выставляются оценки.

“Детская природа  ясно требует наглядности. Учите  ребенка каким-нибудь пяти не известным  ему словам, и он будет долго  и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких  слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

 

 

Список литературы

  1. Колякина, А.И. Методика организации уроков коллективного творчества [Текст]: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ А.И. Колякина. – М., 2003.
  2. Коротеева, Е.И. Искусство и ты [Текст]/ Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Костерин, Н.П. Учебное рисование [Текст]: пособие для студентов педагогических училищ/ Н.П. Костерин. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Кузин, В.С. Методика преподавания ИЗО в 1-3 классах [Текст]: пособие для студентов средне-специальных учебных заведений/ В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
  5. Кузин, В.С. Наброски и зарисовки [Текст]/ В.С. Кузин. – М., 1975.
  6. Кузин, В.С. ИЗО и методика его преподавания в начальных классах [Текст] пособие для студентов средне-специальных учебных заведений/ В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Кузин, В.С. Основы обучения ИЗО в школе [Текст]/ В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1977.
  8. Островская, А.В. Уроки ИЗО в начальной школе [Текст]/ А.В, Островская. – М., 1999.
  9. Смирнов, Г.Б. Живопись [Текст]/ Г.Б. Смирнов. – М., 1975.
  10. Ушинский, К.Д. Изображение педагогических произведений [Текст]/ К.Д. Ушинский. – М., 1968.

 

 

Изобразительное искусство 2 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику. / В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной / авт. – сост. Л.М. Садкова. – Волгоград, 2005. – 141 с.

Изобразительное искусство 3 кл. [Текст]: поурочные планы по учебнику. / Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской, А.С. Питерских. под ред. Б.М. Неменского, С.Б. Дроздова. – Волгоград, 2005. –207 с.

Информация о работе Основы закономерностей пейзажа в начальной школе