Особая роль игры в обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игры занимают одно из ведущих мест. Воспитатели и педагоги должны заботиться о правильном выборе игрушек, о создании для детей такой обстановки, чтобы они могли играть в разнообразные интересные игры.

Файлы: 1 файл

контрольная по ФЭМП.docx

— 38.94 Кб (Скачать файл)

Особая роль игры в обучении детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игры занимают одно из ведущих мест. Воспитатели  и педагоги должны заботиться о правильном выборе игрушек, о создании для детей  такой обстановки, чтобы они могли  играть в разнообразные интересные игры.

Игра имеет огромное значение для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка дошкольного возраста. Она  позволяет наиболее полно развить  его коммуникативные качества, координацию  движений, способность к нестандартному мышлению, творчеству. В отдельных  случаях с помощью игры можно  привить интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Общение со взрослыми также очень важно для разнообразия детских игр.

Среди многообразия игр, используемых для обучения и развития детей  старшего дошкольного возраста, можно  выделить спортивные, ролевые, сюжетные, игры—хороводы, развивающие и многие другие. Каждая группа игр решает определенные воспитательные задачи, влияет на общее  и интеллектуальное развитие ребенка, позволяет разнообразить его  навыки и умения. Так, развивающие  игры повышают внимательность, способность  ребенка к самоконтролю, развивают  память, мышление. Ролевые - дают общее представление о социальных ролях, профессиях, различных событиях. Подвижные и спортивные - развивают реакцию, дают общую физическую подготовку, выносливость. Нельзя также забывать о творческом элементе, присутствующем в большинстве игр.

Очень важно помнить о  таком средстве воспитания, как игрушка. Она является неотъемлемой частью самых  разнообразных игр. Игрушка должна быть в первую очередь безопасной для ребенка и соответствовать  современным гигиеническим требованиям. Разнообразие игрушек обусловлено  неоднородностью самих детских  игр.

Большинство игр можно  объединить в следующие большие  группы: подвижные, дидактические и творческие.

Подвижные игры необходимы для поддержания хорошего физического состояния ребенка, а также для отдыха, предотвращения чрезмерных умственных и психических нагрузок. В них важен момент соревнования, иногда соперничества или, напротив, взаимопомощи. Подвижные игры очень разнообразны. Условия передаются из поколения в поколение, меняются, обновляются. Многие игры уходят в прошлое, например лапта. Подвижные игры постоянно дополняются, усложняются их правила. Так, в обычные «догонялки» дети ухитряются внести творческий элемент. Например, если ребенок дотронется до деревянного предмета, то ловить его нельзя – «киса дерева боится!»

Дидактические игры способствуют концентрации внимания и развитию интеллектуального  мышления дошкольников. Это разновидность  обучающих игр. Они, как правило, содержат конкретную цель и предполагают конечный результат. Чтобы такая  игра была интересна ребенку, он не должен знать о существовании  конкретной обучающей цели. Среди них можно выделить словесные («съедобное – несъедобное»), народные, (конкурс скороговорок, пословиц), схематичные (лабиринты, построение моделей, схем), развивающие умственные способности (головоломки, загадки, ребусы, пазлы, для более старших групп – кроссворды).

Такие игры требуют наличия  навыков абстрактных представлений, организованности, умения сосредоточиться  на выполнении конкретной задачи. Ход  многих дидактических игр позволяет  дополнять их содержание, расширять  первоначально поставленные задачи. Большое значение имеют коллективные настольные игры – различные тематические лото, конструкторы, складывание картинок, мозаик. В таких играх может  присутствовать элемент соревнования. Например, кто быстрее и правильнее соберет какую-нибудь машину из деталей конструктора, сложит картинку из пазлов и т. д.

Существует множество  настольных дидактических игр с  прилагаемыми правилами (эти правила  составляются самими разработчиками игр  с учетом возрастных особенностей дошкольников). Детям предлагаются разнообразные  головоломки, пирамиды, вкладыши. Все  большее распространение приобретают  деловые игры в их упрощенном для  детей дошкольного возраста варианте. Кроме того, детям старшего дошкольного  возраста все чаще предлагаются дидактические  компьютерные игры, способствующие развитию у детей первоначальных навыков  работы на персональных компьютерах. Однако необходимо помнить о соблюдении правильного режима работы с компьютером, четко установленных временных  рамках, а также о соблюдении обязательных гигиенических норм в помещениях, оборудованных электронно-вычислительной техникой (более частое проветривание помещений, проведение влажной уборки и т. д.).

Творческие игры – это  обыгрывание различных сюжетов, ролевых ситуаций, конкретных образов. Например, широко распространена игра «Море волнуется». Перекликается с ней игра «Зеркало».

Творческие игры дают широкий  простор для экспериментирования, воображения, фантазии. Они также  способствуют развитию логического  мышления и пространственного представления.

 

Разновидностью творческих игр являются импровизации. Воспитатель  зачитывает вслух небольшую сказку. После прослушивания дети распределяют роли, руководствуясь собственными предпочтениями или рекомендациями педагога, и в  ходе игры воспроизводят прочитанный  сюжет. По ходу игры действие может  дополняться или изменяться. Благодаря  таким играм дошкольники могут изучить какие-либо исторические события, особенности национальной культуры, усвоить географические сведения. Особенно полезны в этом отношении тематические театрализованные представления, например, «Масленица», «Встречаем осень», «Праздник урожая» и т. д.

Важно отметить, что именно творческие игры имеют огромное практическое значение для подготовки к обучению в начальной школе. Ведь эти игры несут в себе познавательный потенциал, дают ребенку общее представление  о будущих социальных ролях, способствуют формированию таких важных качеств, как умение общаться со сверстниками, старшими, с преподавателями.

Помимо всего вышесказанного, детям необходимо предоставлять  определенную самостоятельность в  организации игр. Это способствует формированию положительных отношений  с ровесниками, воспитанию активности, самостоятельности.

Словом, трудно переоценить  важность игр в жизни дошкольников. Они являются незаменимым методом  физического, интеллектуального и  социального развития ребенка. Это  важный элемент обучения, который  широко применяется как в дошкольных учреждениях, так и в начальной  школе.

 

Особенности использования  игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений  у дошкольников.

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного  обучения вызывает существенные затруднения  у многих учащихся. Одна из причин, порождающих  затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит  в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться  формированием представлений о  числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной  концепции обучения самых маленьких  детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда  созданы условия, при которых  знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих  функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игровое обучение — это  форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание  и усвоение общественного опыта  во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Можно выделить следующие  особенности игры для дошкольников:

  • Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста;
  • Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств;
  • Все психологические новообразования берут начало в игре;
  • Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике;
  • Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного  детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует  отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать  синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления  или повторения уже усвоенных  знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются игровые приемы, как дидактические игры и игровые упражнения (М.К. Сай, Е.И. Удальцова). Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а  именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования  фигур по цвету, форме, размеру. Этому  способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя  к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр  в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной  школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи  с переходом на обучение в школе  с шести лет.

Широкое использование специальных  обучающих игр важно для пробуждения  у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

 

Классификация занимательного материала по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

 

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный  математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его  можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Из всего многообразия занимательного математического материала  в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

В формировании у детей  математических представлений широко используются занимательные по форме  и содержанию разнообразные дидактические  игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и  упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Основная цель использования  дидактического материала: научить  решать логические задачи на разбиение  по свойствам; ознакомить детей с  геометрическими фигурами и формой предметов, размером; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов  восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей.

Информация о работе Особая роль игры в обучении детей дошкольного возраста