Особая роль игры в обучении детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игры занимают одно из ведущих мест. Воспитатели и педагоги должны заботиться о правильном выборе игрушек, о создании для детей такой обстановки, чтобы они могли играть в разнообразные интересные игры.

Файлы: 1 файл

контрольная по ФЭМП.docx

— 38.94 Кб (Скачать файл)

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

     Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

  • геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
  • «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

 — логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

— задачи на нахождение признака (признаков) отличия или 
сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем 
отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь 
лишняя?»);

 — задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

  • лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе* и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
  • занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
  • занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

— задачи-смекалки геометрического характера с палочками 
от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до 
составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить 
фигуру   путем   перекладывания  указанного   количества   палочек);

— загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

  • стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
  • задачи в стихотворной форме;
  • задачи-шутки и т. д.

Этим далеко не исчерпывается  весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми.

 

 

Дидактические игры используемые на занятиях в детском саду.

 

Рассмотрим связь дидактических  игр с занятиями. Например, с детьми младшего дошкольного возраста к  занятию по знакомству с домашними  животными (корова, лошадь) подбирается  и проводится игра «Узнай, кто в  домике живет». Дидактическая задача этой игры заключается в том, чтобы  закрепить названия животных, а позже  задачу можно усложнить — предложить узнать не только животное, но и детенышей  этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действие строится таким  образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса.

 В средней группе  можно провести занятие с задачей  «Учить детей описывать предмет  по основным признакам (уделить  особое внимание материалу, из  которого сделан предмет)». Во  второй части занятия, в ряде  случаев, целесообразно провести  дидактическую игру «Чудесный  мешочек». Содержание игры — знакомство  с предметами. Дидактическая задача  в этой игре — закрепление  представлений ребят о материале,  из которого сделана та или  иная игрушка. Одновременно с  выполнением основной дидактической  задачи у детей развивается  осязание, внимание, умение применить  в игре знания, которые они  получили во время этого занятия.  Кроме того, такая игра способствует  развитию речи и мышления. Игра  «Чудесный мешочек» с указанной  дидактической задачей может  быть проведена и через 2—3  дня. Эта же игра может быть  проведена и повторно, но с  усложнением дидактической задачи.

С детьми старшего дошкольного  возраста широко используются словесные  игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных  задач воспитательница подбирает  к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и т. д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может  быть проведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут  использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом.

В этой дидактической игре поставлено несколько задач: закрепление  и уточнение знаний, где что  растет, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово. Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить  в более быстром темпе.

 В подготовительной к школе группе после прямой подачи детям знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т. д. может быть запланирована и проведена дидактическая игра «Магазин» или «Магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а также других предметов, продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счете, узнают, где можно купить необходимые предметы и что приготовить из овощей и фруктов. У них развивается речь, мышление, товарищеские взаимоотношения, дисциплинированность.

 Однако необходимо  отметить, что ценность дидактических  игр не ограничивается только  тем, что они закрепляют и  расширяют знания, развивают умственные  способности детей.

 

Значение игровых  приемов и занимательных упражнений, используемых педагогом в индивидуальной работе с небольшой группой или с отдельными детьми.

 

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно  детский сад по болезни или  другим причинам, дети ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.

 Пробелы в знаниях  становятся очевидными чаще всего  в старшем дошкольном возрасте. Они накапливаются на протяжении  всего периода дошкольного обучения; недостаток элементарных представлений,  как правило, сопровождается отставанием в умственном развитии. Все это не позволяет ребенку продвигаться вперед в одном темпе со сверстниками. Это не означает, что положение безнадежно и такие дети будут долгое время хуже своих сверстников успевать в школе. Этим детям возможно и необходимо помочь преодолеть отставание.

 С ними чаще всего  надо начинать с азов, с самого  элементарного материала, который начинают изучать еще во второй младшей группе детского сада, где закладываются основы дальнейшего математического развития ребенка. Поскольку у детей в старшем возрасте может сложиться негативное отношение к обучению, необходимо подобрать такую форму занятий, которая была бы для них привлекательна, например дидактические игры, игровые упражнения, практические задания.

 Каждое общение ребенка с педагогом должно не только давать ему знания, упражнять в умениях, но и вселять уверенность в собственные силы, показывать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении математике, испытать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности.

 Воспитатель определяет  необходимость и продолжительность  индивидуальной работы с каждым ребенком или группой ребят. В соответствии со степенью и темпом усвоения программного материала можно варьировать содержание занятий. На усвоение одних тем потребуется больше времени, другие же темы хорошо усвоены детьми и могут быть опущены.

 Продолжительность занятий с детьми колеблется от 5 до 15-18 минут в зависимости от индивидуальных особенностей детей и уровня их интеллектуального развития. Занятия проводят в утренние и вечерние часы. Целесообразно убедить родителей в необходимости занятий с такими детьми дома и показать, как это надо делать, рассказать о содержании занятий.

 Индивидуальные занятия  с детьми, имеющие пробелы в  знаниях, рекомендуется организовывать  преимущественно в форме игры. Партнером по игре может быть взрослый или другой ребенок. В дидактической игре происходит закрепление, углубление знаний, упражнение умений.

 Программа занятий  строится циклически. Познавательный материал дается по принципу: от простого к сложному. Таким образом, индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап обеспечивает повторение и усложнение математических представлений. Временные и пространственные представления закрепляются в повседневной жизни.

Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую  игру «Ручки у тучки». С помощью  этой игры можно упражнять детей  в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании  из геометрических фигур

Пользуется интересом  у детей  игра «Окошечко».  Использую  в индивидуальной, а затем в  самостоятельной деятельности.  С помощью этой игры у детей  закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

 

Анализ дидактических  игр в обучении детей элементарным математическим представлениям в средней группе.

 

 Перед детьми среднего  дошкольного возраста «Программа  воспитания в детском саду»  в разделе «Элементарные математические  представления» ставит более  трудные счетные задачи, которые  направлены на дальнейшее развитие  мышления детей.

 Однако и в этом  возрасте широко могут использоваться  дидактические игры. Особенно в  усвоении множества, равенства  и неравенства групп предметов;  количества и счета до пяти  по осязанию, на слух навыков  счета, в усвоении величины, формы,  ориентировки в пространстве  и во времени.

 В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений детей и повторения по элементарным математическим представлениям пройденного в младшей группе.

 Особое внимание следует  уделить тем детям, которые  не посещали дошкольные учреждения. С ними необходимо более широко  использовать дидактические игры  в индивидуальной работе.

 С детьми этого возраста  проводятся дидактические игры  на закрепление знаний в количественном  счете, образовании числа в  пределах пяти. Одновременно в  играх ставится задача развить  внимание и память детей. Например, дидактическая игра «Что изменилось» может быть проведена с несколькими задачами.

Количественный счет и  навыки его закрепляются в игре «Магазин». Ребенок в «кассе» получает «чек»  — карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к  «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки»,— и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой.

 В игре «Будем считать»  дети, наряду с закреплением счета,  учатся соотносить число кружков  с предметами.

Играющие получают по три  карты с различными числовыми  изображениями и кладут их рядом  на стол.

Дидактические игры наряду со счетом помогают закрепить знания величины и формы. Например, игра «Кто скорее соберет» способствует закреплению знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке.

 Умение быстро сообразить, какого по счету предмета не  стало, вырабатывается в игре «Какая игрушка спрятана?».

Настольно-печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре «Кому сколько?».

В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с  мелкими игрушками. Игра состоит  в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и  сосчитав их, отсчитывает себе столько  игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и  снова раздаются.

К детям среднего дошкольного  возраста предъявляются более высокие  требования в овладении пространственными  ориентировками. Показать направление от себя (и двигаться) вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево.

 И в этом возрасте  широко используются дидактические  игры. Например, игра «Кто скажет правильно». Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами направо, налево, посередине, напротив.

Информация о работе Особая роль игры в обучении детей дошкольного возраста