Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:00, контрольная работа
Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игры занимают одно из ведущих мест. Воспитатели и педагоги должны заботиться о правильном выборе игрушек, о создании для детей такой обстановки, чтобы они могли играть в разнообразные интересные игры.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:
— логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
— задачи на нахождение признака
(признаков) отличия или
сходства фигур (например: «Найди две одинаковые
фигуры», «Чем
отличаются друг от друга данные предметы?»,
«Какая фигура здесь
лишняя?»);
— задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
— задачи-смекалки геометрического
характера с палочками
от самых простых на воспроизведение по
образцу узора и до
составления предметных картинок, на трансфигурацию
(изменить
фигуру путем перекладывания
указанного количества палочек);
— загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми.
Дидактические игры используемые на занятиях в детском саду.
Рассмотрим связь
В средней группе
можно провести занятие с
С детьми старшего дошкольного
возраста широко используются словесные
игры, требующие большого внимания
и умственного напряжения. Например,
дидактическая игра «Не ошибись».
В зависимости от программных
задач воспитательница
В этой дидактической игре поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где что растет, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово. Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить в более быстром темпе.
В подготовительной к школе группе после прямой подачи детям знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т. д. может быть запланирована и проведена дидактическая игра «Магазин» или «Магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а также других предметов, продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счете, узнают, где можно купить необходимые предметы и что приготовить из овощей и фруктов. У них развивается речь, мышление, товарищеские взаимоотношения, дисциплинированность.
Однако необходимо отметить, что ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они закрепляют и расширяют знания, развивают умственные способности детей.
Значение игровых
приемов и занимательных
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.
Пробелы в знаниях
становятся очевидными чаще
С ними чаще всего надо начинать с азов, с самого элементарного материала, который начинают изучать еще во второй младшей группе детского сада, где закладываются основы дальнейшего математического развития ребенка. Поскольку у детей в старшем возрасте может сложиться негативное отношение к обучению, необходимо подобрать такую форму занятий, которая была бы для них привлекательна, например дидактические игры, игровые упражнения, практические задания.
Каждое общение ребенка с педагогом должно не только давать ему знания, упражнять в умениях, но и вселять уверенность в собственные силы, показывать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении математике, испытать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности.
Воспитатель определяет
необходимость и
Продолжительность занятий с детьми колеблется от 5 до 15-18 минут в зависимости от индивидуальных особенностей детей и уровня их интеллектуального развития. Занятия проводят в утренние и вечерние часы. Целесообразно убедить родителей в необходимости занятий с такими детьми дома и показать, как это надо делать, рассказать о содержании занятий.
Индивидуальные занятия
с детьми, имеющие пробелы в
знаниях, рекомендуется
Программа занятий строится циклически. Познавательный материал дается по принципу: от простого к сложному. Таким образом, индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап обеспечивает повторение и усложнение математических представлений. Временные и пространственные представления закрепляются в повседневной жизни.
Для индивидуальной работы с целью закрепления в речи употребления предлогов, формирования ориентировки в пространстве использую игру «Ручки у тучки». С помощью этой игры можно упражнять детей в формулировании вопросов для сверстника, организуя работу в парах, упражнений детей в правильном конструировании из геометрических фигур
Пользуется интересом у детей игра «Окошечко». Использую в индивидуальной, а затем в самостоятельной деятельности. С помощью этой игры у детей закрепляется умения определять геометрическую фигуру, правильно конструировать предложения, дети учатся замечать сходства и различия.
Анализ дидактических игр в обучении детей элементарным математическим представлениям в средней группе.
Перед детьми среднего
дошкольного возраста «
Однако и в этом
возрасте широко могут
В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений детей и повторения по элементарным математическим представлениям пройденного в младшей группе.
Особое внимание следует
уделить тем детям, которые
не посещали дошкольные
С детьми этого возраста
проводятся дидактические игры
на закрепление знаний в
Количественный счет и навыки его закрепляются в игре «Магазин». Ребенок в «кассе» получает «чек» — карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки»,— и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой.
В игре «Будем считать»
дети, наряду с закреплением счета,
учатся соотносить число
Играющие получают по три карты с различными числовыми изображениями и кладут их рядом на стол.
Дидактические игры наряду со счетом помогают закрепить знания величины и формы. Например, игра «Кто скорее соберет» способствует закреплению знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке.
Умение быстро сообразить, какого по счету предмета не стало, вырабатывается в игре «Какая игрушка спрятана?».
Настольно-печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре «Кому сколько?».
В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются.
К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками. Показать направление от себя (и двигаться) вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево.
И в этом возрасте
широко используются
Информация о работе Особая роль игры в обучении детей дошкольного возраста