Особенности физического развития глухих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 01:11, реферат

Описание работы

Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у него речи или после того как овладел ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые могут быть использованы в процессе обучения и воспитания. Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет.

Файлы: 1 файл

Особенности ф. развития глухих детей 3 курс 5 семестр ЧМАФК.docx

— 41.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Здоровье  –  это  состояние  полного   социального   биологического   и

психологического благополучия, когда функции всех органов и  систем  органов

уравновешены  с  природой  и  окружающей  средой,   отсутствуют   какие-либо

болезненные состояния и  физические дефекты.

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье

включает:  заболеваемость,  инвалидность,   физическое   развитие,   средняя

продолжительность жизни.

    Здоровье населения  зависит  от  факторов:  здоровый  образ  жизни  50%,

влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%.

    Физическое  воспитание  ребенка  с  недостатками  слуха  также  как   и

слышащих,  является  составной частью  воспитания.  Физическое   воспитание

служит задачей всестороннего  развития детей. Человек должен быть  развит  не

только в умственном, но и  в  физическом  отношении.  Чем  более  гармонично

будет развиваться человек, тем с большим успехом  он  будет  решать  стоящие

перед  ним  задачи.  Огромную  роль  в  укреплении  здоровья  детей   играет

физическое воспитание.

    Под  физическим  воспитанием   подразумевается   система   мероприятий,

направленных на укрепление и развитие  детского  организма.  Сюда  относятся

создания необходимых  санитарно-гигиенических  условий,  занятия  физической

культурой и спортом, и  ряд  других  мероприятий,  способствующих  охране  и

укреплению здоровья  детей.  Физическое  воспитание  связано  с  умственным,

нравственным, эстетическим  воспитанием  и  политехническим  обучением.  При

проведении мероприятий по физическому воспитанию  глухих  детей необходимо

иметь в виду, что почти  все они  перенесли  те  или  иные  заболевания  и  в

частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.

    Очень важно  знать, когда ребенок оглох:  до появления у  него  речи  или

после того как овладел  ею.  Надо  учитывать  и  степень  глухоты,  то  есть

абсолютно ли глухой ребенок  или имеет те или  иные  остатки  слуха,  которые

могут быть использованы в  процессе обучения и воспитания.

    Учитывая ряд  особенностей в развитии глухих  детей,  мы  должны  уделить

особое внимание индивидуальному  подходу при изучении и  обучении  ребенка  с

недостатками слуха.  Большая  часть  ответственности  ложится  на  школу  за

воспитание таких детей  также и потому, что она интернатного  типа  и  ученик

находится в ее стенах 8 и  более лет.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  физического и функционального  развития глухих детей.

 У учащихся в процессе  учебных занятий активно участвует  в работе  очень

небольшое  количество  мышц  тела.  Остальные  находятся  либо  в  состоянии

относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы  спины  и

или  даже  при  наличии  самого  удобного  сидения  испытывают  значительное

статическое  напряжение.  При  этом  возрастает   внутримышечное   давление,

нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая  интенсивность

работы мышц живота, нижних и верхних  конечностей  создают  предпосылки  для

развития застойных явлений  во  внутренних  органах,  затруднение  крово-  и

лимфообращения в ногах  и руках. Застой  крови  в  брюшной  полости  является

причиной недостаточного поступления крови, а с ней  и  кислорода  в  головной

мозг, что снижает работоспособность  нервных клеток.

    В  процессе  учебных   занятий   у   школьников   происходит   снижение

работоспособности:  ухудшаются  внимание  и  память,  удлиняется   латентный

период  двигательной   реакции.   В   результате   длительного   поддержания

статической  позы  нарушается  осанка.  При  этом  у  школьников  отличается

тенденция к увеличению  наклона  головы  и  туловища  вперед  и  искривлению

позвоночника. Работоспособность  у учащихся на  протяжении  урока  не  бывает

постоянной.

    С  целью   предупреждения   снижения   работоспособности   целесообразно

сократить  периоды  непрерывной  работы.  Это  позволит  более   рационально

организовать учебную  деятельность и высвободить время  для отдыха учащихся.

    Чередование учебных  занятий и активного отдыха, включающего   физические

упражнения  в  разных  формах,  способствует  снятию  утомления,  вызванного

учебной деятельностью, и  повышению работоспособности учащихся.

    В первой половине  учебного дня работоспособность  школьников  постепенно

повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам.  Проведение

гимнастики  до  учебных   занятий   способствует   достижению   оптимального

сочетания  возбудимости  и  функциональной  подвижности   нервной   системы,

благодаря  чему  ускоряется  «вхождение»  организма  школьников  в   работу.

Эффективным активным отдыхом  является  проведение  физкультурных  минут  на

общеобразовательных   уроках.    Применение    кратковременных    физических

упражнений  способствует   снижению   утомления   и   повышению   умственной

работоспособности, что в  свою очередь  позволяет  гораздо  более  эффективно

продолжать занятия.

    Исследования  показывают,  что  проведение  физических   упражнений   и

подвижных  игр  во   время   перемен   способствует   повышению   умственной

работоспособности на следующих  уроках.

    Применение кратковременного  отдыха  в  форме  физкультурных   минут  на

уроках  и  физических  упражнений   на   переменах   оказывает   эффективное

воздействие  в  периоды  относительно  высокого  и   устойчивого   состояния

работоспособности.   Во   время   ее    существенного    снижения    следует

организовывать продолжительный  активный отдых на открытом воздухе.

    Установлено, что  с началом систематического обучения  детей в  школе  их

суточная  двигательная  активность  снижается  на  50%,  но  потребность   в

движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса  в класс уровень

двигательной активности резко снижается. При этом  82-85%  дневного  времени

большинство  учащихся  находится  в  статическом   положении.   Произвольная

двигательная активность у них составляет 16-19%, а на  организованные  формы

физического воспитания приходится лишь 1-3%.

    Уроки физической  культуры лишь частично пополняют  недостаток движений –

около  40%  суточной  потребности  или  11%  недельной.  И   если   школьник

дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями  и  спортом,  это

может повлечь за собой  задержу в развитии моторики.

    Важное значение имеет организация двигательной активности в режиме дня.

В исследованиях Н.Т.  Лебедевой  показано,  что  у  школьников,  особенно  у

младших,  наблюдается  практически  ежечасная   потребность   в   движениях.

Проведение  кратковременных  физических  упражнений  в  форме  физкультурных

минут и игр на переменах  позволяет в  определенной  мере  удовлетворить  эту

потребность.  Значительное  повышение  двигательной  активности  в  утренние

часы,  в  середине  дня  и  к  вечеру  совпадает  со  снижением   умственной

работоспособности и удовлетворяется  гимнастикой до учебных занятий, а  также

более продолжительными занятиями  физическими упражнениями: активным  отдыхом

в середине учебного дня, занятиями  в кружках, секциях, активными  прогулками

на воздухе.

    Из рисунка  1 видно,  что  виды  физкультурно-оздоровительной   работы  –

гимнастика до учебных  занятий, физкультурные минутки  на  общеобразовательных

уроках,  физические  упражнения  и игры  на  переменах,  спортивный  час –

равномерно распределяются в  течение  учебной  недели  и  вместе  с  уроками

физической культуры составляют  ежедневный  стабильный  двигательный  режим,

обязательный для всех школьников.

    При проведении  занятий физическими упражнениями  в режиме  учебного  дня

можно   выделить   два    направления:    оздоровительная    направленность,

обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых,  восстановление

или  поддержание  на  оптимальном   уровне   умственной   работоспособности,

повышение двигательной  подготовленности  учащихся,  отвечающей  требованиям

учебной программы и соответствующих  ступеней комплекса ГТО.

    Исследования, проведенные  НИИ физиологии детей и подростков,  показали,

что комплексное применение всех  видов  физкультурно-оздоровительной  работы

обеспечивает эффективность  двигательного режима  при  условии  использования

рациональной методики  проведения  его  компонентов.  Применение  всех  форм

физкультурно-оздоровительной  работы в  режиме  учебного  и  продленного  дня

оказывает    благоприятное    воздействие     на     динамику     умственной

работоспособности в течение  года, четверти, недели и учебного дня. При  этом

у школьников  значительно  повышается  двигательная  активность,  улучшается

физическая работоспособность  и двигательная подготовленность.

    Глухие  дети  младшего  школьного  возраста  имеют  свои  отличительные

особенности  физического,  функционального  и  психического  развития.   Эти

особенности обуславливают  специфику их физического  развития.  Среди  глухих

детей встречаются чаще нарушение  осанки,  сколиоз,  сутуловатость,  плоская

грудная клетка,  крыловидные  лопатки,  плоскостопие.  В  этом  же  возрасте

показатели физического  развития глухих детей  (рост,  вес  тела,  окружность

грудной клетки, жизненная  емкость легких, сила мышц спины, живота и  клетки)

также имеют отличия от показателей слышащих детей.

    Наиболее  заметны   у  глухих  детей  нарушения   моторики.   В   технике

выполнения циклических  движений имеются отклонения: при  ходьбе  наблюдается

шаркающая походка, а бег  на полусогнутых ногах  при  очень  малой  амплитуде

движений рук и  незначительном  наклоне  туловища.  Движения  сами  по  себе

лишены пластичности, действия не точные.

    Развитие такого  жизненно  важного  качества  как  скорость  движения  у

глухих детей также  отстает от  результатов  слышащих,  такого  же  возраста,

особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.

    Также имеется  ярко выраженное отставание развития  двигательной памяти и

уменьшение сохранить  равновесие как статически, так и  динамически.

    Недостатки  в   равновесии  и  деятельности  вестибулярного  анализатора

приводят к приспособительным  реакциям в статике и моторике. Имеются  в  виду

дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и  беге,  усиление  плоскостопия,

увеличение  изогнутости  позвоночника.  Степень  сохранности  вестибулярного

аппарата у школьников не  всегда  сопровождается  устойчивостью  равновесия.

Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства  равновесия  является

Информация о работе Особенности физического развития глухих детей