Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 01:11, реферат
Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у него речи или после того как овладел ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые могут быть использованы в процессе обучения и воспитания. Учитывая ряд особенностей в развитии глухих детей, мы должны уделить особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик находится в ее стенах 8 и более лет.
Введение
Здоровье – это состояние полного социального биологического и
психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов
уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо
болезненные состояния и физические дефекты.
Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье
включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя
продолжительность жизни.
Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ жизни 50%,
влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%.
Физическое воспитание ребенка с недостатками слуха также как и
слышащих, является составной частью воспитания. Физическое воспитание
служит задачей всестороннего развития детей. Человек должен быть развит не
только в умственном, но и в физическом отношении. Чем более гармонично
будет развиваться человек, тем с большим успехом он будет решать стоящие
перед ним задачи. Огромную роль в укреплении здоровья детей играет
физическое воспитание.
Под физическим воспитанием подразумевается система мероприятий,
направленных на укрепление и развитие детского организма. Сюда относятся
создания необходимых санитарно-гигиенических условий, занятия физической
культурой и спортом, и ряд других мероприятий, способствующих охране и
укреплению здоровья детей. Физическое воспитание связано с умственным,
нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим обучением. При
проведении мероприятий по физическому воспитанию глухих детей необходимо
иметь в виду, что почти все они перенесли те или иные заболевания и в
частности мозговые, в результате чего имеют глухоту.
Очень важно знать, когда ребенок оглох: до появления у него речи или
после того как овладел ею. Надо учитывать и степень глухоты, то есть
абсолютно ли глухой ребенок или имеет те или иные остатки слуха, которые
могут быть использованы в процессе обучения и воспитания.
Учитывая ряд
особенностей в развитии
особое внимание индивидуальному подходу при изучении и обучении ребенка с
недостатками слуха. Большая часть ответственности ложится на школу за
воспитание таких детей также и потому, что она интернатного типа и ученик
находится в ее стенах 8 и более лет.
1. Особенности физического и функционального развития глухих детей.
У учащихся в процессе
учебных занятий активно
небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии
относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и
или даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное
статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление,
нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность
работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для
развития застойных явлений во внутренних органах, затруднение крово- и
лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является
причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной
мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение
работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный
период двигательной реакции. В результате длительного поддержания
статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отличается
тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению
позвоночника. Работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает
постоянной.
С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно
сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально
организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.
Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические
упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного
учебной деятельностью, и
повышению работоспособности
В первой половине
учебного дня
повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение
гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального
сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы,
благодаря чему ускоряется «вхождение» организма школьников в работу.
Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на
общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических
упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной
работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно
продолжать занятия.
Исследования показывают, что проведение физических упражнений и
подвижных игр во время перемен способствует повышению умственной
работоспособности на следующих уроках.
Применение кратковременного отдыха в форме физкультурных минут на
уроках и физических упражнений на переменах оказывает эффективное
воздействие в периоды относительно высокого и устойчивого состояния
работоспособности. Во время ее существенного снижения следует
организовывать
Установлено, что
с началом систематического
суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в
движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень
двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного времени
большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная
двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы
физического воспитания приходится лишь 1-3%.
Уроки физической
культуры лишь частично
около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник
дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это
может повлечь за собой задержу в развитии моторики.
Важное значение имеет организация двигательной активности в режиме дня.
В исследованиях Н.Т. Лебедевой показано, что у школьников, особенно у
младших, наблюдается практически ежечасная потребность в движениях.
Проведение кратковременных физических упражнений в форме физкультурных
минут и игр на переменах позволяет в определенной мере удовлетворить эту
потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние
часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной
работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а также
более продолжительными занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом
в середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками
на воздухе.
Из рисунка 1 видно, что виды физкультурно-оздоровительной работы –
гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки на общеобразовательных
уроках, физические упражнения и игры на переменах, спортивный час –
равномерно распределяются в течение учебной недели и вместе с уроками
физической культуры составляют ежедневный стабильный двигательный режим,
обязательный для всех школьников.
При проведении
занятий физическими
можно выделить два направления: оздоровительная направленность,
обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление
или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности,
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям
учебной программы и соответствующих ступеней комплекса ГТО.
Исследования, проведенные
НИИ физиологии детей и
что комплексное применение всех видов физкультурно-оздоровительной работы
обеспечивает эффективность двигательного режима при условии использования
рациональной методики проведения его компонентов. Применение всех форм
физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного и продленного дня
оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной
работоспособности в течение года, четверти, недели и учебного дня. При этом
у школьников значительно повышается двигательная активность, улучшается
физическая работоспособность и двигательная подготовленность.
Глухие дети младшего школьного возраста имеют свои отличительные
особенности физического, функционального и психического развития. Эти
особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди глухих
детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская
грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте
показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность
грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки)
также имеют отличия от показателей слышащих детей.
Наиболее заметны у глухих детей нарушения моторики. В технике
выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается
шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде
движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе
лишены пластичности, действия не точные.
Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения у
глухих детей также отстает от результатов слышащих, такого же возраста,
особенно скорость двигательной реакции и одиночного движения.
Также имеется
ярко выраженное отставание
уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.
Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора
приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду
дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия,
увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного
аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия.
Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является
Информация о работе Особенности физического развития глухих детей