Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является : изучение правового воспитания
В ходе достижения цели, будут решены следующие задачи:
1)освещение некоторых аспектов правового воспитания и характеристика технологий правового воспитания.
2.) анализ психолого-педагогической литературы
3) разработка плана открытого урока, посвященного правовой тематике.
4) разработка анкеты, с целью получения данных для анализа, об осведомленности учащихся старших классов об основах права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и виды правового воспитания ........................................7
1.2. Сущность и специфика правового воспитания………..................…9
1.3. Механизм правового воспитания. Формы и методы правового воспитания………........................................................................11
1.4. Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе......................................................................................14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ
2.1. Проведение исследования среди учащихся 11 класса................................19
2.2 Проведение классного часа на правовую тематику: «Права ребенка.».............................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

готовый вариант курсовой .docx

— 66.88 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Понятие и виды правового воспитания ........................................7
    2. Сущность и специфика правового воспитания………..................…9
    3. Механизм правового воспитания. Формы и методы правового воспитания………........................................................................11
    4. Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе......................................................................................14

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ

2.1. Проведение исследования среди учащихся 11 класса................................19

2.2 Проведение классного  часа на правовую тематику: «Права ребенка.».............................................................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия  в развитии  современной России происходят глубокие изменения, которые  коснулись абсолютно  всех сфер жизни  общества.  Изменилась роль общественных отношений, в обществе пересматривается система ценностей и жизненных  приоритетов. Основной задачей становится построение правового государства. 

 Правовое государство  ставит перед собой цель: создание  условий правовой защищенности  каждого гражданина страны. Но  создание правового государства  становится невозможным без общего  повышения уровня правового сознания  и правовой культуры, а также   и воспитания в целом. В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Целенаправленно и специально организованна деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию населения, где особая внимание уделяется детям школьного возраста.

Задача системы образования  заключается в том, чтобы предоставить любому учащемуся  возможности выбора своего жизненного пути, понять  эмоциональное  восприятие действительности, помочь ему вырабатывать целостный взгляд на мир, стать гражданином  своей  страны.

Человек, общество и государство  нуждаются в гражданско-правовом образовании, оно необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в  правовом государстве. Если строить  гражданское, правовое общество, то надо прежде всего начинать с детей. Только в детей сегодня можно заложить чувство собственного достоинства, своих прав и своей ответственности. Сегодня в школах уже начата работа по разъяснению прав ребенка, а так как учитель ближе всего к ребенку, то в первую очередь, нужно организовать работу по формированию правового сознания, правовой культуры у учителей-предметников, классных руководителей.

Работа со школьными учителями  создает возможность максимального  охвата школьников. Школьные учителя  заинтересованы в такой деятельности, но, как правило, не обладают временем и соответствующими методиками.

Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются несомненно актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан; создать условия для развития гражданской и правовой активности обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений; расширить информирование населения о законодательстве Российской Федерации и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры российского общества.

Таким образом, проблема правового воспитания появилась очень давно, и, на наш  взгляд, является весьма актуальной и  по сегодняшний день. Актуальность данного вопроса определяется модернизацией  образования и правовыми реформами в России на рубеже ХХ-ХХI веков. Они предполагают расширение правовой информированности общества, формирование новой системы управления право воспитательным процессом. Без правового воспитания невозможно становление правосознания и правовой культуры человека и общества в целом. А это в свою очередь значит невозможность становления правового демократического государством, которым Россия себя провозгласила. Об актуальности проблемы правового воспитания свидетельствует большое количество на сегодняшний день книг, статей, посвященных этой теме. Нами была изучена лишь небольшая часть этой литературы. Но этого было достаточно, чтобы увидеть, что проблема правового воспитания в советский период (Долгова А.И.; Татаринцева Е.В; Подласый И.П.) сохранилась до наших дней (Певцова Е.А.; Морозова С.А. и др.). В основном, эта проблема сводится к тому, как воспитать законопослушного гражданина.    

Целью данной работы является : изучение правового воспитания

В ходе достижения цели, будут  решены следующие задачи:

1)освещение некоторых  аспектов правового воспитания  и характеристика технологий  правового воспитания.

2.) анализ психолого-педагогической  литературы

3) разработка плана открытого  урока, посвященного правовой  тематике.

4) разработка анкеты, с  целью получения данных для  анализа,  об осведомленности  учащихся  старших классов об  основах права.

Объектом исследования является процесс правового воспитания в школе.

Предмет - особенности правового воспитания школьников старших классов  (9-11 класс).

Гипотеза - при изучении  правовых дисциплин в старших классах следует использовать различные формы методы правового воспитания.

Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данной теме, среди эмпирических методов:   опрос учащихся, беседа, анкетирование

Методика: анкета «Права человека и их защита» на выявление отношения к праву и правовой системе в целом учащихся 11 класса.

 

 База МОУ СОШ №18 п. Энергетик, 11 «а» класс - 15 человек.

Практическая  значимость курсовой работы заключается в том, что она может быть использована для работы  учителей  старших классов.

 

Структура данной работы состоит из введения, двух глав (первая – анализ теоретических подходов, вторая – содержащая описание практического опыта), заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Понятие и виды правового  воспитания

В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной  задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан  напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. [1]

Формирование правосознания личности означает создание условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей его обстановкой а также юридической практикой. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей направленностью на повышение уровня правовой культуры человека,  людей,  общества в целом.

А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, в формировании соответствующего отношения к праву, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда существует необходимость в усвоении основных  положений законодательства, выработке чувства и должного  отношения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в установку строго следовать правовым предписаниям и запретам

 

Рассматривая проблемы правового воспитания граждан России, стоит отметить, что правовое воспитание –это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».

Под правовым воспитанием в «Теории  государства и права»    понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных  граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в  целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических  норм». [2]

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что: правовое воспитание -это формирование уважительного отношения к закону, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу.

Правовое воспитание неразрывно связано, и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Воспитание не может  происходить без обучения. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи  правового материала объекту воспитания».

Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов,  правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. [3]

 

В связи с последними изменениями  системы  образования, право было отнесено к числу наиболее важных учебных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся, формирующих основы правовой грамотности,  необходимой для жизни в современном обществе. Однако правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов.

Таким образом, правовое воспитание есть организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов,  с целью формирования в их правосознании устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, правил правомерного поведения

 

1.2 Механизм правового воспитания

 

Многие правовые ценности имеют основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной деятельности, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания.

Система правового воспитания охватывает, с одной стороны, различные категории  воспитываемых граждан, с другой — деятельность государственных  органов по осуществлению правовоспитательной функции. Для одних из них эта функция является основной, главной – это юридические факультеты и вузы, Академии МВД, а для других — только одной из функций:  суд, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и т.п. [4]

В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную систему:

1) общественное правовое сознание;

2) систему норм права;

3) формы и средства правового  воспитания;

4) правосознание воспитуемых, которое  необходимо обогатить знаниями в области права.

Правовая информация выступает  регулятором общественных отношений, связывающей в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма правового воспитания.  Совокупность всех четырех элементов придает правовоспитательному механизму устойчивый и динамичный характер. При этом первый и четвертый элементы образуют внутреннюю (духовную) часть рассматриваемого механизма, второй и третий — внешнюю, инструментальную часть. Оба звена этой наружной части выполняют относительно самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.

Общественное правосознание является начальным структурным звеном правовоспитательного механизма, а правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить и пронизать идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма расположено еще несколько компонентов, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса правового воспитания людей.

В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном правосознании, находят свое непосредственное  отражение в нормах права, с которыми сталкивается воспитуемый в процессе правового воспитания. Важнейшей составной частью правовоспитательного механизма является вырабатываемая правовой наукой и юридической практикой система форм и средств, используемых в качестве социально обусловленных инструментов процесса правового воспитания.

Правовое воспитание включает в  себя следующие составные части:

  • субъекты воспитания (органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность);
  • объекты воспитания (воспитываемые отдельные граждане или группы населения);
  • совокупность правовоспитательных мероприятий, с использованием специальных правовых средств и методов. [16]

Информация о работе Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе