Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:37, курсовая работа
Целью данной работы является : изучение правового воспитания
В ходе достижения цели, будут решены следующие задачи:
1)освещение некоторых аспектов правового воспитания и характеристика технологий правового воспитания.
2.) анализ психолого-педагогической литературы
3) разработка плана открытого урока, посвященного правовой тематике.
4) разработка анкеты, с целью получения данных для анализа, об осведомленности учащихся старших классов об основах права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и виды правового воспитания ........................................7
1.2. Сущность и специфика правового воспитания………..................…9
1.3. Механизм правового воспитания. Формы и методы правового воспитания………........................................................................11
1.4. Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе......................................................................................14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ
2.1. Проведение исследования среди учащихся 11 класса................................19
2.2 Проведение классного часа на правовую тематику: «Права ребенка.».............................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ
2.1. Проведение исследования
среди учащихся 11 класса........................
2.2 Проведение классного
часа на правовую тематику: «Права
ребенка.».....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в развитии современной России происходят глубокие изменения, которые коснулись абсолютно всех сфер жизни общества. Изменилась роль общественных отношений, в обществе пересматривается система ценностей и жизненных приоритетов. Основной задачей становится построение правового государства.
Правовое государство
ставит перед собой цель: создание
условий правовой защищенности
каждого гражданина страны. Но
создание правового
Задача системы образования заключается в том, чтобы предоставить любому учащемуся возможности выбора своего жизненного пути, понять эмоциональное восприятие действительности, помочь ему вырабатывать целостный взгляд на мир, стать гражданином своей страны.
Человек, общество и государство
нуждаются в гражданско-
Работа со школьными учителями
создает возможность
Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются несомненно актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан; создать условия для развития гражданской и правовой активности обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений; расширить информирование населения о законодательстве Российской Федерации и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры российского общества.
Таким образом, проблема правового воспитания
появилась очень давно, и, на наш взгляд,
является весьма актуальной и по сегодняшний день.
Актуальность данного вопроса определяется
модернизацией образования и правовыми
Целью данной работы является : изучение правового воспитания
В ходе достижения цели, будут решены следующие задачи:
1)освещение некоторых аспектов правового воспитания и характеристика технологий правового воспитания.
2.) анализ психолого-
3) разработка плана открытого урока, посвященного правовой тематике.
4) разработка анкеты, с целью получения данных для анализа, об осведомленности учащихся старших классов об основах права.
Объектом исследования является процесс правового воспитания в школе.
Предмет - особенности правового воспитания школьников старших классов (9-11 класс).
Гипотеза - при изучении правовых дисциплин в старших классах следует использовать различные формы методы правового воспитания.
Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данной теме, среди эмпирических методов: опрос учащихся, беседа, анкетирование
Методика: анкета «Права человека и их защита» на выявление отношения к праву и правовой системе в целом учащихся 11 класса.
База МОУ СОШ №18 п. Энергетик, 11 «а» класс - 15 человек.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что она может быть использована для работы учителей старших классов.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав (первая – анализ теоретических подходов, вторая – содержащая описание практического опыта), заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Понятие и виды правового воспитания
В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. [1]
Формирование правосознания личности означает создание условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей его обстановкой а также юридической практикой. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей направленностью на повышение уровня правовой культуры человека, людей, общества в целом.
А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, в формировании соответствующего отношения к праву, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда существует необходимость в усвоении основных положений законодательства, выработке чувства и должного отношения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в установку строго следовать правовым предписаниям и запретам
Рассматривая проблемы правового воспитания граждан России, стоит отметить, что правовое воспитание –это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».
Под правовым воспитанием в «Теории государства и права» понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм». [2]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что: правовое воспитание -это формирование уважительного отношения к закону, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу.
Правовое воспитание неразрывно связано, и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи правового материала объекту воспитания».
Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. [3]
В связи с последними изменениями системы образования, право было отнесено к числу наиболее важных учебных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся, формирующих основы правовой грамотности, необходимой для жизни в современном обществе. Однако правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов.
Таким образом, правовое воспитание есть организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, с целью формирования в их правосознании устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, правил правомерного поведения
1.2 Механизм правового воспитания
Многие правовые ценности имеют основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной деятельности, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания.
Система правового воспитания охватывает,
с одной стороны, различные категории
воспитываемых граждан, с другой
— деятельность государственных
органов по осуществлению
В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную систему:
1) общественное правовое
2) систему норм права;
3) формы и средства правового воспитания;
4) правосознание воспитуемых,
Правовая информация выступает регулятором общественных отношений, связывающей в последовательном порядке все структурные элементы рассматриваемого механизма правового воспитания. Совокупность всех четырех элементов придает правовоспитательному механизму устойчивый и динамичный характер. При этом первый и четвертый элементы образуют внутреннюю (духовную) часть рассматриваемого механизма, второй и третий — внешнюю, инструментальную часть. Оба звена этой наружной части выполняют относительно самостоятельную роль «передаточного механизма» между общественным и индивидуальным правосознанием.
Общественное правосознание является начальным структурным звеном правовоспитательного механизма, а правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить и пронизать идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма расположено еще несколько компонентов, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса правового воспитания людей.
В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном правосознании, находят свое непосредственное отражение в нормах права, с которыми сталкивается воспитуемый в процессе правового воспитания. Важнейшей составной частью правовоспитательного механизма является вырабатываемая правовой наукой и юридической практикой система форм и средств, используемых в качестве социально обусловленных инструментов процесса правового воспитания.
Правовое воспитание включает в себя следующие составные части:
Информация о работе Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе