Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:37, курсовая работа
Целью данной работы является : изучение правового воспитания
В ходе достижения цели, будут решены следующие задачи:
1)освещение некоторых аспектов правового воспитания и характеристика технологий правового воспитания.
2.) анализ психолого-педагогической литературы
3) разработка плана открытого урока, посвященного правовой тематике.
4) разработка анкеты, с целью получения данных для анализа, об осведомленности учащихся старших классов об основах права.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и виды правового воспитания ........................................7
1.2. Сущность и специфика правового воспитания………..................…9
1.3. Механизм правового воспитания. Формы и методы правового воспитания………........................................................................11
1.4. Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе......................................................................................14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ
2.1. Проведение исследования среди учащихся 11 класса................................19
2.2 Проведение классного часа на правовую тематику: «Права ребенка.».............................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32
5. затрудняюсь ответить
Анализ полученных результатов. Всего в анкетном опросе приняло участие 15 человек в возрасте от 17 до 18лет. Все участники анкетирования разделились на одну категорию – школьники старшего звена.
На вопрос: « С каким чувством вы смотрите в будущее?» большинство участников опроса 60% ответили, что с надеждой и оптимизмом смотрят в свое будущее и лишь 13% участников затруднились ответить на данный вопрос. 27% участников считают, что спокойно, но без особых надежд относятся к своему будущему.
На вопрос: «Как вы считаете, хорошо ли вы знаете свои права?» Респонденты ответили следующим образом, 53% опрошенных хорошо знают свои права,
40% удовлетворительно, лишь 7% отлично знают свои права. Стоит отметить, что вариант ответа «плохо» набрал 0%.
На вопрос: « Скажите, как вы узнали о своих правах?»
Большинство участников опроса 53% ответили, что узнали о своих правах самостоятельно. 27% из курса школьных уроков. 13% рассказывали в школе после уроков. И лишь 7% рассказывали родители.
На вопрос: « Какой документ является основным источником прав человека и гражданина» 53% считают, что основным источником прав и свобод человека и гражданина является Конституция РФ, 47% считают, что данным источником является Гражданский кодекс РФ.
На вопрос: «Как вы считаете, кто должен отстаивать ваши права?»
Большинство участников опроса 80% ответили, что отстаивать свои права нужно самостоятельно.
13% считают, что их права должно отстаивать государство.
7% считают, что их права должны защищать другие люди ( правозащитники, учителя, родители)
На вопрос: « Как вы считаете, все ваши права соблюдаются?»
47% участников опроса ответили, что соблюдается только часть прав.
40%участников опроса считают,
что соблюдается только
13%участников опроса ответили, что соблюдаются все права.
2.2 Проведение классного часа на правовую тематику : « Права ребенка 9-11классы»
классный час в игровой форме «права ребёнка»
(9 - 11 классы)
Цель: повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.
Условия игры. В ней участвуют две команды. Готовятся карточки с указанными в тексте заданиями.
Игра состоит из трёх частей. Первая часть - разминка. Вторая часть — конкурс на выявление знаний о правовом статусе ребёнка. Вопросы также размещаются на карточках. Затем предлагается решить проблемные ситуации. Третья часть игры - блиц-турнир.
Эксперты - обучающиеся, с которыми предварительно отработали материал, подводят итоги работы.
Ход игры
Разминка
Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.
Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, они носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.
Декларация - документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные
принципы.
Конвенция - международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Свобода мысли и совести - одно из основных личных прав человека; означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли и совести значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т.к., во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мысли и совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.
Дискриминация — ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.
Геноцид - уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим или
иным мотивам.
1959 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации
прав ребёнка.
1989 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о
правах ребёнка.
Конкурс «Правовой статус ребёнка»
Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребёнка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек: 1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 10 баллов.
1-й набор (8 карточек) - основные возрастные вехи в жизни ребёнка: а) с рождения; б) 6 лет; в) 10 лет; г) 14 лет; д) 15 лет; е) 16 лет;
ж) 17 лет; з) 18 лет.
2-й набор (36 карточек) - приобретаемые права и обязанности,
возникновение ответственности.
1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.
4. Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.
5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращённая рабочая неделя -36 часов).
20. Может осуществлять права автора, охраняемого результата своей интеллектуальной деятельности.
25. Законом субъекта Федерации было разрешено вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).
28. Вправе
выражать своё мнение при
Конкурс
«Правовой выбор»
Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных ситуациях.
1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.
Каковы ваши дальнейшие действия?
2. Представьте,
что вам позвонили друзья и
предложили прогулять на
Как вы поступите в данной ситуации?
Конкурс «Блиц»
Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ начисляется] балл.
Конкурс «Точка зрения»
Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку (Н.В. Шелгунов, журналист).
«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже свободу» (И. Кант, философ).
Какая точка зрения вам ближе и почему? На рассуждения даётся 5 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сделать некоторые краткие выводы.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче достижений (ценностей) в области права от одного поколения к другому. К таким ценностям относятся и правовые идеалы, и действующее законодательство, и юридическая практика, и механизмы разрешения конфликтов, и способы защиты прав и свобод.
Правовое воспитание призвано
формировать у граждан высокий
уровень правосознания и
Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.
Целями правового воспитания являются:
Информация о работе Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе