Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является : изучение правового воспитания
В ходе достижения цели, будут решены следующие задачи:
1)освещение некоторых аспектов правового воспитания и характеристика технологий правового воспитания.
2.) анализ психолого-педагогической литературы
3) разработка плана открытого урока, посвященного правовой тематике.
4) разработка анкеты, с целью получения данных для анализа, об осведомленности учащихся старших классов об основах права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и виды правового воспитания ........................................7
1.2. Сущность и специфика правового воспитания………..................…9
1.3. Механизм правового воспитания. Формы и методы правового воспитания………........................................................................11
1.4. Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе......................................................................................14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ
2.1. Проведение исследования среди учащихся 11 класса................................19
2.2 Проведение классного часа на правовую тематику: «Права ребенка.».............................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

готовый вариант курсовой .docx

— 66.88 Кб (Скачать файл)

5.        затрудняюсь ответить 

 

 

Анализ полученных результатов. Всего в анкетном опросе приняло  участие 15 человек в возрасте от 17 до 18лет. Все участники анкетирования  разделились на одну категорию –  школьники старшего звена.

 

На вопрос: « С каким  чувством вы смотрите в будущее?»  большинство участников опроса 60% ответили, что с надеждой и оптимизмом смотрят  в свое будущее и лишь 13% участников затруднились ответить на данный вопрос. 27% участников считают, что спокойно, но без особых надежд относятся к  своему будущему.

На вопрос: «Как вы считаете, хорошо ли вы знаете свои права?» Респонденты ответили следующим образом, 53% опрошенных хорошо знают свои права,

40% удовлетворительно, лишь 7% отлично знают свои права.  Стоит отметить, что вариант ответа  «плохо» набрал 0%.

На вопрос: « Скажите, как  вы узнали о своих правах?»

Большинство участников опроса 53% ответили, что узнали о своих  правах самостоятельно.  27% из курса  школьных уроков. 13% рассказывали в  школе после уроков. И лишь 7% рассказывали родители.

На вопрос: « Какой документ является основным источником прав человека и гражданина» 53% считают, что основным источником прав и свобод человека и гражданина является Конституция РФ, 47% считают, что данным источником является Гражданский кодекс РФ.

На вопрос: «Как вы  считаете, кто должен отстаивать ваши права?»

Большинство участников опроса 80% ответили, что отстаивать свои права  нужно самостоятельно.

13% считают, что их права  должно отстаивать государство.

7% считают, что их права  должны защищать другие люди  ( правозащитники, учителя, родители)

На вопрос: « Как вы считаете, все ваши  права соблюдаются?»

 

47% участников опроса ответили, что соблюдается только часть  прав.

40%участников опроса считают,  что соблюдается только незначительная  часть прав.

13%участников опроса ответили, что соблюдаются все права. 

 

 

2.2 Проведение  классного часа на правовую  тематику : « Права ребенка 9-11классы»

 

классный час в игровой форме  «права ребёнка»

(9 - 11 классы)

 

Цель: повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.

Условия игры. В ней участвуют две команды. Готовятся карточки с указанными в тексте заданиями.

Игра состоит  из трёх частей. Первая часть - разминка. Вторая часть — конкурс на выявление знаний о правовом статусе ребёнка. Вопросы также размещаются на карточках. Затем предлагается решить проблемные ситуации. Третья часть игры - блиц-турнир.

Эксперты - обучающиеся, с  которыми предварительно отработали материал, подводят итоги работы.

 

Ход игры

Разминка

Командам раздаются  карточки с правовыми понятиями  и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, они носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.

Декларация - документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные

принципы.

Конвенция - международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Свобода мысли и совести - одно из основных личных прав человека; означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли и совести значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т.к., во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мысли и совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.

Дискриминация — ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

Геноцид - уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим или

иным мотивам.

1959 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации

прав ребёнка.

1989 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о

правах ребёнка.

 

Конкурс «Правовой статус ребёнка»

Данный конкурс  позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребёнка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек: 1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 10 баллов.

1-й набор (8 карточек) - основные возрастные вехи в  жизни ребёнка: а) с рождения; б) 6 лет; в) 10 лет; г) 14 лет; д) 15 лет; е) 16 лет;

ж) 17 лет; з) 18 лет.

2-й набор (36 карточек) - приобретаемые права  и обязанности,

возникновение ответственности.

1.   Становится  полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями  приобретать любые права.

  1. Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт 
    (выдаётся приписное свидетельство).
  2. Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

4. Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.

5. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращённая рабочая неделя -36 часов).

  1. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в 
    присутствии инструктора.
  2. Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.
  3. Может быть членом кооператива, акционерного общества.
  4. Может быть объявлен в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.
  5. Имеет право на получение паспорта.
  6. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
  7. Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.
  8. Может быть исключён из школы за нарушения.
  1. Подлежит имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
  1. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).
  1. Может вступать в молодёжные общественные объединения.
  1. Имеет право управлять велосипедом по дорогам при движении на велосипеде.   
  2. Допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
  3. Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.

20.  Может осуществлять  права автора, охраняемого результата  своей интеллектуальной деятельности.

  1. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, 
    стипендией, иными доходами.
  2. Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки. / •
  3. Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
  4. Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ 
    вместе с родителями.

25. Законом субъекта Федерации было разрешено вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

  1. Может вступать в детские общественные объединения.
  2. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

28.  Вправе  выражать своё мнение при решении  в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

  1. Выражает своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
  2. Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.
  3. Даёт согласие на изменение имени или фамилии.
  4. Вправе заключать мелкие бытовые сделки.
  5. Вправе посещать школу.
  6. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
  7. Имеет право на имя, отчество и фамилию.
  1. Приобретает право на гражданство.

 
Конкурс «Правовой выбор»

Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных  ситуациях.

1. Представьте,  что вы с друзьями приехали  отдыхать дикарями на море. К  вам подходят несколько пьяных  мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.

Каковы ваши дальнейшие действия?

2. Представьте,  что вам позвонили друзья и  предложили прогулять на следующий  день уроки в школе, чтобы  посмотреть новый фильм. Вам  хочется пропустить занятие в  школе, и вы боитесь обидеть  своих друзей, но прогуливать  нельзя, да и родители могут  наказать.

Как вы поступите  в данной ситуации?

 

Конкурс «Блиц»

Каждой команде  предлагается утвердительно или  отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ начисляется] балл.

  • Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 г.? (нет)
  • Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 г.? (нет)
  • Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка? (да)
  • Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся 
    лицо, достигшее 16 лет? (нет)
  • Брачный возраст в РФ наступает с 18 лет? (да)
  • Право избирать в органы государственной власти гражданин 
    РФ приобретает с 16 лет? (нет)
  • Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (да)
  • Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (нет)
  • Может ли быть несовершеннолетний арестован в случае совершения преступления? (да).

 

Конкурс «Точка зрения»

Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку (Н.В. Шелгунов, журналист).

«Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже свободу» (И. Кант, философ).

Какая точка зрения вам ближе и почему? На рассуждения  даётся 5 минут.

                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Подводя итог, можно сделать  некоторые краткие выводы.

Правовое воспитание - это  целенаправленная деятельность по передаче достижений (ценностей) в области  права от одного поколения к другому. К таким ценностям относятся  и правовые идеалы, и действующее  законодательство, и юридическая  практика, и механизмы разрешения конфликтов, и способы защиты прав и свобод.

Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий  уровень правосознания и правовой культуры общества в целом.

Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов  демократических правовых и моральных  ценностей, принципов права, стойких  убеждений в необходимости и  справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

Информация о работе Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе