Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является : изучение правового воспитания
В ходе достижения цели, будут решены следующие задачи:
1)освещение некоторых аспектов правового воспитания и характеристика технологий правового воспитания.
2.) анализ психолого-педагогической литературы
3) разработка плана открытого урока, посвященного правовой тематике.
4) разработка анкеты, с целью получения данных для анализа, об осведомленности учащихся старших классов об основах права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и виды правового воспитания ........................................7
1.2. Сущность и специфика правового воспитания………..................…9
1.3. Механизм правового воспитания. Формы и методы правового воспитания………........................................................................11
1.4. Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе......................................................................................14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ
2.1. Проведение исследования среди учащихся 11 класса................................19
2.2 Проведение классного часа на правовую тематику: «Права ребенка.».............................................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

готовый вариант курсовой .docx

— 66.88 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Формы и методы правового  воспитания

Основные элементы механизма правового  воспитания это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы организации  воспитательного процесса: [3]

1. Правовая пропаганда - распространение определенных правовых идей и ценностей. Необходимость в соблюдении норм права, где необходимы различные способы агитации.

2. Правовое обучение - данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.

3. Юридическая практика - если юридическая практика органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить только поверхностный характер, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права - это необходимость

4. Самовоспитание - это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права. [17]

Любая форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, Если правовоспитательная форма показывает, как организационно оформлено правовое идеологическое воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное средство — при помощи чего оно осуществляется.

В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся  группы правовоспитательных форм: [3]

  • профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля);
  • правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и т.п.);
  • правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.).

В современных условиях применяются  и другие разнообразные формы  правовой работы с населением: пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.). [3]

К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

 В настоящее время значительно сократилась роль массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, научно-практические конференции, сборы и т.д.

Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической  области является недооценка организационных  форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, дебатов на темы: права, морали

В условиях роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как  никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными  гражданскими, политическими, имущественными правами. Вторым важным элементом механизма  правового воспитания выступают  разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы,методы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах охраны правопорядка. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.

Правовое просвещение- процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения в целом. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают  организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая им воспринять правовые принципы и нормы.

Исходя из этого, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание  и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к  праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять  правовые знания на практике, г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений  правовых норм.

 

 

1.4. Особенности формирования правового воспитания в школе

 

Формирование правового государства  и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе Изменения в жизни России, прошедшие в конце XX века, повлекли за собой множество сложных проблем, затронувших в частности и молодёжь.

К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и  воспитания. Произошло экономическое расслоение общества с образованием значительной части социально мало обеспеченных жителей, склонных к преступности.  Нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, разложения правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. [3] Все это значительно усложняет процесс адаптации молодёжи в современных условиях, требует поиска оптимальных форм самореализации личности.

В этих условиях образование,  распространение  правовых знаний, воспитание  к правопорядку, законности у всего населения страны приобретают огромное значение. Поэтому в решении задач правового воспитания граждан нашей страны важное место занимает формирование правосознания подрастающего поколения.

Задача правового воспитания в школе состоит в усвоении каждым учеником основных принципов а также правовых норм, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву.

Характерной особенностью школьников является повышенная динамичность, исключительная восприимчивость, «открытость» для всего интересного и нового.

В воспитании детей, подростков решающее значение принадлежит рациональному  выбору воспитательных форм, средств  и приемов, чем и объясняется  сложность самой науки педагогики. Система форм и средств, которые  могут быть применены в современных  условиях для развертывания широкой  работы по правовому воспитанию молодежи, должна определяться в зависимости  от возрастных особенностей воспитуемых, обстановки и окружения, в которых  протекает учеба или деятельность подростков и юношей, уровня их образования и культурного развития. Для успеха правового воспитания подрастающего поколения этот фактор имеет не меньшее значение.

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. А именно : Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Необходимость работы по правовому  воспитанию вызвана слабым знанием  прав и обязанностей граждан России.

 

У ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей.

Работа по правовому воспитанию строится по следующим направлениям:

  • Мое общество
  • Ребенок
  • Мои права
  • Мое отечество
  • Моя семья

Главный период формирования правосознания - это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает  осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.

В школьном возрасте ребенок  вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит  от многих факторов. И от того, насколько  человек способен делать выбор зависит  его гражданская позиция.

Социальная роль школьника - нормативный образ поведения. С  набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при  постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования  поведения школьника со стороны  воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом  и учителями.

Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой  мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.

Сущность же образования  в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой "рост", получает от этого  удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые  обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для наших  детей, живущих и обучающихся  в оздоровительном заведении.

В целях усиления качества работы по правовому воспитанию разработана  программа по данному направлению.

 

Таблица 2

1 ступень

Форма работы

 

Правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах.

Беседа 5 - 7 классы.

 

Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье.

7-8 класс

 

"Моя семья - мое богатство".

Праздник 5 - 8 классы

 

Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей

8 класс

 

Конвенция о правах ребенка

8 класс, деловая игра

 

Гражданские права детей

Диспут

 

"Я люблю учиться" (право  детей на образование). Какой должна  быть современная школа? 

Диспут

2 ступень

 
 

Всеобщая Декларация прав человека

8-9 классы

 

Конституция России на защите прав граждан

8-9 классы, праздник

 

Деловая игра "Права ребенка"

5-8 классы, праздник

 

Политическое устройство государства

9 класс

 

Что значит быть гражданином России?

8-9 класс, диспут

 

Избирательное право

9 класс, деловая игра

 

Законопослушная страна - миф или  реальность

7-9 класс, диспут

 

Организация самоуправления в школе, классе (создание штаба дисциплины и порядка)

Учителя

 

Встречи и беседы, тесное содружество  с работниками правоохранительных органов

В течение года

 

Проведение классных часов, бесед, диспутов:

Уроки Конституции;

Права и обязанности;

Провозглашено и гарантировано;

Закон обо мне. Мне о законе;

Можно и нельзя;

Систематическая пропаганда Правил для  учащихся.

 
 

Уроки-диспуты по изученным художественным произведениям:

Ф.М. Достоевский "Преступление и  наказание".

Л.Н. Толстой "Воскресенье", "Анна Каренина".

А.П. Чехов "В суде".

 
 

Просветительская работа среди  родителей:

Законы жизни семьи, законы жизни  класса (родительский тренинг).

Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать? (дискуссия)

Психолог, классный руководитель


 

Реализация данной программы  имеет следующие результаты:

у ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей;

сформирован дружный школьный коллектив;

дети доброжелательны  по отношению друг к другу и  взрослым;

уровень воспитанности ежегодно повышается.

 

ГЛАВАII. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ 9-11 КЛАССОВ

2.1. Проведение  исследования среди учащихся 11 класса

Анкета

Тема: «Права человека и их защита»

Цель: Выявить отношение  учащихся к праву и правовой системе  в целом.

Задачи:

1) ознакомиться с представлением  о праве и отношении к нему.

2) обработать результаты  исследования;

            3) проанализировать полученные результаты,

 

Отвечая на анкету, внимательно  прочитайте вопросы и предлагаемые варианты ответов. Выбирайте те из них, которые в наибольшей степени  отвечают вашему мнению и отмечайте  их галочкой, кружком или подчёркиванием.

 

 

 

1.        С КАКИМ ЧУВСТВОМ ВЫ СМОТРИТЕ В БУДУЩЕЕ?

(отметьте один вариант  ответа)

1.        с надеждой и оптимизмом

2.        Спокойно, но без особых надежд

3.        с тревогой и неуверенностью

4.        со страхом и отчаянием

5.        затрудняюсь ответить

 

 

 

 

2.КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ,ХОРОШО ЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ СВОИ ПРАВА?

(отметьте один вариант  ответа)

1.        отлично

2.        хорошо

3.        удовлетворительно

4.        плохо

 

3.СКАЖИТЕ, КАК ВЫ УЗНАЛИ  О СВОИХ ПРАВАХ? ( можно отметить несколько вариантов ответа)

1.        рассказывали в школе (на уроках)

2.        рассказывали в школе ( после уроков)

3.        рассказывали родители

4.        узнавал(а) от сверстников

5.        прочитал(а) сам(а)

 

4. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКОЙ  ДОКУМЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ  ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА? (отметьте один вариант ответа)

1. Уголовный кодекс РФ

2. Гражданский кодекс  РФ

3. Конституция  РФ

4. Федеральные законы

 

5.КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КТО  ДОЛЖЕН ОТСТАИВАТЬ ВАШИ ПРАВА?

(отметьте один вариант  ответа)

1         Вы сами

2         Государство ( институты власти, суд и т.д.)

3         другие люди ( родители, учителя, правозащитники)

4         Все вышеперечисленные

 

6. ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВСЕ  ЛИ ВАШИ ПРАВА СОБЛЮДАЮТСЯ?

(отметьте один вариант  ответа)

1.        да, все

2.        только часть

3.        нет, соблюдается только незначительная часть моих прав

4.        другое (что именно)----------------------------------------

Информация о работе Особенности формирования правового воспитания и просвещения в школе