Особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления актуальна тем, что понимание руководителем образовательного учреждения специфики управленческого процесса будет способствовать эффективной работе всей педагогической системы в целом и ее развитию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. Теоретические основы управления педагогической системы…………….……………………………………………………………...5
1.1. Особенности управления педагогической системой…………………….5
1.2. Характеристика авторитарного управления и его особенностей………………………………………………………………10
Выводы к I главе………………………………………………………………...15
II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».………………………………………..16
2.1. Анализ опыта управления функционированием педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»…………………………………………………….16
2.2. Разработка методических рекомендаций по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы…………………………………………………………………22
Выводы ко II главе……………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_osnovam_upravlenia_sotsialno.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Кафедра Общей и социальной педагогики

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Основы управления социально-педагогическими системами.

Тема: Особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления.

 

 

 

 

Выполнила:

Овчинникова Е. В.

Специальность: 050711

Группа: 4 СОП - 41

Проверила:

Гольцова Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец,

2010-2011 учебный год

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

I глава. Теоретические основы управления педагогической системы…………….……………………………………………………………...5

    1. Особенности управления педагогической системой…………………….5
    2. Характеристика авторитарного управления и его особенностей………………………………………………………………10

Выводы  к I главе………………………………………………………………...15

 II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».………………………………………..16

2.1. Анализ опыта управления  функционированием педагогической  системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»…………………………………………………….16

2.2. Разработка методических  рекомендаций по нейтрализации  негативного влияния авторитарного  руководства на функционирование педагогической системы…………………………………………………………………22

Выводы  ко II главе……………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………...24

Список литературы…………………………………………………………….25

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления актуальна тем, что понимание руководителем образовательного учреждения специфики управленческого процесса будет способствовать эффективной работе всей педагогической системы в целом и ее развитию.

Шамова Т. И., Давыденко  Т.М., Шибанова;  Дендерина В.И. , Соколова И. Ю.,  Хохлова Д. А.; Третьяков П.И.; Петрова Л. И., Васильев Ю. В. раскрывают сущность понятия «система», «педагогическая система», её свойства, обращаются к понятиям «управление», «власть», «управление человеческими ресурсами». Петрова Л. И. характеризует директора как педагогического менеджера.

 М. Ю. Ананченко  и П. Е. Овсянкин анализируют особенности процессов руководства и лидерства в отечественной системе образования  и объединяют их  в несколько групп: действующие на макро- и микроуровнях; касающиеся ориентации на личность и задачи; затрагивающие требования к личности руководителя и его функциям.

 Пугачев В. П., Воробьева  С. В. характеризуют особенности авторитарного управления. Анализируются подходы к изучению стилей управления. Бакурадзе А.; Медреш Е.; Телешева С.;В. Бугера; Дерзкова Н., Ушаков К., Петрова Л. И. заостряют свое внимание на роль и значение должности директора на влияние его стиля на функционирование педагогического коллектива и педагогической системы в целом.

Цель исследования: изучить влияние авторитарного управления на состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы.

Объект исследования: управление функционированием педагогической системы.

Предмет исследования: влияние авторитарного управления на состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы.

Проблема: каково влияние авторитарного управления на состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы.

Задачи исследования:

1)      рассмотреть особенности управления педагогической системы;

2)     охарактеризовать авторитарное управление и его особенности;

3)     изучить опыт управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ №8 им. Лепехина»;

4)   Разработать методические рекомендации по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы

 Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование;

Эмпирические - анализ литературы, тест, опрос, изучение документации, беседа.

База исследования: Россия, Вологодская область 162603, г. Череповец, ул. Мира, 25а, ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I глава. Теоретические основы управления педагогической системы

I .1. Особенности управления педагогической системой

Под системой понимается «целеустремленная целостность  взаимосвязанных элементов, имеющая  новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой» [10].

В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии [2].

Среди многих видов социальных систем выделяют педагогические системы. По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами, что проявляется в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы [10].

Многие ученые посвятили  свои работы системному подходу, в которых  в разной степени полноты рассматривается  такое явление, как педагогическая система. Разные авторы дают следующие формулировки понятия «система»:

1) множество взаимосвязанных  компонентов, составляющих определенное  целое в своем строении и  функционировании (С.И. Архангельский)[ 7];

2) определенная общность  элементов, функционирующих по  внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский) )[ 7];

3) выделенное на основе определенных  признаков упорядоченное множество  взаимосвязанных элементов, объединенных  общей целью функционирования  и единством управления и выступающих  во взаимодействии со средой  как целостное единство (Т.А. Ильина) )[ 7];

В качестве педагогической системы  рассматривается и учебный процесс, и средства, методы, организационные  формы обучения;

4) любой процесс, проходящий  в определенных условиях, в совокупности  с этими условиями (В.П. Беспалько)  )[ 7];

 Системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями. В качестве системы может выступить вуз, техникум, училище и т.д., в составе, которых подразделяются административная, хозяйственная и др. подсистемы. Но ведущим элементом в них является педагогическая подсистема, она же одновременно и система. Педагогическая система, как и любая другая система, имеет свою структуру (дидактическая задача, технология обучения, общественно-государственный заказ, субъекты образовательного процесса). Также под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Педагогическая система есть «социально обусловленная целостность взаимодействующих  на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности), [ 9];

Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека)[ 2];

В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В ней можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие - подсистема процесса обучения и, в свою очередь, представляет собой сложную образовательную систему.

Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, ПУ как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.

Функционирование, развитие и саморазвитие образовательного процесса как педагогической системы - главное условие его существования. Развитие и саморазвитие - это, в основном, реальное средство функционирования, то есть в широком понимании - следствие целенаправленной деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь, на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, с ЭВМ и так далее.

Известно, что элементы всякой педагогической системы могут  быть системами низших порядков. Для  образовательного процесса как системы  характерно наличие отношений между  его объектами и между их свойствами.

Структура, или организация, системы - важнейшее условие ее существования  и столь же необходимый признак. К образовательному процессу как  педагогической системе это положение  относится самым непосредственным образом, так как бессмысленно вообще говорить о ее наличии без взаимодействия реальных людей, в реальных условиях среднего учебного заведения, учебных занятий и тому подобных.

Образовательный процесс  как система имеет конкретные цели, функции и свойства, которые  отличаются от целей, функций и свойств  составляющих его объектов, отношений и атрибутов. Объекты всякой системы - это просто ее части, компоненты, а атрибуты - это свойства объектов системы. Отношения - это то, с помощью чего система объединяется в одно целое, в нашем случае - это взаимодействие субъектов образовательного процесса в целом.

Наличие двух и более  типов связи - также важнейший  признак, характеристика, условие существования  образовательного процесса как деятельной системы.

Целостность - это важнейшее  условие существования образовательного процесса как педагогической системы, главное его свойство и главный признак. Нарушение целостности приводит к распаду вообще деятельностной системы как таковой. Свойство целостности обусловливает взаимосвязь, взаимовлияние, взаиморазвитие всех компонентов и системообразующих факторов педагогической системы в целом.

В современном  образовательном учреждении должность  директора понимается на принципиально  новых основаниях. Это, прежде всего, менеджер,  то есть профессиональный управленец. А значит, и требования к нему строятся на понимании управления как особой профессии. Специфика состоит в том, что он руководит – сложным коллективом, включающим в разновозрастные группы учеников, учителей и родителей. Успех учебно-воспитательной работы зависит от единства действий всего педагогического коллектива. А это требует от директора умения завоевывать авторитет, внедрять свои идеи через педагогический коллектив, т.е. это требует умения работать с ним.

Педагогический коллектив, с одной стороны, является частью общественного коллектива, а с другой — имеет набор специфических характеристик, свойственных только ему: длительность педагогического труда, феминизация педагогического коллектива и др. Таким образом, специфика педагогического коллектив делает специфическим и управление им. Важным условием выступают координация функций педагогов за счет наличия различных графиков, профессиональных программ, планов повышения квалификации, четкая постановка и реализации системы внутреннего контроля учебно-воспитательного процесса. Очень важно для руководителя равномерно распределять общественные обязанности. Конечно, это в значительной мере зависит от общественной, социальной активности учителей. Но и педагогическому менеджеру надо владеть информацией об особенностях членов педагогического коллектива, чтобы лишняя, с точки зрения некоторых из них, нагрузка не повлияла на успешную работу коллектива школы в целом. Для педагогического менеджера большое значение имеет социально-психологический климат в коллективе. Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением и самочувствием. Педагогический менеджер в своей деятельности должен учитывать эти характеристики, иначе в работе с таким тонким инструментом, как педагогический коллектив, он может потерпеть управленческое фиаско. [5] Потому как директор управляет и несет ответственность за всю педагогическую систему и ее структурные компоненты, к одному из которых можно отнести педагогический коллектив.

Информация о работе Особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления