Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 23:58, курсовая работа
Проблема особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления актуальна тем, что понимание руководителем образовательного учреждения специфики управленческого процесса будет способствовать эффективной работе всей педагогической системы в целом и ее развитию.
Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. Теоретические основы управления педагогической системы…………….……………………………………………………………...5
1.1. Особенности управления педагогической системой…………………….5
1.2. Характеристика авторитарного управления и его особенностей………………………………………………………………10
Выводы к I главе………………………………………………………………...15
II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».………………………………………..16
2.1. Анализ опыта управления функционированием педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»…………………………………………………….16
2.2. Разработка методических рекомендаций по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы…………………………………………………………………22
Выводы ко II главе……………………………………………………………...23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра Общей и социальной педагогики
Курсовая работа
По дисциплине: Основы управления социально-педагогическими системами.
Тема: Особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления.
Выполнила:
Овчинникова Е. В.
Специальность: 050711
Группа: 4 СОП - 41
Проверила:
Гольцова Н. В.
Череповец,
2010-2011 учебный год
Содержание
Введение…………………………………………………………
I глава. Теоретические основы
управления педагогической системы…………….……………………………………………
Выводы к I главе……………………………………………………………….
II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».………………………………………..16
2.1. Анализ опыта управления
функционированием
2.2. Разработка методических
рекомендаций по нейтрализации
негативного влияния
Выводы ко II главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1
Введение
Проблема особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления актуальна тем, что понимание руководителем образовательного учреждения специфики управленческого процесса будет способствовать эффективной работе всей педагогической системы в целом и ее развитию.
Шамова Т. И., Давыденко Т.М., Шибанова; Дендерина В.И. , Соколова И. Ю., Хохлова Д. А.; Третьяков П.И.; Петрова Л. И., Васильев Ю. В. раскрывают сущность понятия «система», «педагогическая система», её свойства, обращаются к понятиям «управление», «власть», «управление человеческими ресурсами». Петрова Л. И. характеризует директора как педагогического менеджера.
М. Ю. Ананченко и П. Е. Овсянкин анализируют особенности процессов руководства и лидерства в отечественной системе образования и объединяют их в несколько групп: действующие на макро- и микроуровнях; касающиеся ориентации на личность и задачи; затрагивающие требования к личности руководителя и его функциям.
Пугачев В. П., Воробьева С. В. характеризуют особенности авторитарного управления. Анализируются подходы к изучению стилей управления. Бакурадзе А.; Медреш Е.; Телешева С.;В. Бугера; Дерзкова Н., Ушаков К., Петрова Л. И. заостряют свое внимание на роль и значение должности директора на влияние его стиля на функционирование педагогического коллектива и педагогической системы в целом.
Цель исследования: изучить влияние авторитарного управления на состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы.
Объект исследования: управление функционированием педагогической системы.
Предмет исследования: влияние авторитарного управления на состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы.
Проблема: каково влияние авторитарного управления на состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности управления педагогической системы;
2) охарактеризовать авторитарное управление и его особенности;
3) изучить опыт управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ №8 им. Лепехина»;
4) Разработать методические рекомендации по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование;
Эмпирические - анализ литературы, тест, опрос, изучение документации, беседа.
База исследования: Россия, Вологодская область 162603, г. Череповец, ул. Мира, 25а, ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».
I глава. Теоретические основы управления педагогической системы
I .1. Особенности управления педагогической системой
Под системой понимается «целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой» [10].
В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии [2].
Среди многих видов социальных
систем выделяют педагогические системы.
По своим характеристикам
Многие ученые посвятили
свои работы системному подходу, в которых
в разной степени полноты
1) множество взаимосвязанных
компонентов, составляющих
2) определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский) )[ 7];
3) выделенное на основе
В качестве педагогической системы
рассматривается и учебный
4) любой процесс, проходящий
в определенных условиях, в совокупности
с этими условиями (В.П.
Системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями. В качестве системы может выступить вуз, техникум, училище и т.д., в составе, которых подразделяются административная, хозяйственная и др. подсистемы. Но ведущим элементом в них является педагогическая подсистема, она же одновременно и система. Педагогическая система, как и любая другая система, имеет свою структуру (дидактическая задача, технология обучения, общественно-государственный заказ, субъекты образовательного процесса). Также под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Педагогическая система есть «социально
обусловленная целостность
Это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека)[ 2];
В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В ней можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие - подсистема процесса обучения и, в свою очередь, представляет собой сложную образовательную систему.
Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, ПУ как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.
Функционирование, развитие и саморазвитие образовательного процесса как педагогической системы - главное условие его существования. Развитие и саморазвитие - это, в основном, реальное средство функционирования, то есть в широком понимании - следствие целенаправленной деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь, на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, с ЭВМ и так далее.
Известно, что элементы всякой педагогической системы могут быть системами низших порядков. Для образовательного процесса как системы характерно наличие отношений между его объектами и между их свойствами.
Структура, или организация,
системы - важнейшее условие ее существования
и столь же необходимый признак.
К образовательному процессу как
педагогической системе это положение
относится самым
Образовательный процесс как система имеет конкретные цели, функции и свойства, которые отличаются от целей, функций и свойств составляющих его объектов, отношений и атрибутов. Объекты всякой системы - это просто ее части, компоненты, а атрибуты - это свойства объектов системы. Отношения - это то, с помощью чего система объединяется в одно целое, в нашем случае - это взаимодействие субъектов образовательного процесса в целом.
Наличие двух и более типов связи - также важнейший признак, характеристика, условие существования образовательного процесса как деятельной системы.
Целостность - это важнейшее
условие существования
В современном образовательном учреждении должность директора понимается на принципиально новых основаниях. Это, прежде всего, менеджер, то есть профессиональный управленец. А значит, и требования к нему строятся на понимании управления как особой профессии. Специфика состоит в том, что он руководит – сложным коллективом, включающим в разновозрастные группы учеников, учителей и родителей. Успех учебно-воспитательной работы зависит от единства действий всего педагогического коллектива. А это требует от директора умения завоевывать авторитет, внедрять свои идеи через педагогический коллектив, т.е. это требует умения работать с ним.
Педагогический коллектив, с одной стороны, является частью общественного коллектива, а с другой — имеет набор специфических характеристик, свойственных только ему: длительность педагогического труда, феминизация педагогического коллектива и др. Таким образом, специфика педагогического коллектив делает специфическим и управление им. Важным условием выступают координация функций педагогов за счет наличия различных графиков, профессиональных программ, планов повышения квалификации, четкая постановка и реализации системы внутреннего контроля учебно-воспитательного процесса. Очень важно для руководителя равномерно распределять общественные обязанности. Конечно, это в значительной мере зависит от общественной, социальной активности учителей. Но и педагогическому менеджеру надо владеть информацией об особенностях членов педагогического коллектива, чтобы лишняя, с точки зрения некоторых из них, нагрузка не повлияла на успешную работу коллектива школы в целом. Для педагогического менеджера большое значение имеет социально-психологический климат в коллективе. Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением и самочувствием. Педагогический менеджер в своей деятельности должен учитывать эти характеристики, иначе в работе с таким тонким инструментом, как педагогический коллектив, он может потерпеть управленческое фиаско. [5] Потому как директор управляет и несет ответственность за всю педагогическую систему и ее структурные компоненты, к одному из которых можно отнести педагогический коллектив.