Особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления актуальна тем, что понимание руководителем образовательного учреждения специфики управленческого процесса будет способствовать эффективной работе всей педагогической системы в целом и ее развитию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. Теоретические основы управления педагогической системы…………….……………………………………………………………...5
1.1. Особенности управления педагогической системой…………………….5
1.2. Характеристика авторитарного управления и его особенностей………………………………………………………………10
Выводы к I главе………………………………………………………………...15
II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».………………………………………..16
2.1. Анализ опыта управления функционированием педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»…………………………………………………….16
2.2. Разработка методических рекомендаций по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы…………………………………………………………………22
Выводы ко II главе……………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_osnovam_upravlenia_sotsialno.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)
    1. 2. Характеристика авторитарного управления и его особенностей

Каждый руководитель в  процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Стиль можно  рассматривать в широком и  узком смыслах. В широком –  все существенные функционально  значимые черты деятельности руководителя. В узком – особенности общения руководителя с людьми[5].

Существует множество  подходов к изучению стилей руководства. Такие исследователи как Р. Стогдилл, К. Бэрд, Э. Гизелли, У. Бэннис, Р. Манн, О. Тид и др. изучали стили руководства в рамках личностного подхода. По их мнению, существует определенный набор личностных качеств руководителя, который определяет эффективность руководства. В рамках поведенческого подхода Д. МакГрегор, К. Левин, Р. Лайкерт, П. Блейк, Д. Мутон, Т. Коно и др.  считали, что  существует один наиболее эффективный стиль руководства, основанный на определенном поведении руководителя. В ситуационном подходе изучения стилей руководства такие исследователи как Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси и К. Бланшар, В. Врум, П. Йеттон, К. Арджирис и др. определяли влияние различных факторов на действие руководителя в зависимости от управленческой ситуации. С. Керр и Дж. Джермейер, Ч. Манц, Г. Симс и др. определяли специфику проявления лидерских качеств и поведения руководителя в конкретных ситуациях в рамках комплексного подхода.

На основе анализа  приведенных выше подходов можно охарактеризовать авторитарный стиль так: свойственно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности.

Формы общения с подчиненными — деловые краткие распоряжения; запреты с угрозой; неприветливый тон; субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя — вне группы, выше группы.

Содержание руководящей деятельности — дела в группе планируются руководителем  заранее; решения принимаются единолично; голос руководителя — решающий; определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны [1].

Преимущества авторитарного стиля:

- быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление;

- быстрая стабилизация ситуации в конфликтных группах.

Недостатки авторитарного   стиля - ограничение возможностей мотивации , самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности  руководителя .  При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель  социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и  угрозой  наказаний   порождает   у   них   страх .  В   такой   ситуации   у   работников обычно формируется   индифферентное ,  а   то   и  вовсе негативное отношение к  руководителю , в целом к предприятию. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной  и  достоверной информации  подчиненные  вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов  и  сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе. 
Модификация авторитарного  стиля . 
Различные модификации авторитарного  стиля   руководства  выражены в классификации, согласно которой  они , в зависимости от особенностей взаимоотношений  руководителя   и   подчиненных , делятся на: 
1. Патриархальный  стиль   руководства . Строиться на основе представлений об организации как одной большой семье.  Руководитель  уподобляется отцу семейства, который заботится о своих  подчиненных .  Они  же в ответ на "отеческую заботу" должны проявлять благодарность, верность  и  беспрекословное повиновение.  Этот   стиль  предполагает обращение с  подчиненными  как с "детьми"  и   их   мотивацию  через личную зависимость. Информация распространяется с верху в зависимости от "благосклонности"  руководства , контроль осуществляется выборочно, по желанию  и  интуиции  руководителя .  Этот   стиль   руководства  характерен для традиционного общества, но широко распространен сегодня, в  том числе в России. 
2. Харизматический  стиль   руководства . Основывается на вере в особые, уникальные качества  руководителя .  Данный   стиль  близок к патриархальному, однако авторитет харизматического  руководителя более высок  и  имеет персональный ( "не семейный" ) характер.  Обычно харизматический  руководитель  не доверяет организационным структурам, и стремиться объяснить успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека. Строгое регламентирование прав  и  обязанностей отсутствует. Руководящая инстанция уподобляется "штабу", состоящему из руководителя и приближенных, обязанности которых часто дублируются. Спрос на харизматических руководителей обостряется, как правило, в кризисные времена и в чрезвычайных  ситуациях . В такие периоды вера в спасение благодаря наличию харизматического руководителя вытесняет стремление использовать для решения проблем рациональные стратегии  и  демократические процедуры. 
3. Автократический  стиль   руководства . Менее распространен  и  менее проявляется в крупных организациях.  Руководитель-автократ  использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя Этот стиль отличается от патриархального и харизматического стилей слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными  
4. Бюрократический стиль руководства. Характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и  подчиненными. Он представляет собой крайнюю форму структурирования  и  регламентирования поведения сотрудников организации с помощью детального разделения труда, многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов, четко описывающих, кто, что и как должен делать. При этом сотрудники рассматриваются как анонимные "факторы", и их мотивация формируется чаще всего через письменные распоряжения и предписания. Информация передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку письменных отчетов. Бюрократический стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля[ 6].

Итак, особенностями авторитарного  управления можно выделить:

- способ принятия решений - единоличный с подчиненными;

- способ доведения решений до исполнителя - приказ, распоряжение, команда;

- распределение ответственности - полностью в руках руководителя;

- отношение к инициативе подчиненных – допускается;

- принципы подбора кадров - избавление от сильных конкурентов;

 - отношение к знаниям - считает, что все сам знает;

- отношение к общению - отрицательное, соблюдает дистанцию;

- отношение к подчиненным - по настроению, неровное;

- отношение к дисциплине - жесткое, формальное;

- отношение к стимулированию - наказание с редким поощрением, что влечет за собой частую смену кадров, отсутствию у педагогов стремления к профессиональному саморазвитию, избытку информации у директора, психологическому напряжению в коллективе, нововведения внедряются медленно.

Таким образом, можно  сделать вывод, что особенности  авторитарного управления проявляются как на отдельных компонентах педагогической системы, например, функционировании педагогического коллектива, так и на функционировании всей педагогической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к I главе

Таким образом, в первой главе раскрывались понятия «система»; «педагогическая система»; «стиль»; были охарактеризованы: признаки педагогической системы; должность и специфика директора как педагогического менеджера; были представлены различные подходы к классификации стилей управления, охарактеризовано авторитарное управление, его особенности, преимущества и недостатки, и его различные модификации. Стиль управления оказывает системное влияние на разные подсистемы, в том числе и педагогический коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»

II.1. Анализ опыта управления функционированием педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».

Программа обследования особенностей управления ГОУ ПУ №8 им. Лепехина.

Пояснительная записка.

В целях изучения  особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного  управления была составлена программа. Данная программа предназначена  для обследования особенностей управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина». 
Материалы программы могут быть использованы  директором, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Объект обследования: особенности управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».

Предмет обследования: состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».

Цель обследования: выявить особенности управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».

Задачи обследования:

  1. Выявить доминирующий стиль руководства ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;
  2. Охарактеризовать коллектив педагогов и мастеров производственного обучения ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;
  3. Выявить влияние доминирующий стиль руководства на состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».

Субъект обследования: студент – исследователь. 
Методы обследования: наблюдение, анализ документации, тестирование, беседа.

Методики обследования: тест «Стили руководства»; анонимный опросник «методика определения стиля руководства трудовым коллективом» В. П. Захарова; беседа с директором, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и педагогами и мастерами производственного ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»; «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.

 

Содержание  программы.

1 этап. Ориентировочный.

Цель: собрать и обобщить первичные сведения об управлении функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».

Задачи:

  1. Выявить доминирующий стиль управления директора ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»:

  а) С позиции  директора ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;

  б) С позиции педагогического  коллектива ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;

  в) С позиции мастеров  ПО.

  1. Охарактеризовать коллектив педагогов и мастеров ПО.

Направления:

  1. Выявление доминирующего стиля управления директора ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»:

  а) С позиции  директора ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;

  б) С позиции  педагогического коллектива ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;

  в) С позиции  мастеров ПО.

     2. Характеристика коллектива педагогов и мастеров ПО.

Методы исследования: наблюдение, тестирование, опрос, беседа.

Методики исследования: тест «Стили руководства»; анонимный опросник методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова, беседа с директором и заместителем директора по учебно-воспитательной работе ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»

Форма фиксации результатов: аналитическая записка.

 

2 этап. Диагностический.

Цель: выявить состояние коллектива педагогов и мастеров производственного обучения как компонента педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».

Задачи:

     1. выявить  психологический климат в коллективе  педагогов и мастеров производственного  обучения.

      2. выявить  профессиональные достижения педагогов и мастеров производственного обучения.

Направления:

  1. выявление психологического климата в коллективе педагогов и мастеров производственного обучения;

     2.  выявление профессиональных достижений педагогов и мастеров производственного обучения.

 

Методы исследования: тестирование, беседа.

Методики исследования: Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, беседа с директором и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, педагогами и мастерами производственного обучения ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»

Форма фиксации результатов: аналитическая записка.

 

3 этап. Аналитический.

Цель: проанализировать полученные сведения об особенностях управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».

Задачи:

Обработать и проинтерпретировать  полученные результаты.

Направления:

Обработка и интерпретация  полученных результатов.

Методы исследования: интерпретация, обобщение результатов.

Методики исследования: интерпретация полученных данных.

Форма фиксации результатов: аналитическая записка.

В ходе обследования было выявлено, что директор ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина» является хорошим дипломатом, способен учесть мнения других, склонен к демократическому управлению, но в тесте на направленность руководителя результаты показали, что директор направлен на интересы дела больше, чем на коллектив.

Для изучения доминирующего  стиля руководства коллективу педагогов  и мастеров ПО был предложен анонимный опросник «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова» результаты которого показывают, что 80% педагогов и 66,7% мастеров ПО считают, что директор опирается на собственное мнение и оценки, стремится к власти, склонен к жесткой формальной дисциплине, не желает признавать собственные ошибки, игнорирует инициативу, творческую активность коллектива, единолично принимает решения.

Информация о работе Особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления