Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 23:58, курсовая работа
Проблема особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления актуальна тем, что понимание руководителем образовательного учреждения специфики управленческого процесса будет способствовать эффективной работе всей педагогической системы в целом и ее развитию.
Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. Теоретические основы управления педагогической системы…………….……………………………………………………………...5
1.1. Особенности управления педагогической системой…………………….5
1.2. Характеристика авторитарного управления и его особенностей………………………………………………………………10
Выводы к I главе………………………………………………………………...15
II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».………………………………………..16
2.1. Анализ опыта управления функционированием педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»…………………………………………………….16
2.2. Разработка методических рекомендаций по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы…………………………………………………………………22
Выводы ко II главе……………………………………………………………...23
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Стиль можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком – все существенные функционально значимые черты деятельности руководителя. В узком – особенности общения руководителя с людьми[5].
Существует множество подходов к изучению стилей руководства. Такие исследователи как Р. Стогдилл, К. Бэрд, Э. Гизелли, У. Бэннис, Р. Манн, О. Тид и др. изучали стили руководства в рамках личностного подхода. По их мнению, существует определенный набор личностных качеств руководителя, который определяет эффективность руководства. В рамках поведенческого подхода Д. МакГрегор, К. Левин, Р. Лайкерт, П. Блейк, Д. Мутон, Т. Коно и др. считали, что существует один наиболее эффективный стиль руководства, основанный на определенном поведении руководителя. В ситуационном подходе изучения стилей руководства такие исследователи как Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси и К. Бланшар, В. Врум, П. Йеттон, К. Арджирис и др. определяли влияние различных факторов на действие руководителя в зависимости от управленческой ситуации. С. Керр и Дж. Джермейер, Ч. Манц, Г. Симс и др. определяли специфику проявления лидерских качеств и поведения руководителя в конкретных ситуациях в рамках комплексного подхода.
На основе анализа приведенных выше подходов можно охарактеризовать авторитарный стиль так: свойственно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности.
Формы общения с подчиненными — деловые краткие распоряжения; запреты с угрозой; неприветливый тон; субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя — вне группы, выше группы.
Содержание руководящей
Преимущества авторитарного стиля:
- быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление;
- быстрая стабилизация ситуации в конфликтных группах.
Недостатки авторитарного
стиля - ограничение возможностей мотивации , самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных
решений из-за субъективизма или чрезмерной
перегруженности руководителя . При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх . В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное , а то и вовсе негативное отношение к руководителю , в целом к предприятию. Из-за чинимых
начальником препятствий в получении
полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным
путем, что часто ведет к ее искажению,
распространению различного рода слухов
и сплетен, негативно влияющих на атмосферу
в коллективе.
Модификация авторитарного стиля .
Различные модификации авторитарного
стиля руководства выражены в классификации, согласно
которой они , в зависимости от особенностей взаимоотношений
руководителя и подчиненных , делятся на:
1. Патриархальный стиль руководства . Строиться на основе представлений
об организации как одной большой семье.
Руководитель уподобляется отцу семейства, который
заботится о своих подчиненных . Они же в ответ на "отеческую заботу"
должны проявлять благодарность, верность
и беспрекословное повиновение. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с "детьми" и их мотивацию через личную зависимость. Информация
распространяется с верху в зависимости
от "благосклонности" руководства , контроль осуществляется выборочно,
по желанию и интуиции руководителя . Этот стиль руководства характерен для традиционного общества,
но широко распространен сегодня, в том числе в России.
2. Харизматический стиль руководства . Основывается на вере в особые, уникальные
качества руководителя . Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет
харизматического руководителя более высок и имеет персональный ( "не семейный"
) характер. Обычно харизматический руководитель не доверяет организационным структурам, и стремиться объяснить успехи организации
своими личными качествами, поддерживать
имидж выдающегося человека. Строгое регламентирование
прав и обязанностей отсутствует. Руководящая
инстанция уподобляется "штабу",
состоящему из руководителя и приближенных, обязанности которых часто
дублируются. Спрос на харизматических руководителей обостряется, как правило, в кризисные
времена и в чрезвычайных ситуациях . В такие периоды вера в спасение благодаря
наличию харизматического руководителя вытесняет стремление использовать
для решения проблем рациональные стратегии
и демократические процедуры.
3. Автократический стиль руководства . Менее распространен и менее проявляется в крупных организациях.
Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий
иерархический аппарат, который, однако,
не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя Этот стиль отличается от патриархального и харизматического стилей слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными
4. Бюрократический стиль руководства. Характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между
начальником и подчиненными. Он представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения сотрудников
организации с помощью детального разделения
труда, многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов, четко
описывающих, кто, что и как должен делать. При этом сотрудники рассматриваются как анонимные
"факторы", и их мотивация формируется чаще всего через письменные распоряжения и предписания. Информация передается
по формальным каналам. Контроль осуществляется
через сообщения и проверку письменных отчетов. Бюрократический стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля[ 6].
Итак, особенностями авторитарного управления можно выделить:
- способ принятия решений - единоличный с подчиненными;
- способ доведения решений до исполнителя - приказ, распоряжение, команда;
- распределение ответственности - полностью в руках руководителя;
- отношение к инициативе подчиненных – допускается;
- принципы подбора кадров - избавление от сильных конкурентов;
- отношение к знаниям - считает, что все сам знает;
- отношение к общению - отрицательное, соблюдает дистанцию;
- отношение к подчиненным - по настроению, неровное;
- отношение к дисциплине - жесткое, формальное;
- отношение к стимулированию - наказание с редким поощрением, что влечет за собой частую смену кадров, отсутствию у педагогов стремления к профессиональному саморазвитию, избытку информации у директора, психологическому напряжению в коллективе, нововведения внедряются медленно.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности авторитарного управления проявляются как на отдельных компонентах педагогической системы, например, функционировании педагогического коллектива, так и на функционировании всей педагогической системы.
Выводы к I главе
Таким образом, в первой главе раскрывались понятия «система»; «педагогическая система»; «стиль»; были охарактеризованы: признаки педагогической системы; должность и специфика директора как педагогического менеджера; были представлены различные подходы к классификации стилей управления, охарактеризовано авторитарное управление, его особенности, преимущества и недостатки, и его различные модификации. Стиль управления оказывает системное влияние на разные подсистемы, в том числе и педагогический коллектив.
II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»
II.1. Анализ опыта управления функционированием педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».
Задачи обследования:
Субъект обследования: студент – исследователь.
Методы обследования: наблюдение,
анализ документации, тестирование, беседа.
Методики обследования: тест «Стили руководства»; анонимный опросник «методика определения стиля руководства трудовым коллективом» В. П. Захарова; беседа с директором, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и педагогами и мастерами производственного ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»; «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе» О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.
Содержание программы.
1 этап. Ориентировочный.
Задачи:
а) С позиции директора ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;
б) С позиции педагогического коллектива ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;
в) С позиции мастеров ПО.
Направления:
а) С позиции директора ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;
б) С позиции педагогического коллектива ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»;
в) С позиции мастеров ПО.
2. Характеристика коллектива педагогов и мастеров ПО.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, опрос, беседа.
Методики исследования: тест «Стили руководства»; анонимный опросник методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова, беседа с директором и заместителем директора по учебно-воспитательной работе ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»
Форма фиксации результатов: аналитическая записка.
2 этап. Диагностический.
Задачи:
1. выявить
психологический климат в
2. выявить профессиональные достижения педагогов и мастеров производственного обучения.
Направления:
2. выявление профессиональных достижений педагогов и мастеров производственного обучения.
Методы исследования: тестирование, беседа.
Методики исследования: Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, беседа с директором и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, педагогами и мастерами производственного обучения ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина»
Форма фиксации результатов: аналитическая записка.
3 этап. Аналитический.
Цель: проанализировать полученные сведения об особенностях управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина».
Задачи:
Обработать и
Направления:
Обработка и интерпретация полученных результатов.
Методы исследования: интерпретация, обобщение результатов.
Методики исследования: интерпретация полученных данных.
Форма фиксации результатов: аналитическая записка.
В ходе обследования было выявлено, что директор ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина» является хорошим дипломатом, способен учесть мнения других, склонен к демократическому управлению, но в тесте на направленность руководителя результаты показали, что директор направлен на интересы дела больше, чем на коллектив.
Для изучения доминирующего стиля руководства коллективу педагогов и мастеров ПО был предложен анонимный опросник «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова» результаты которого показывают, что 80% педагогов и 66,7% мастеров ПО считают, что директор опирается на собственное мнение и оценки, стремится к власти, склонен к жесткой формальной дисциплине, не желает признавать собственные ошибки, игнорирует инициативу, творческую активность коллектива, единолично принимает решения.