Особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления актуальна тем, что понимание руководителем образовательного учреждения специфики управленческого процесса будет способствовать эффективной работе всей педагогической системы в целом и ее развитию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. Теоретические основы управления педагогической системы…………….……………………………………………………………...5
1.1. Особенности управления педагогической системой…………………….5
1.2. Характеристика авторитарного управления и его особенностей………………………………………………………………10
Выводы к I главе………………………………………………………………...15
II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».………………………………………..16
2.1. Анализ опыта управления функционированием педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»…………………………………………………….16
2.2. Разработка методических рекомендаций по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы…………………………………………………………………22
Выводы ко II главе……………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_osnovam_upravlenia_sotsialno.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

 При определении  социально-психологического климата  в коллективе педагогов и мастеров  ПО методика позволила выявить, что эмоциональный и поведенческих компоненты отношений в коллективе являются противоречивыми, а когнитивный – положительный., из чего можно сделать вывод, что члены рассматриваемого коллектива хорошо знают особенности друг друга, но желание работать друг с другом и желание общаться в сфере досуга неопределенные и противоречивые.

Разделение  рабочего коллектива на педагогов и мастеров обусловлено тем, что мастер ПО помимо производственного обучения занимается воспитательной деятельностью, а педагог  –это учитель-предметник, который имеет должность классного руководителя является помощником мастера ПО, так традиционно сложилось к обследуемой педагогической системе, причем педагог не получает прибавку к заработной плате за ставку классного руководителя в отличие от мастера, который может иметь заработную плату до трех раз больше, хотя каждый педагог обязан иметь высшее образование, а мастер нет. Все это рождает недовольства внутри коллектива и приводит к конфликтам и слухам о несправедливости, а также о наличии у директора «любимчиков» и «нелюбимчиков». Также в характеристике изучаемого коллектива следует заметить старение кадров, что также сказывается на функционировании данной педагогической системы.

При беседе с мастерами  ПО и педагогами было выяснено, что они хотят проявлять инициативу в своей профессиональной деятельности, так как она обычно наказуема. А в беседе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе стало известно, что коллектив педагогов и мастеров ведет себя пассивно, не предлагает ничего нового и что, все нововведения  поступают от директора, причем коллектив не охотно берется за выполнение, так как боится изменений.

Таким образом, в проведенном  обследовании ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина» такие особенности авторитарного стиля как отношение к общению - отрицательное, соблюдает дистанцию; отношение к подчиненным - по настроению, неровное; отношение к дисциплине - жесткое, формальное; отношение к стимулированию - наказание с редким поощрением и результатом такого управления является безынициативность коллектива педагогов и мастеров ПО, нежелание противоречить руководству, конфликты выражаются непроверенной информацией (сплетнями).  Если и положительные стороны в данных условиях функционирования педагогической системы, это то, что коллектив педагогов и мастеров ПО являются хорошими исполнителями и это можно проследить на таких результатах их деятельности как то, что каждый год их ученики являются победителями олимпиад по математике, физике, химии; победителями в номинациях профессионального мастерства на кубок Лепехина А.А., Ансамбль эстрадной песни, оркестр народных инструментов «Жалейка» и танцевальный коллектив занимают призовые места.

Несовпадение результатов  методик по определению доминирующего  стиля между директором и коллективом  может быть обусловлено тем, что в беседе директор сказала, что ей не нравится использовать принципы авторитарного руководства ,но она вынуждена это делать так как, члены коллектива педагогов и мастеров ПО не проявляют активность, в свою очередь те занимают такую позицию потому, что она является безопасной и не вызовет порицания.

Также это может быть из-за того, что сама педагогическая система профессионального училища  сложилась в советское время, когда управление было авторитарным везде и такие взаимоотношения  между руководителем и подчиненными закрепились как традиционные, что подкрепляется условиями старения кадров и отсутствия новых, которые бы могли изменить ситуацию.

В исследуемом случае авторитарное управление тормозит дальнейшее развитие педагогической системы так как, оно эффективно, когда система находится на начальных этапах развития, либо находится в экстремальных условиях. В связи, с чем необходимы меры по нейтрализации авторитарного руководства.

 

II.2. Разработка методических рекомендаций по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы.

Методические рекомендации предназначены для использования  директором, заместителем директора  по учебно-воспитательной работе. Своей  целью имеют оптимизацию функционирования педагогической системы путем нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства.

В повседневной работе руководитель должен постоянно получать результаты, иметь личный план работы, четко  планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.

Искусство лидера состоит  в том, чтобы дать возможность каждому члену коллектива раскрыть свои потенциальные возможности. Создать коллектив — это значит правильно распознать, кто какую роль играет. Важно не распределить роли, а распознать, раскрыть «амплуа» сотрудников и помочь каждому самоутвердиться в той роли, на которую он претендует.

Не следует коллектив  «подгонять под себя», так как  он перестанет развиваться. Выбирать свою тактику следует, учитывая особенности коллектива и конкретную ситуацию.

 

 

 

 

Выводы ко II главе

Была составлена программа обследования особенностей управления ГОУ «ПУ №8 им. Лепехина», с целью изучения опыта управления функционированием педагогической системы профессионального училища. В рамках программы был выявлен доминирующий стиль руководства директора ГОУ «ПУ №8 им. Лепехина» с точки зрения, как самого директора, так и коллектива педагогов и мастеров производственного обучения; определен социально-психологический климат в данном коллективе, охарактеризован сам коллектив и описаны результаты их деятельности. На основе изучения опыта управления функционированием педагогической системы профессионального училища представлены методические рекомендации по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы, предназначенные для директора и его замов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы были изучены  особенности управления функционированием  педагогической системы в условиях авторитарного управления;  рассмотрены  особенности управления педагогической системой,  охарактеризовано авторитарное управление и его особенности; изучен опыт управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ №8 им. Лепехина»; разработаны методические рекомендации по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы. Таким образом, можно сказать, что стиль управления оказывает системное влияние на разные подсистемы, в том числе и педагогический коллектив как структурный элемент педагогической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Воробьева С. В.  Основы управления образовательными  системами. – М., 2008;

2. Дендерина В.И. Педагогические  теории, системы, технологии. – Ставрополь, 1999;

3. Загвязинский В.И.  Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2008;

4. Орлова Т.В.Управление образовательными системами. - М., 2006.

5. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами. – М., 2008;

6.  Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. - М., 1998.

7. Соколова И.Ю., Хохлова Д.А. Управление образовательными системами. Ставрополь, 2002;

8. Смирнов  С.А. Педагогика. Педагогические  теории, системы технологии. – М., 1998;

9. Третьяков П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами. – М., 2003;

10. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П.Управление образовательными системами. – М., 2001;

11. Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Столяренко Л. Д. Ростов н / Д., 1999;

12. Теория управления./ под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2008;

13. Бакурадзе А. Ловушка собственного авторитета – опасность подстерегающая руководителя //Директор школы. - 2004.- №1;

14. Бакурадзе А. Факторы, пораждаюшие обиду: их причины и способности преодоления // Директор школы. - 2004. - №3;

15. Н. Дерзкова, К. Ушаков Власть: основные источники и формы.//Директор школы. – 1993.- №5;

16. Медреш Е. В. Фактор первого лица или типология управленческих сил //Директор школы. - 2005 - №5;

17. Телешева С. Роль и значение должности директора в современной школе// Директор школы. – 1993 - №5;

18. К. Ушаков Демократия, демократизация, авторитаризм //Директор школы.- 1993 - №5;

19. Ананченко М.Ю, Овсянкин П.Е. Управление образовательными системами.Особенности руководства и лидерства в российском образовании // http://avpu.pomorsu.ru/proect.htm

20. Бугера В. Сущность человека. – M., 2005;

21. Шатон Г. И. Теоретоический анализ проблемы управления образовательными системами// http://hghltd.yandex.net.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1


Информация о работе Особенности функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления