Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 23:58, курсовая работа
Проблема особенностей функционирования педагогической системы в условиях авторитарного управления актуальна тем, что понимание руководителем образовательного учреждения специфики управленческого процесса будет способствовать эффективной работе всей педагогической системы в целом и ее развитию.
Введение…………………………………………………………………………..3
I глава. Теоретические основы управления педагогической системы…………….……………………………………………………………...5
1.1. Особенности управления педагогической системой…………………….5
1.2. Характеристика авторитарного управления и его особенностей………………………………………………………………10
Выводы к I главе………………………………………………………………...15
II глава. Анализ особенностей функционирования педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина».………………………………………..16
2.1. Анализ опыта управления функционированием педагогической системы ГОУ ПУ №8 им. Лепехина»…………………………………………………….16
2.2. Разработка методических рекомендаций по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы…………………………………………………………………22
Выводы ко II главе……………………………………………………………...23
При определении
социально-психологического
Разделение рабочего коллектива на педагогов и мастеров обусловлено тем, что мастер ПО помимо производственного обучения занимается воспитательной деятельностью, а педагог –это учитель-предметник, который имеет должность классного руководителя является помощником мастера ПО, так традиционно сложилось к обследуемой педагогической системе, причем педагог не получает прибавку к заработной плате за ставку классного руководителя в отличие от мастера, который может иметь заработную плату до трех раз больше, хотя каждый педагог обязан иметь высшее образование, а мастер нет. Все это рождает недовольства внутри коллектива и приводит к конфликтам и слухам о несправедливости, а также о наличии у директора «любимчиков» и «нелюбимчиков». Также в характеристике изучаемого коллектива следует заметить старение кадров, что также сказывается на функционировании данной педагогической системы.
При беседе с мастерами ПО и педагогами было выяснено, что они хотят проявлять инициативу в своей профессиональной деятельности, так как она обычно наказуема. А в беседе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе стало известно, что коллектив педагогов и мастеров ведет себя пассивно, не предлагает ничего нового и что, все нововведения поступают от директора, причем коллектив не охотно берется за выполнение, так как боится изменений.
Таким образом, в проведенном обследовании ГОУ «ПУ № 8 им. Лепехина» такие особенности авторитарного стиля как отношение к общению - отрицательное, соблюдает дистанцию; отношение к подчиненным - по настроению, неровное; отношение к дисциплине - жесткое, формальное; отношение к стимулированию - наказание с редким поощрением и результатом такого управления является безынициативность коллектива педагогов и мастеров ПО, нежелание противоречить руководству, конфликты выражаются непроверенной информацией (сплетнями). Если и положительные стороны в данных условиях функционирования педагогической системы, это то, что коллектив педагогов и мастеров ПО являются хорошими исполнителями и это можно проследить на таких результатах их деятельности как то, что каждый год их ученики являются победителями олимпиад по математике, физике, химии; победителями в номинациях профессионального мастерства на кубок Лепехина А.А., Ансамбль эстрадной песни, оркестр народных инструментов «Жалейка» и танцевальный коллектив занимают призовые места.
Несовпадение результатов методик по определению доминирующего стиля между директором и коллективом может быть обусловлено тем, что в беседе директор сказала, что ей не нравится использовать принципы авторитарного руководства ,но она вынуждена это делать так как, члены коллектива педагогов и мастеров ПО не проявляют активность, в свою очередь те занимают такую позицию потому, что она является безопасной и не вызовет порицания.
Также это может быть
из-за того, что сама педагогическая
система профессионального
В исследуемом случае авторитарное управление тормозит дальнейшее развитие педагогической системы так как, оно эффективно, когда система находится на начальных этапах развития, либо находится в экстремальных условиях. В связи, с чем необходимы меры по нейтрализации авторитарного руководства.
II.2. Разработка методических рекомендаций по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы.
Методические рекомендации
предназначены для
В повседневной работе руководитель должен постоянно получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.
Искусство лидера состоит в том, чтобы дать возможность каждому члену коллектива раскрыть свои потенциальные возможности. Создать коллектив — это значит правильно распознать, кто какую роль играет. Важно не распределить роли, а распознать, раскрыть «амплуа» сотрудников и помочь каждому самоутвердиться в той роли, на которую он претендует.
Не следует коллектив «подгонять под себя», так как он перестанет развиваться. Выбирать свою тактику следует, учитывая особенности коллектива и конкретную ситуацию.
Выводы ко II главе
Заключение
В ходе работы были изучены особенности управления функционированием педагогической системы в условиях авторитарного управления; рассмотрены особенности управления педагогической системой, охарактеризовано авторитарное управление и его особенности; изучен опыт управления функционированием педагогической системы ГОУ «ПУ №8 им. Лепехина»; разработаны методические рекомендации по нейтрализации негативного влияния авторитарного руководства на функционирование педагогической системы. Таким образом, можно сказать, что стиль управления оказывает системное влияние на разные подсистемы, в том числе и педагогический коллектив как структурный элемент педагогической системы.
Список литературы
1. Воробьева С. В.
Основы управления
2. Дендерина В.И. Педагогические теории, системы, технологии. – Ставрополь, 1999;
3. Загвязинский В.И.
Методология и методы психолого
4. Орлова Т.В.Управление образовательными системами. - М., 2006.
5. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами. – М., 2008;
6. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. - М., 1998.
7. Соколова И.Ю., Хохлова Д.А. Управление образовательными системами. Ставрополь, 2002;
9. Третьяков П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами. – М., 2003;
10. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П.Управление образовательными системами. – М., 2001;
11. Основы психологии. Практикум/ Ред.-сост. Столяренко Л. Д. Ростов н / Д., 1999;
12. Теория управления./ под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2008;
13. Бакурадзе А. Ловушка собственного авторитета – опасность подстерегающая руководителя //Директор школы. - 2004.- №1;
14. Бакурадзе А. Факторы, пораждаюшие обиду: их причины и способности преодоления // Директор школы. - 2004. - №3;
15. Н. Дерзкова, К. Ушаков Власть: основные источники и формы.//Директор школы. – 1993.- №5;
16. Медреш Е. В. Фактор первого лица или типология управленческих сил //Директор школы. - 2005 - №5;
17. Телешева С. Роль и значение должности директора в современной школе// Директор школы. – 1993 - №5;
Приложение 1