Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 03:56, дипломная работа
Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
Определение педагогического стиля общения учителей.
Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
Общая характеристика специфики педагогического общения
Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Важным аспектом хорошего общения является отсутствие коммуникативных барьеров (герменевтический, артикуляционный, сленговый, стилистический).
Герменевтический барьер - это когда люди не понимают смысла сказанного, возможно, что не знают значения слов, возможно из-за разницы в толковании, возможно из-за привнесения различных смыслов в понятия.
Артикуляционный барьер относится к дефектам речи, плохой дикции, нарушениям звукопроизношения.
Сленговый барьер обнаруживается при встрече людей различных сред, использующих профессиональный, возрастной, субкультурный жаргон.
Стилистический барьер не будет преодолен, если не начать разговаривать с человеком на понятном ему языке. Это может касаться репрезентативных систем восприятия, когда одним бывает более доступна звуковая, другим - зрительная, а третьим - чувственная информация или доминирование полушарий также сопровождается ведущим типом репрезентации. Для одних (правополушарных) - это необходимость эмоциональной окраски, ярко выраженного отношения к информации, для левополушарных необходима четкая логика, стройная аргументация, полная доказательность информационного сообщения.
Значительная роль общения в педагогической деятельности, в работе учителя, воспитателя, педагога, естественно, требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это, в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда коммуникативных умений:
умения общаться на людях;
умения через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность;
умения целенаправленно организ
Понятно, что это лишь наиболее важные, так сказать, укрупненные группы коммуникативных умений учителя, которые, в свою очередь, включают в себя массу других компонентов: умение устанавливать психологический контакт, завоевывать инициативу в общении, умение организовывать приспособления в общении и т.п. Понятно, что такой комплекс сложных коммуникативных умений учитель может выработать только при наличии определенных коммуникативных способностей. Подробно проблемы коммуникативных способностей педагога рассмотрены в книге Н.В. Кузьминой (30), мы же сейчас рассмотрим лишь ключевой элемент этой сложной психологической структуры.
Основным компонентом
Общительность (в общечеловеческом плане)– явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим три основных:
коммуникабельность –
социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;
альтруистические тенденции.
Коммуникабельность. Педагогическая деятельность есть общение – постоянное, длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются, что, естественно, затрудняет их работу в школе. Социальное родство выступает не просто как временное психическое состояние, а как устойчивое личностное образование, связанное с профессионально-педагогической направленностью личности.
Общительность как свойство личности,
ставшее профессионально-
Завершая разговор о коммуникативной стороне общения, уместно будет вспомнить слова Ю.М. Лотмана, о том, что интеллигентный человек тот, кто разговаривает с каждым на понятном ему языке. Для педагога важно не только быть понятым, но и давать ученикам возможность видеть горизонт,
т. е. образцы того, куда можно идти, чему научиться, чего достичь в области информационных обменов.
Перцептивный аспект педагогического общения
Перцептивная сторона
Рациональный человек
Наивный психолог имеет клишированное сознание, делает необоснованные обобщения, генерализирует.
Производитель данных ориентируется на первые впечатления.
Когнитивный скупец делает много ошибок, так как пользуется минимумом информации.
Когнитивно-аффективный тип
Применяя эти знания для рассмотрения психологии учителя, необходимо отметить опасность такого восприятия, когда навешиваются ярлыки, ребенок воспринимается через призму стереотипов, собственных культурных стандартов.
Важным компонентом
будучи виновником аналогичного события, человек склонен приписывать другому те же личностные детерминанты.
тенденция обвинять в случившемся жертву.
способность находить рациональные объяснения случайным явлениям.
К области социальной перцепции также относятся такие эффекты восприятия в условиях педагогического процесса, которые можно рассмотреть как барьеры общения: первого впечатления, ореола, самореализующегося прогноза и др.
Барьер
первого впечатления
Барьер ореола заключается в том, что предварительная информация о человеке, полученная до встречи с ним, может закрыть доступ к реальному восприятию данного человека во время встречи.
Барьер самореализующегося пророчества заключается в том, что из множества различной информации, которую транслирует человек о себе, наблюдатель выбирает (зачастую бессознательно) ту, что произвела наиболее сильное впечатление.
Например, исследования показали, что те дети, чьи имена нравились учителю, имели более позитивное самоотношение. Учителя считали, что тратят больше времени на слабых, а на самом деле больше помогали сильным.
Кроме того, стать барьерами могут культуральные и ролевые стандарты, через которые учитель смотрит на окружающих. Традиции, обычаи, обряды, национальная ментальность могут стать непреодолимой пропастью в понимании людьми друг друга. Не меньшие сложности возникают на пути общающихся не личностно, а «личинно», т. е. с позиции своих ролевых статусов, где существуют строгая иерархия, ритулизация, предписанность норм и вариантов поведения.
Таким образом, необходимо отметить, что единственным средством против стереотипизации, клиширования, ригидности в восприятии учителями своих подопечных, коллег, самих себя является тренировка безоценочного восприятия педагогической реальности. Будущим учителям необходимо учиться сначала просто описывать факты, происходящие действия, а уже затем пытаться интерпретировать их.
Интерактивный аспект педагогического общения
Интерактивная
сторона педагогического
Для эффективного общения необходим такой показатель, как психологическая совместимость. А. В. Мудрик (49) выделяет две характеристики общения - доверительность и интенсивность, через комбинацию которых получает четыре неравнозначных по качеству варианта взаимодействия:
интенсивный доверительный;
неинтенсивный доверительный;
неинтенсивный недоверительный;
интенсивный недоверительный.
Трудности взаимодействия субъектов образовательного процесса изучаются в разделе педагогической конфликтологии. В.И. Журавлев, А.Л. Крупинин, И.М. Крохина, А.А. Реан, Я.Л. Коломенский, М.К. Тутушкина классифицируют конфликты по видам: конфликты деятельности, поведения, отношений; по возрастам: конфликты в младших классах, в работе с подростками, у старшеклассников, между коллегами по работе; по сферам проявления: внутриличностные, межличностные, групповые. Истоки межличностных конфликтов зачастую находятся в области внутренних проблем человека. К ним относят, например, проблемы выбора, принятия решения, проблемы преодоления преград. Несостоявшийся внутренний диалог выплескивается в форме проекции внутренних противоречий на внешние обстоятельства.
Имеются различные подходы к
вопросу неизбежности конфликтов. Существует
мнение, что они результат
Дополнительно эскалировать дисциплинарные
нарушения могут барьеры
Темпоритмический барьер можно соотнести с различными темпераментными характеристиками. Несоответствие скорости мышления, действия, различный запас работоспособности, чувствительности к фрустрирующим ситуациям, интро-экстравертированности может порождать серьезные напряжения во взаимоотношениях между педагогом и учащимися.
Кроме барьеров, вызванных психологическими
свойствами общающихся, возможны барьеры
психических состояний, т.е. эмоциональные.
Отрицательные переживания
Таким образом, можно, очертить круг проблем, с которыми может встретиться педагог и должен быть готов к их обсуждению.
Итак, педагогическое общение является квинтэссенцией образовательного процесса, средством и целью личностного взаимодействия между учащимися и педагогами. Педагогическое общение имеет множество функций. Без него процесс обучения и воспитания был бы невозможен.
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект
У учителя в школе очень много задач: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывая интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все это потому, что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи. Профессионально компетентным, согласно А. К. Марковой (37), является «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников». То, как педагог будет решать свои задачи, какие решения принимать, насколько эти решения будут правильными, а педагогическая деятельность эффективна, зависит, прежде всего, от того, как формулирует педагог цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, каков он сам как личность, как субъект педагогической деятельности.
Психологи выделяют следующие свойства субъектности педагога:
• психофизиологические (индивидные) свойства субъекта (задатки), выступающие как предпосылки осуществления им своей профессиональной роли;