Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 03:56, дипломная работа
Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
Определение педагогического стиля общения учителей.
Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
Общая характеристика специфики педагогического общения
Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Таблица №3
Определение достоверностей различий по тесту Р.Кэттелла 16PF, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.
№ |
Переменные |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Р |
||
1 |
MD – адекватность самооценки |
5.2+0.49 |
6.6+0.43 |
0.91 | ||
2 |
А - отчужденность - добросердечность |
6.2+0.49 |
7+0.58 |
0.39 | ||
3 |
В - конкретное мышление - абстрактное |
5.2+0.85 |
6.7+0.58 |
0.67 | ||
4 |
С – неустойчивость эмоциональная - устойчивость |
6.7+0.73 |
6.5+0.4 |
0 | ||
5 |
Е – подчиненность - доминантность |
4.4+0.54 |
5.3+0.76 |
0.3 | ||
6 |
F – озабоченность - беспечность |
5+0.58 |
5.2+0.90 |
0 | ||
7 |
G – безответственность - обязательность |
6.8+0.68 |
6+0.87 |
0 | ||
8 |
Н – робость - смелость |
5.7+0.67 |
4.5+0.73 |
0.52 | ||
9 |
I – твердость характера - мягкость |
6.4+0.4 |
6.1+0.46 |
0 | ||
10 |
L – доверчивость - подозрительность |
6.4+0.83 |
4.1+0.38 |
0.96 | ||
11 |
М – практичность - мечтательность |
4.9+0.51 |
6.2+0.77 |
0.65 | ||
12 |
N – наивность - проницательность |
4.6+0.62 |
3.2+0.53 |
0.79 | ||
13 |
О – безмятежность - тревожность |
8+0.54 |
7.8+0.66 |
0 | ||
14 |
Q1 - консерватизм - радикализм |
5.2+0.96 |
4.1+0.59 |
0.32 | ||
15 |
Q2 – зависимость от группы –самостоятельность |
5.4+0.69 |
5.9+0.61 |
0 | ||
16 |
Q3 – импульсивность - самоконтроль |
6.1+0.53 |
6.5+0.5 |
0 | ||
17 |
Q4 – расслабленность - напряженность |
5.8+0.63 |
5.6+0.4 |
0 | ||
18 |
F1: адаптированность - тревожность |
6.9+0.48 |
6.46+0.4 |
0 | ||
19 |
F2: интроверт – экстраверт |
5.23+0.74 |
5.01+0.79 |
0 | ||
20 |
F3: чувствительность - реактивная уравновешенность |
4.78+0.44 |
4.04+0.27 |
0.66 | ||
21 |
F4: конформность - независимость |
4.27+0.45 |
4.74+0.79 |
0 |
При сравнении особенностей личности учителей из групп с авторитарным и демократическим стилем было выявлено:
В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале MD –адекватность самооценки достоверно отличаются (0.91), от результатов учителей с авторитарным стилем. Можно сделать вывод о том, что демократичные педагоги в ходе тестирования пытались представить себя в лучшем свете, их ответы довольно часто были не искренними. Вероятно, мнение окружающих людей для учителей с демократическим стилем играет большую роль, поэтому и сработали вопросы на социальную желательность. Авторитарные же педагоги более прямолинейны
Достоверно различаются
Учитывая размер выборки, мы можем, говорит о ряде тенденций, обнаруженных в ходе исследования. Не исключено, что если бы выборка была большей, то можно было бы говорить уже о достоверных различиях между средними по группам. Итак, были выявлены следующие тенденции:
В группе учителей с демократическим
стилем результаты по шкале М –практичность –
В группе учителей с авторитарным
стилем результаты по фактору N – наивность –
В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале В - конкретное мышление – абстрактное на уровне тенденции (0,67) отличаются от результатов учителей с авторитарным стилем. Средний балл выше у педагогов с демократическим стилем, при этом вообще по всей группе результаты находятся на среднем уровне. В целом для учителей с демократическим стилем характерны высокие умственные способности, хорошее понимание абстракций. Эти педагоги имеют широкие интеллектуальные интересы. Они упорны, настойчивы. У авторитарных учителей мышление более конкретное.
В группе учителей с авторитарным стилем общения результаты по шкале F3: чувствительность - реактивная уравновешенность на уровне тенденции (0,66) отличаются от результатов учителей с демократическим стилем. Если сравнивать средний балл между двумя представленными группами, то можно говорить о том, что авторитарные учителя находятся ближе к полюсу «реактивная уравновешенность», в то время как учителя с демократическим стилем тяготеют к полюсу «чувствительность». Средний балл по группе авторитарных учителей свидетельствует об их решительности, предприимчивости, стабильности, склонности не замечать тонкостей жизни. Часто у таких учителей возникают трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений. Учителя с демократическим стилем характеризуются эмоциональностью, чувствительностью, спокойствием и вежливостью. Иногда у них возникают трудности из-за избытка раздумий.
Результаты Т-критерия Стьюдента по методике определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского
Таблица №4
Определение достоверностей различий по тесту Л.П. Калинского, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.
№ |
Переменные |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Р |
1 |
Направленность |
5.1+0.48 |
7.3+1.07 |
0.85 |
2 |
Деловитость |
7.6+0.73 |
9.8+0.98 |
0.82 |
3 |
Доминирование |
2.6+0.52 |
4.1+0.85 |
0.7 |
4 |
Уверенность в себе |
4.4+0.56 |
5.4+0.85 |
0.32 |
5 |
Требовательность, |
3.1+0.57 |
4.6+0.83 |
0.69 |
6 |
Упрямство, негативизм |
3.6+0.78 |
4.2+0.8 |
0 |
7 |
Уступчивость |
5.2+1.32 |
6.9+1.49 |
0.13 |
8 |
Зависимость |
5+1.21 |
5.4+1.35 |
0 |
9 |
Психологический такт |
6.6+0.98 |
9.8+1.25 |
0.88 |
10 |
Отзывчивость |
6.7+1.34 |
7.8+1.11 |
0 |
При сравнении организаторских
и коммуникативных качеств
В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале направленность на уровне тенденции (0,85) отличаются от результатов учителей с авторитарным стилем общения. Анализируя различия между средними по группам, можно говорить о том, что у учителей с демократическим стилем в большей мере представлено стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива. Содержательность и многообразность потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности. Способность работать коллективно и для коллектива. Показатели по этой шкале у авторитарных педагогов несколько ниже.
По шкале деловитость вновь на уровне тенденции (0,82) мы можем говорить, что это качество более выражено у педагогов с демократическим стилем, хотя уровень развитости качества достаточно высок и в группе авторитарных педагогов. Для учителей с высокими баллами по этой шкале характерно стремление к повышению деловых и организаторских качеств. Уверенность, ответственность за свои решения. Проявление функций внешнего контроля, собственной организации деятельности.
Интересным представляется тот факт, что у учителей с демократическим стилем общения результаты по шкале доминирование на уровне тенденции (0,7) отличаются от результатов учителей с авторитарным стилем. Среднее значение у первой группы учителей несколько выше. Мы можем предположить, что это связано с тем, что исследуемая выборка состоит из педагогов начальной школы, вероятно, для того чтобы организовать учебную деятельность детей младшего школьного возраста, просто необходим некоторый уровень доминирования, а в данном случае он невысок. Это свидетельствует о слабом стремлении к лидерству, власти, о желании распоряжаться и иметь успех.
На уровне тенденции (0,69) по шкале
требовательность, жесткость результаты
между группами так же различаются.
Более высокое среднее значение
имеют учителя с
По шкале психологический такт результаты между авторитарными и демократичными учителями так же различаются на уровне тенденции (0,88). Следует заметить, что для выборки вообще характерны достаточно высокие результаты по данной шкале. Не удивительно, что учителя демократического типа имеют очень высокий уровень психологического такта. Эти люди обладают чуткостью. Во взаимоотношениях с детьми у них выражено чувство меры и такта. Такой педагог быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из индивидуальных особенностей. Учитель быстро находит нужный тон в общении с ребенком, что так важно для младшего школьника. Он общителен и уживчив, естественен в обращении. Все эти особенности находятся у авторитарного педагога на уровне потенциальной зоны развития. На наш взгляд, для этого коллектива педагогов начальной школы это очень хорошие результаты, ведь для младшего школьника так важно бережное отношение к его личности. А психологический такт учителя может очень плодотворно повлиять на развитие ребенка.
Результаты Т-критерия Стьюдента по методике определения мотивационной структуры личности В.Э. Мильман
Таблица №5
Определение достоверностей различий по тесту В.Э. Мильман, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.
№ |
Переменные |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Р |
1 |
Жизнеобеспечение |
14,5+1,01 |
15,7+1,19 |
0 |
2 |
Комфорт |
11,3+1,17 |
13,5+0,99 |
0,66 |
3 |
Социальный статус |
13,5+1,3 |
13,8+1,13 |
0 |
4 |
Общение |
18,5+1,38 |
20,1+1,27 |
0,19 |
5 |
Общая активность |
16,7+0,98 |
20,3+1,1 |
0,95 |
6 |
Творческая активность |
18,9+1,56 |
21,6+1,77 |
0,47 |
7 |
Социальная полезность |
19,7+1,47 |
13,3+1,0857 |
0 |
8 |
Общежитейская направленность |
57,8+2,36 |
63,1+2,45 |
0,73 |
9 |
Рабочая направленность |
55,3+2,8168 |
61,2+3,54 |
0,58 |
При сравнении особенностей мотивационной структуры личности учителей из групп с авторитарным и демократическим стилем было выявлено:
В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале общая активность достоверно отличаются (0,95), от результатов учителей с авторитарным стилем. Сопоставив средние значения по группам можно сделать вывод о том, что у учителей с демократическим стилем общения мотивация «общая активность» развита значительно сильнее. Это свидетельствует о том, что педагоги с этим стилем заняты в основном своей работой, а в свободное от работы время – семьей. Для них важно быть профессионалом в своей области, поэтому они много времени уделяют учебе, чтению литературы, необходимой для работы, повышению квалификации. В жизни для них важна хорошая работа и все, что с ней связано. Деловое общение приносит удовлетворение от работы. У авторитарных учителей мотивация «общая активность» представлена в меньшей степени.