Особенности межличностных конфликтов в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление особенностей межличностного конфликта в высшей школе.
Объект исследования: межличностные конфликты в высшей школе.
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов в высшей школе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения конфликтов;
2. Изучить литературу психолого-педагогического направления по объекту исследования;
3. Выявить причины конфликтов в высшей школе;
4. Обобщить материал, сделать вывод.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Понятие и виды конфликтов
1.1 Понятие и сущность конфликтов
1.2 Виды конфликтов
2. Межличностный конфликт в высшей школе
2.1 Особенности межличностного конфликта
2.2 Особенности межличностных конфликтов в высшей школе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Различия в способах достижения целей. У руководителей  и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, то есть при отсутствии противоречивых интересов. Даже, если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

Неудовлетворительные  коммуникации. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными  коммуникациями. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.

Различия в психологических  особенностях - еще одна причина возникновения конфликтов: как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд".

Некоторые специалисты-психологи  считают, что существуют конфликтные  типы личности, но об этих типах мы будем вести речь в следующей лекции.

Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и  эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины  конфликта. Сложность здесь заключается  в том, что истинные причины нередко  маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.

Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в  этом оказывает владение формулами  конфликта.

Итак, формула первая:

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.

Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.

Конфликтная ситуация –  это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом  для конфликта.

Конфликт – это  открытое противостояние как следствие  взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт - значит:

Устранить конфликтную  ситуацию.

Исчерпать инцидент.

Практика показывает, что в жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить  невозможно по объективным причинам. Из формулы конфликта следует: чтобы  избежать конфликта, следует проявлять  максимальную осторожность, не создавать  инцидента.

К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Вторая формула конфликта:

Конфликтная ситуация + Конфликтная  ситуация + ... = Конфликт .

Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к  конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.

Данная формула дополняет  первую (здесь каждая из конфликтных  ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить  конфликт по этой формуле - значит устранить  каждую из конфликтных ситуаций.

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную  ситуацию или найти несколько  вариантов ее формулировки.

Именно по этой причине  ключевую роль в разрешении конфликта  играет умение правильно определить и сформулировать конфликтную ситуацию.

Важно помнить, что конфликтная  ситуация - это диагноз болезни, имя  которой "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду на исцеление. Для того чтобы сделать эту  процедуру наиболее эффективной, приведем следующие несложные для запоминания правила:

Помните, что конфликтная  ситуация - это то, что необходимо устранить.

Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.

Формулировка должна подсказывать, что делать.

Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.

Сформулируйте конфликтную  ситуацию своими словами, по возможности  не повторяя слов из описания конфликта.

В формулировке обойдитесь минимумом  слов.

Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным"

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды конфликтов

Для правильного понимания  и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий  важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надежных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий.

Для выбора адекватного метода воздействия  и управления соответствующим конфликтом целесообразно проводить классификацию  в зависимости от основных признаков: способу решения; сферы проявления; направленности воздействия; степени выраженности; количества участников; нарушенных потребностей.

На основе классификации определяют виды и разновидности конфликтов . Вид конфликта - вариант конфликтного взаимодействия, выделена по определенному признаку.

1. Способ разрешения конфликтов  предполагает их деление на  антагонистични (насильственные) конфликты  и компромиссные (ненасильственные). Насильственные (антагонистични) конфликты  представляют собой способы разрешения противоречий путем разрушения структур всех сторон-конфликтерив или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта сторона и выигрывает. Например: полное поражение противника в споре, выборы органов власти и т. д. Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их решения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Например: поставщик не отправляет производителю заказанную сырье в указанный срок. Производитель имеет право требовать выполнения графика поставок, но сроки поставок груза изменились по причине отсутствия средств транспортировки из-за неплатежей. По взаимной заинтересованности достичь компромисса возможно путем проведения переговоров, изменения графика поставок.

2. Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны: политика, экономика, социальные отношения, взгляды и убеждения людей. Выделяют политические, социальные, экономические, организационные конфликты.

Политические конфликты - столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальный конфликт представляет собой противоречия в  системе отношений людей (групп), которая характеризуется усилением  противоположных интересов, тенденций  социальных сообществ и индивидов. Разновидностью социальных конфликтов считаются конфликты трудовые и социально-трудовые, т.е. в сфере трудовой деятельности. Это большая группа конфликтов, что в последнее время возникают в нашей стране очень часто в виде забастовок, пикетов, выступлений больших групп работников.

Экономические конфликты  представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат  противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д. Указанные виды конфликтов распространены в разных уровнях управления [16, c. 40]. Организационные конфликты являются следствием иерархических отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных отношений в организации: использование должностных инструкций, функционального закрепления за работником прав и обязанностей; внедрения формальных структур управления; наличия положений по оплате и оценки труда, премирования сотрудников.

3. По направленностью  воздействия выделяют вертикальные и горизонтальные конфликты. Характерной чертой их является распределение объема власти, который находится в оппонентов на момент начала конфликтных взаимодействий. В вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник - подчиненный, высшая организация - предприятие, основатель - малое предприятие. В горизонтальных конфликтах происходит взаимодействие равноценных по объему имеющейся власти или иерархическим уровнем субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики - потребители.

4. Степень выраженности  конфликтного противостояния предполагает  выделение скрытых и открытых  конфликтов. Открытые конфликты  характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, столкновение. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и статуса участников конфликта. В случае скрытого конфликта отсутствуют внешние агрессивные действия между сторонами-конфликтерамы, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

5. Количество участников конфликтного взаимодействия позволяет разделять их на внутриособистисни, межличностные, мижгрупови . Внутриособистисни конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.

Особенностью данного  вида конфликта есть выбор между  желанием и возможностями, между  необходимостью выполнять и соблюдением  необходимых норм. На выбор правильного  решения в случае внутриособистисного  конфликта человек может потратить  много сил и времени, а следовательно, стремительно растет эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемой. Примерами являются конфликты «плюс-плюс», «плюс-минус», «минус-минус». Конфликты «плюс-плюс» предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки).

Следует отметить: выбор  происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может  быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты «плюс-минус» - это конфликты притяжения и отталкивания, принятие решения, когда каждый из вариантов  может иметь и позитивные, и  негативные последствия, а выбрать  надо один, с учетом решения общего задания.

Например: в конфликте  руководителя с подчиненным увольнении подчиненного предстает для руководителя как альтернатива: освобождение невыгодного  подчиненного (позитивный аспект) и  необходимость поиска нового сотрудника, сотрудника для выполнения поставленной задачи (негативный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то последствия такого решения могут вскоре негативно сказаться на результатах, тогда конфликт с внутриособистисного перерастет в конфликт с подчиненным, т.е. в межличностных.

Другим видом внутриособистисного  конфликта является ролевой конфликт, когда в одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных своих ролей, которые к тому же противоречат друг другу. Встает вопрос выбора, что делать.

Например: мастеру производственного  участка передано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеровые давались противоречивые указания, причем одновременно. Данный конфликт в результате может быть сведено к конфликту «минус-минус», поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чью указание выполнять, за счет чего это делать.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не совпадают с личными потребностями или ценностями.

Например: женщина-руководитель давно планировала в субботу  поехать вместе с мужем и детьми отдохнуть за город, к тому же большое  внимание к работе стало плохо  сказываться на семейных отношениях. В пятницу вечером в ее непосредственного начальника возникли проблемы относительно выполнения срочного задания, и он настоял, чтобы она взялась решать эти проблемы в выходные дни и даже вышла на работу в субботу. Иначе под угрозой срыва оказался бы крайне выгодный для компании контракт, за выполнение которого отвечает подразделение именно этой женщины .

Сложность решения внутриособистисних конфликтов заключается в том, что  иногда происходит столкновение трех составляющих, необходимых для достижения поставленной цели: желание ( «хочу»), возможности ( «могу»), необходимости ( «надо»).

Межгруповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются  интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества. Следует отметить, что эта сплоченность может исчезнуть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно значительной. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Это один из наиболее распространенных видов конфликтов.

Информация о работе Особенности межличностных конфликтов в высшей школе