Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель работы: выявление особенностей межличностного конфликта в высшей школе.
Объект исследования: межличностные конфликты в высшей школе.
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов в высшей школе.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения конфликтов;
2. Изучить литературу психолого-педагогического направления по объекту исследования;
3. Выявить причины конфликтов в высшей школе;
4. Обобщить материал, сделать вывод.
Введение
Основная часть
1. Понятие и виды конфликтов
1.1 Понятие и сущность конфликтов
1.2 Виды конфликтов
2. Межличностный конфликт в высшей школе
2.1 Особенности межличностного конфликта
2.2 Особенности межличностных конфликтов в высшей школе
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
В зависимости от нарушенных
потребностей выделяют когнитивные
конфликты и конфликты
Конфликт когнитивный - конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции. Конфликты интересов можно представить как противовес конфликта когнитивной, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций).
В связи с тем, что распределение конфликтов на виды представляется весьма условным, четкой границы между различными видами не существует, и на практике возникают такие конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгруповые и т. д.
ГЛАВА 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
2.1. Особенности межличностного конфликта
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорб-лениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, кото-рые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разреше-ния конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сло-жившейся системе взаимодействия между людьми. У них появля-ются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе вза-имоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интере-сы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разре-шение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противо-борствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обяза-тельно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоя-тельствах.
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение на-правлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции кон-фликта: конструктивные и деструктивные.
К конструктивным функциям относят:
· познавательную (появление конфликта высту-пает как симптом неблагополучных отноше-ний и проявления возникших противоречий);
· функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаи-модействия);
· инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз-решения противоречий);
· перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с:
· разрушением существующей совместной деятельности;
· ухудшением или развалом отношений;
· негативным самочувствием участников;
· низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отноше-ние к ним и они стараются их избегать.
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характе-ристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Струк-тура конфликта -- это взаимосвязи между его элементами. Конф-ликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структу-ра постоянно изменяются.
Сам конфликт состоит из трех периодов:
1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуа-ции, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
2) конфликт (инцидент, эскалация,
сбалансированное противо-
3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отно-шений, полная нормализация отношений).
Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта: Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб.: ЛЕНАТО, 1994, - С. 30 - 35.
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения
(перерастание стычек в
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис -- окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
Например, вопрос лидерства в учебной группе между ученика-ми. Для возникновения конфликта необходим повод, который ак-тивизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выс-тупать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектом межличностного
конфликта относят тех участни-
Объектом межличностного конфликта считают то, на что пре-тендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стре-мится каждый из противоборствующих субъектов.
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъек-тов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Кроме того, исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: про-тивоборство, уклонение, приспособление, ком-промисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство -- характерно
настойчивое, бескомпромисс-
2) Уклонение -- связано
с попыткой уйти от конфликта,
не при-давать ему большой
3) Приспособление -- предполагает готовность субъекта посту-питься своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс -- требует
уступок с обеих сторон до
той степени, когда путем
5) Сотрудничество -- предполагает
совместное выступление сто-
6) Ассертивное поведение
(от англ. assert -- утверждать, отстаи-вать).
Такое поведение предполагает
способность человека отстаи-
Следует также различать типы людей, которые также действуют на характер меж-личностных конфликтов, а также на их разрешение.
Особенности личности проявляются в ее темпераменте, характе-ре и уровне личностного развития.
Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и со-стояний человека.
Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика лег-ко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.
Уровень личностного развития -- еще один важный фак-тор, влияющий на возникновение межличностного конфликта.
Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социа-лизации, активного усвоения и воспроизводства социального опы-та. Человеку приходится корректировать свои действия в соответ-ствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружаю-щих. Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этом процессе, или не в состоянии «совладать с собой».
При адекватной самооценке и адекватных притязаниях у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций при взаимодействии с другими людьми. При завышенной самооценке у человека, наме-ренно подчеркивающего свое превосходство над другими, как пра-вило, постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой по-тенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного рода поощрений и вознаграждений, У людей с заниженной самооценкой и заниженных притязаниях много неудач, а, следовательно, и пере-живаний неудач. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него «комплекс неполноценности», несамостоятельнос-ти, зависимости от других.
В межличностных столкновениях люди выражают свои претен-зии друг к другу в основном словами, в вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся -- в доброже-лательной или в агрессивной форме. Давно известно - слово лечит, но слово и калечит. Необходимо очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации, бесконфликтное взаимодействие форми-рует у людей положительные эмоции.
Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конф-ликты, но даже международные войны.
2.2 Особенности межличностных конфликтов в высшей школе
В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственные этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, но могут заканчиваться разрывом отношений.
Наиболее распространенная
причина конфликтов между
Иногда студенты, считая оценку их знаний неадекватной, вступают в конфликт с преподавателем в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в интернете.
Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и среди преподаватели высшей школы. Противоречия могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.); из-за неравномерного распределения учебной нагрузки, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка.
Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент — студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель — студент принимает более сложные формы. Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель, который может использовать для этого некоторые обязательные в этих случаях методики и требования:
Информация о работе Особенности межличностных конфликтов в высшей школе