Особенности мотивации в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых
Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения
Интерес как механизм учебной мотивации
Условия формирования учебно-познавательной мотивации

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Беспалько.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Для анализа  мотивационной сферы учения школьников важна характеристика их отношения к нему. Так, А.К. Маркова, определяя три типа отношения — отрицательное, нейтральное и положительное, приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности обучающегося в учебный процесс. Это очень важно для управления учебной деятельностью школьника. Автор подразделяет положительное отношение к учению на:

а) положительное, неявное, активное, означающее готовность школьника включиться в учение;

б) положительное, активное, познавательное;

в) положительное, активное, личностно-пристрастное.

В начале обучения познавательные интересы детей еще  довольно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность; дети с  интересом могут слушать рассказ  учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические.

Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка  здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать, искренний интерес к своей  деятельности объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Поведение, ориентированное  на достижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого  человека мотивов достижения успеха. Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Другими словами, они предпочитают рисковать расчетливо.

Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным  выборам: одни из них занижают, а  другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения поставленных задач. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психологически более оправдано сравнение сегодняшних собственных результатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормативом. Познавательный интерес формируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

Объектом формирования следует считать все компоненты мотивационной сферы и все  стороны умения учиться, поэтому  предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе. Выделение этого блока в программе развития мотивации представляется необходимым, так как психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением школьников к умению и сформированностью учебной деятельности. Следовательно, проникновение учителя в сущность отношения школьников к учению и влияние на него невозможно без учета умения школьников учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.

В соответствии с основными положениями педагогической психологии учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Таким образом, учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения.

Для развития учебно-познавательной мотивации важен стиль взаимодействия учителя с учащимися. Гуманистическая психология считает важным условием формирование мотивации деятельности использование в ходе обучения такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся (т. е. как объект), но и как самостоятельно действующая личность (т. е. как субъект). Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребенок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются, мнение которой ценят. Педагог не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советом, иногда даже специально играет роль «незнающего» перед «знающим» учеником. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения. Педагог при этом может «допустить» (преднамеренно) и ошибку, а обнаруживают ее дети. Но он принимает поправку только после их убедительных аргументов, конечно, благодарит за то, что ему помогли.

Эмоциональный фон урока- формирование учебно-познавательной мотивации. Учитель, чтобы добиться результатов должен для себя знать, что для творческой активности учеников, прежде всего, необходимы положительные эмоциональные состояния, которые потом будут способствовать самостоятельному свободному продвижению учеников в информационном пространстве.

Важно знать: если приятное занятие начнет сочетаться с неприятными переживаниями, то постепенно это занятие станет неприятным, и ребенок откажется в последствии  от него. Накопление неприятных переживаний  со временем образовывает эмоциональный барьер, через который не так легко прорваться даже при желании. Мотивы интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются человеком как жажда знаний, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний формируются только на основе положительного эмоционального фона.

Когда ученику  нравится деятельность, когда такая  деятельность приносит удовольствие ученик не считаясь с усталостью, временем, противостоя другим отвлекающим  факторам, настойчиво и увлеченно работает над учебным материалом, над решением учебной задачи. Учителю необходимо способствовать созиданию радости от учения, с возрастанием радости постепенно будут отпадать, и разрушаться эмоциональные барьеры, мешающие ребенку полноценно проявлять свои способности и задатки.

Мотивация к  учебе в начальной школе в  основном строится не на глубоком интересе к конкретному предмету и пока еще вряд ли на желании преуспевать  в будущем. Понятие ответственности  для младшего школьника во многом абстрактное. Другое дело так называемый мотив высокой оценки: «пятерка» от учителя, похвала родителей – ради этого ребенок действительно готов усердно заниматься. А вот потребность к обретению новых знаний можно и нужно развивать. Ребенок вряд ли будет стараться и выполнять все требования учителя и родителей, если не будет понимать, для чего учиться. Причина нежелания учиться действительно часто кроется в том, что ребенок не знает, чего от него хотят.

На момент начала обучения ребенка в школе у  большинства первоклассников учебная мотивация еще не сформирована или только начинает формироваться. В то же время у ребенка есть познавательный интерес, тяга ко всему новому, необычному. Сформируется ли из этого живого стремления ребенка познавать окружающий его мир учебная мотивация и в дальнейшем любовь к знаниям или же нет, во многом зависит от позиции родителей ребенка. Часто родители с первых же робких шагов своего чада в школьной жизни предъявляют к нему излишне высокие требования, хотят, чтобы ребенок непременно учился на «отлично», не допуская права на ошибку. Излишне строго реагируют на неизбежные в начале обучения промахи и ошибки, тем самым создавая предпосылки для формирования тревожности у ребенка, приоритетности получения хорошей отметки, а не знаний. Часто родители сравнивают успехи своего ребенка с успехами других сверстников: «А вот Колька из первого подъезда...», со своими успехами: «Вот я в твои годы...» или с эталоном, с тем, как «должно быть». Детские психологи рекомендуют родителям первоклассников сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными успехами вчера, с первых дней обучения развивать у маленького школьника чувство уверенности в себе и своих силах, способствовать успешности ребенка – это поможет избежать многих проблем в дальнейшем. У родителей первоклассников радость и гордость перемежаются с опасением за собственное чадо. Будет ли ему в школе комфортно, найдет ли он общий язык с учителем, с одноклассниками? Родители в массе своей делятся на две исключительно полярные категории. Первые привыкли всячески опекать ребенка. Они будут выполнять вместе с ним (а иногда и за него) домашние задания, собирать портфель и в итоге просто не позволят ему стать самостоятельным.

Не стоит  вставать на этот пагубный путь и приучать ребенка к «ничегонеделанию». Выполнение каждого урока – это тоже маленькая цель, поставленная учителем перед ребенком. Так что родителям не стоит стоять на пути ее достижения. А в случае промашки лучше спокойно сказать: «Посмотри-ка, по-моему, ты допустил ошибку в вычислениях», чем тут же начать отчитывать ребенка за то, что он не может прибавить два к пяти. Видя вашу адекватную реакцию, маленький школьник учится объективно оценивать самого себя и результаты своей деятельности. А это очень важно для развития положительной мотивации к обучению. Бывает и так, что ребенок с первых школьных дней предоставлен исключительно самому себе. Чересчур занятые родители порой не могут уделить чаду даже минимум необходимого внимания, в то время как ребенку очень необходима ваша поддержка, особенно в первые несколько месяцев после начала обучения в школе. Не следует отказывать ему в помощи. Говорить и поощрять его необходимо, хвалить его за успехи и объяснять возможные причины неудач. Не стоит сидеть с ребенком, разбирая от «А» до «Я» каждое задание. Но и пускать все на самотек тоже не стоит. Для того чтобы ребенок смог полностью самостоятельно выполнять домашнее задание, потребуется время. А пока он еще не очень осознает обязательность его выполнения. Ненавязчиво напоминайте ему, что пора садиться за уроки. Не откладывайте подготовку уроков на вечер, но и не заставляйте ребенка заниматься ими сразу же после возвращения из школы. После полуторачасового отдыха он вполне готов к занятиям. Занимаясь с ребенком и показывая ему свою заинтересованность, вы не только налаживаете с ним контакт и завоевываете его доверие, но и стимулируете формирование ответственного отношения к учебе, пунктуальности. Разумеется, только в том случае, если занятия не сопровождаются бесконечными упреками в его адрес. Оценка может быть только положительная. Даже когда хвалить вроде бы и не за что, ищете зоны успеха и находите основание для теплого слова.

Как известно, в  младших классах почти все  учебные предметы ведет один педагог. Личные особенности учительницы  младших классов – ее нравственное состояние, культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера – становятся фактором биографии учеников. Часто параллельные классы в дальнейшем начинают настолько отличаться друг от друга – в соответствии с особенностями учительницы, что даже в самых старших классах сказывается это различие.

Задача педагога – заинтересовать каждого ученика, активизировать его мышление, используя  для этого все возможности  материала».

За первые несколько  месяцев обучения, столь важных для формирования учебной мотивации, педагог еще не успевает узнать каждого из учеников. Родителям стоит побеседовать с педагогом и рассказать ему о своем ребенке, выделяя не только его сильные, но и проблемные стороны. Двух одинаковых детей не бывает. Один никак не может привыкнуть к новому режиму и регулярно засыпает на уроках. Другой не способен сосредоточиться, собраться, вечно что-нибудь забывает. А третий вообще боится оставаться без мамы. Для каждого из них первое сентября грозит обернуться стрессом, который может затянуться и превратиться в депрессию. К каждому нужен свой подход. И это обоюдная задача – и учителя, и родителей. Приступать к ее решению нужно заблаговременно. Для сони заранее разработать четкий план дня и начать его соблюдать еще задолго до дня знаний. Забывчивого сорванца научить вести ежедневник. А тихоню заранее познакомить с учителем.

Учительница начальных  классов – лицо, очень близкое  к ученикам. К ней можно привыкнуть и привязаться, как к родному  человеку. Воздействия первой учительницы попадают на очень благоприятную почву. Ученики вторых, как и первых классов, – дети в возрасте 7-9 лет – нуждаются в покровительстве старших; следование указаниям учительницы для них в высшей степени естественно. Долгое время школьная жизнь в том и состоит, чтобы слушаться учительницу и выполнять то, что она скажет. Такие психологические особенности, как вера в истинность всего, чему учат, подражание, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе. Однако учебная деятельность начинающего школьника все больше и больше определяется требованиями окружающих. Близкая социальная среда оценивает уже личность ученика, а не его конкретные знания, предъявляя ему свои требования: куда ни пойди, первый вопрос, который будет задавать взрослый школьнику: «Как ты учишься?», т.е. «Какие у тебя оценки?»

Второй и  каждый последующий цикл учебной  деятельности и оценки ее результатов  будут все прочнее отражать влияние  социальной среды. Вопрос «Ради чего учиться?» осознанно или неосознанно не будет покидать ученика. Возможно, время от времени он окажется страстно увлеченным самими знаниями, процессом познания и своими познавательными интересами. Однако не будет одного – увлечения всеми учебными предметами. Исследования показали, что младшие школьники значительно лучше запоминают материал в ситуациях общения. Нужно помнить об этой особенности в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Необходимо помнить, что просто отвергнуть старый способ и заменить его новым не всегда целесообразно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности- М, 2003.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология- М, 2002.
  3. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология- М, 2002.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология- М, 1999.
  1. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии- СПб., 2004.

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология- М, 2004.
  2. Подласый И.П. Педагогика- М, 1996.
  3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов- М, 2001.
  4. Реан А.А. Педагогика- М, 2002.
  5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания- М, 2002.
  6. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы- Ростов н/Д, 2003.
  7. Методические рекомендации: Мотивация как основа учебной деятельности/Под редакцией В.Н. Роженцевой- Норильск 2002.
  8. Научный журнал: вопросы психологии/Под редакцией Е.В. Щедрина- М, 2001.
  9. Научно- методический журнал: Начальная школа/ Под редакцией Горецкого В.Г.
  1.  Научно- методический журнал: Воспитание школьников/ Под редакцией Л.В. Кузнецовой- М, 2002.

  1.  Психологическая наука и образование/. Под редакцией В.В. Рубцова- М, 2002.

  1.  Профессиональный- педагогический журнал: Учитель/ Под редакцией Новокшонова Ю.М. М, 2001.

  1.  Российский общественно- педагогический журнал: Народное образование: Методика диагностической направленности учебной мотивации / Под редакцией Т.Д. Дубовицкой- М, 2003.
  1.  Учебный курс: психология/ Под редакцией Е.И. Рогова, -М., 2004.


Информация о работе Особенности мотивации в младшем школьном возрасте