Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:21, курсовая работа
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития мотивов учения младших школьников в исследовании отечественных и зарубежных ученых
Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения
Интерес как механизм учебной мотивации
Условия формирования учебно-познавательной мотивации
Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:
-обогащать содержание
личностно ориентированным
-утверждать
гуманное отношение ко всем
ученикам — способным, отстающи
- удовлетворять
познавательные запросы и
- организовать
интересное общение детей
- обогащать мышление чувствами;
- развивать любознательность;
- формировать
активную самооценку своих
- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
- использовать эффективную поддержку детских инициатив;
- воспитывать
ответственное отношение к
Хорошие учителя — это всегда мастера мотиваций. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:
Как солнце нужно всему живому, так и развитию мотивации не обходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие:
Дети любопытны.
Они проявляют особенное
Подобное же
происходит и в том случае, когда
школьникам не за что «зацепиться»
в своем прошлом опыте
К поиску объяснений
подталкивают противоречия. Дети стремятся
осмыслить и упорядочить
Эти приемы мотивации срабатывают, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. Поэтому одна из самых эффективных форм мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.
Постоянной заботой учителей остается создание ситуаций для поддерживания у школьников общего положительного отношения к учению, школе, учителям. Созданию такого отношения способствует целенаправленная деятельность учителей.[8]
Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
В ряде исследований показано, что сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается младшим школьником цель, смысл деятельности. Вполне понятно, что младший школьник еще не осознает смысл своей деятельности, поэтому важно продумывать систему контроля на каждом этапе деятельности. Здесь сам собой встает вопрос, как же оценивать, и что оценивать. Для формирования внутренней мотивации нужно уметь оценивать не результат учебной деятельности, а способ выполнения деятельности. При этом нельзя ученика сравнивать с другими, что кто-то справился лучше.
Если ученик за работу в тетради получил отметку «3», но при этом учительница при всем классе похвалила его за какой-то этап, выполненный очень хорошо (предложение в сочинении, правильно решенный пример, аккуратность заполнения и т.д.), то это и является наличием перспективы деятельности.
Сильным, влияющим
на изменение мотивационных
Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса — отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала — важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний — одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу — его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Эти положения могут служить определенной программой организации учебного процесса, специально направленной на формирование интереса. В результате, чтобы сформировать мотивацию учения младших школьников, необходимы следующие условия:
- Учебная деятельность
должна быть организована так,
чтобы ребенок активно
- Учебная деятельность
должна быть разнообразна. Однообразный
материал и однообразные
- Необходимо
понимание важности
- Новый материал должен быть хорошо связан с те, что дети усвоили раньше.
- Ни слишком
легкий, ни слишком трудный материал
не вызывает интереса. Учебные
задания, предлагаемые детям,
должны быть трудным, но
- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Чтобы выяснить мотивацию учения у младших школьников учитель задает вопросы типа: «Почему ты учишься?», «Зачем ходишь в школу?». Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно и грамотность проверить, а заодно узнать и о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя — а действительно, зачем я учусь?
Для школьников 1—2-х классов наиболее характерны ответы типа: «Пала и мама велят», «Я учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», « Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.
В З—4-х классах
характер о несколько меняется, отражая
развитие понятий и представлений
школьника о побудительных
За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3—4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке. Вот пример: «Я хочу получать только «4» и «5», потому что если получу «3», то меня будут ругать дома».
Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, неосновным дисциплинам, иногда — только к одной, скажем к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками, — русский язык и математика — редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям. На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс выписывания слов, переписывания с книги, а не содержание упражнений, правил или математических примеров. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.
Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Исследования позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: отрицательное, безразличное (или нейтральное), положительное-1 (аморфное, нерасчлененное), положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное) и положительное-З (личностное, ответственное, действенное).
Для отрицательного отношения школьников к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, пре одолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, учителям.
Безразличное
отношение имеет те же характеристики,
но подразумевает наличие
На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью (учения, освоения содержания и т. п.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление
к самостоятельной
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и др.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников - самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны, недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью школьников называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Информация о работе Особенности мотивации в младшем школьном возрасте