Особенности организации и методики проведения режима в группах раннего и дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Большое значение для развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания в процессе проведения режимных моментов. Эта тема актуальна для меня тем, что именно сейчас, мне, воспитателю младшей группы нужно объяснить важность соблюдения режима дня родителям тех детей, которые поступили в детский сад.
Моя задача доказать родителям важность режима дня в жизни их ребенка.

Содержание работы

1. Введение
2. Основное содержание:
2.1
Значение режима дня.
2.2
Особенности сна.
2.3
Особенности прогулки.
2.4
Особенности организации самостоятельной деятельности.
2.5
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков.
2.6
Примерный режим дня.
2.7
Особенности организации режима в домашних условиях.
3.Заключение.

Файлы: 1 файл

Дошкольные учреждения сегодня.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Курганский государственный  университет»

 

 

Кафедра :  ДЕФЕКТОЛОГИИ

Тема (вариант)  №7 Особенности организации и методики проведения режима в группах раннего и дошкольного возраста. 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

Дисциплина: Дошкольная педагогика

Студент: Мамасалиева Римма Рибхатовна     /____________________/

Группа: ПСЗ  – 105 12 с 

Специальность (направление):

Специальное (дефектологическое ) образование

 Проверил: ст.преподаватель кафедры дефектологии /Вехова Т.А./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Курган, 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

                                  План.

 

 

 

  1. Введение

 

  1. Основное содержание:

Значение режима дня.

Особенности сна.

Особенности прогулки.

Особенности организации  самостоятельной деятельности.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков.

Примерный режим  дня.

Особенности организации  режима  в домашних условиях.

 

      3.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольные  учреждения сегодня - это удивительные, не похожие друг на друга островки радости. А педагогов ДОУ нельзя не назвать Марьями Искусницами, да Василисами Премудрыми. Ведь они  своими руками, творчеством, выдумкой стараются, чтобы время, проведенное малышами в стенах детского сада, было не только веселым, радостным, забавным, но и способствовало осуществлению основных целей работы с детьми:

 

    • - достижению высокого уровня воспитания и развития воспитанников, освоению ими основ личной гигиены и здорового образа жизни;

 

    • - удовлетворению потребностей воспитанников в эмоционально-личностном общении и формированию творческого мышления, культуры поведения; 

 

    • - квалифицированной коррекции физического и психического развития и устранению проблем, возникающих в процессе воспитания, обучения и оздоровления ребенка.

 

 Изменения  в современном обществе предъявляют  высокие требования к развитию  выпускников образовательных учреждений, не исключение здесь и детские  сады. Поэтому выпускник ДОУ должен  быть интеллектуален, развит психически и физически, любознателен. Познавательную активность ребенка рассматривают как деятельность, в процессе которой он учится, познает окружающий мир в игре, на занятиях, в труде, продуктивной деятельности, в общении. В связи с этим большое внимание необходимо уделять работе с детьми по развитию познавательной активности не только в учебной деятельности, но и в процессе совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. Большое значение для развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания в процессе проведения режимных моментов. Эта тема  актуальна для меня тем, что именно сейчас, мне, воспитателю младшей группы нужно объяснить важность соблюдения режима дня родителям тех детей, которые поступили в детский сад.

Моя задача доказать родителям важность режима дня в жизни их ребенка.

 

 

 

 

 

 

        Значение режима дня.

 

Один  из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня — это система распределения  периодов сна и бодрствования, приемов  пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время, уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Любая деятельность — это ответная реакция  на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая работоспособность в течение  дня обеспечивается разнообразием  видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это  объясняется способностью коры головного  мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается, и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

     

 

 Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

     Работоспособность неоднозначна  и на протяжении недели. В понедельник  она невысока. Это можно объяснить  адаптацией ребенка к режиму  детского сада после двухдневного  пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования  и сна.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность  деятельности, является уровень работоспособности  клеток коры головного мозга, поэтому  так важно не превышать предел работоспособности центральной  нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

 

 

 

 

 

    • – сон;

 

    • – пребывание на открытом воздухе (прогулки);
    • – игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

 

    • – самообслуживание, помощь семье;

 

    • – приемы пищи;

 

    • – личная гигиена.     

 

 

  Особенности сна.

 

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде  всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то   завершить то, что он делает (и  это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут  за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть..

Постепенному  переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может  почти самостоятельно раздеться  и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти  навыки совершенствуются.

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая  потребность во сне детей разного  возраста зависит от особенности  их нервной системы и состояния  здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение,

 

 

группу  кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен  и для дошкольников, и для школьников. Днем дети спят один раз, примерно 2—2,5 ч. Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—-12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе. Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли). Напомним: во все сезоны года днем ребенок по возможности должен спать на воздухе. Если такой возможности нет, то его надо одеть и укрыть таким образом, чтобы в течение всего времени сна окно, фрамуга или форточка могли оставаться открытыми. (Температура воздуха в комнате не должна снижаться ниже плюс 15°). В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.

  Желательно, чтобы после пробуждения  ребенок сразу встал. При этом  следует учитывать, что переход  от сна к бодрствованию у  детей происходит различно: у  одних почти мгновенно, другим  же требуется минут 5–10, чтобы  окончательно проснуться.

  Самостоятельно одеться, застегнуть  все пуговицы ребенку несколько  труднее, чем раздеться. В течение  всего дошкольного возраста у  детей следует закреплять навык  одеваться самостоятельно и аккуратно  умываться и причесываться после  сна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулки.

 

Пребывание  на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный  восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание  организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы). Первая прогулка продолжается около 2 ч, вторая — 1,5 ч.

Информация о работе Особенности организации и методики проведения режима в группах раннего и дошкольного возраста