Особенности организации и методики проведения режима в группах раннего и дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Большое значение для развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания в процессе проведения режимных моментов. Эта тема актуальна для меня тем, что именно сейчас, мне, воспитателю младшей группы нужно объяснить важность соблюдения режима дня родителям тех детей, которые поступили в детский сад.
Моя задача доказать родителям важность режима дня в жизни их ребенка.

Содержание работы

1. Введение
2. Основное содержание:
2.1
Значение режима дня.
2.2
Особенности сна.
2.3
Особенности прогулки.
2.4
Особенности организации самостоятельной деятельности.
2.5
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков.
2.6
Примерный режим дня.
2.7
Особенности организации режима в домашних условиях.
3.Заключение.

Файлы: 1 файл

Дошкольные учреждения сегодня.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

  Очень важен и общий распорядок  жизни. К сожалению, во многих  семьях, особенно молодых, пренебрегают  режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку. По наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы. Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

  В выходные, как и в будни,  не следует смотреть телевизор  больше 40, в крайнем случае 60 минут.  Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на  мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. В эти 40–60 минут также входит и время для компьютерных игр.

  В выходные дни следует больше  проводить время на воздухе.  Особенно благоприятны как в  физическом, так и в психологическом  плане прогулки всей семьей.

 В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть.

 

 

 

 

 

 

Примерный режим дня для детей, не посещающих детский сад (по В.Е. Васильевой и  А.Ф. Каптелину)

    1. Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание 7–8.00

 

    1. Завтрак 8.40
    2. Игры и занятия дома 9.10 -10.00
    3.  Прогулка и игры на свежем воздухе 10.10
    4. Обед 12.30–13.20
    5.  Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде) 13.30–15.30
    6.  Свободное время для спокойных игр и приготовления к полднику 15 -16.00
    7.  Полдник 16.00
    8. Прогулка и игры на свежем воздухе 16.30
    9.  Ужин 18.30
    10.  Свободное время, спокойные игры 19 -20.00
    11. Ночной сон 

 

 

 

           Заключение

 

 

 

Режим является важнейшим условием успешного  физического воспитания. Под режимом  понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают.

 

 

 

Выполнение  режима благотворно влияет на нервную  систему ребенка и на протекание всех физиологических процессов  в организме. Требования к режиму дня определяются психофизиологическими особенностями возраста, задачами воспитания, окружающими условиями.

  Основное требование к режиму  — учет возрастных особенностей  детей. В младших группах больше  времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д.  В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.

Следующее требование — постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности. Нарушения режима отрицательно сказываются на здоровье детей и их поведении: они перевозбуждаются, начинают капризничать, между ними могут возникнуть ссоры.

  При составлении режима учитывается  время года. Правильно составленный  режим дня имеет большое гигиеническое  и педагогическое значение. Ежедневно  повторяясь, он приучает организм  ребенка к определенному ритму,  обеспечивает смену деятельностей, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

  Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии  с задачами воспитания и возрастными  особенностями дошкольников, способствуют  воспитанию здоровых, бодрых, деятельных  и дисциплинированных детей и  позволяют успешно решать задачи всестороннего развития.

 

 

Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведенное для нее в  режиме, определяется возрастом детей. Так, в младших группах значительное время отводится на бытовые процессы. Затем оно сокращается, а увеличивается время на другие виды деятельности.

  Игре как основному виду деятельности  дошкольников в детском саду  отводится много времени: до  завтрака и после него, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр. Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Организаторам правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. Он проводит постоянную кропотливую работу по приучению детей к выполнению режима, ведя их от первых шагов в усвоении режимных требований к известной самостоятельности. Необходимым условием правильного физического развития и воспитания детей является соблюдение режима в семье. В этом необходимо убедить родителей и помочь им в его организации. Воспитатель знакомит родителей с режимом группы, которую посещают дети, помогает им организовать режим пребывания детей дома в вечерние часы и в выходные дни. При составлении режима в семье нужно исходить из ее условий, учитывать возможности детей и их интересы. Только при условии единства требований к детям со стороны детского сада и семьи можно воспитать их здоровыми и жизнерадостными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

 

  • Алямовская  В.  Г.  Как  воспитывать  здорового ребёнка. – М.,  1993.
  • Вавилова  Н.  Д.  Ребёнок  поступает  в  детский  сад.  – М.,  1983.
  • "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
  • Зебзеева В.А.Организация  и  планирование режимных  процессов  в  дошкольных образовательных учреждениях./ В.А.Зебзеева.-Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003.- 44 с
  • Зебзеева В.А.Организация режимных процессов в ДОУ.-Москва: Сфера.-2010.-80 с 

 

  • Калинина  Р.,  Семёнова  Л.,  Яковлева  Г.  Ребёнок  пошёл  в  детский  сад//Дошкольное  воспитание. – 1998 - № 4
  • Л.Н.Павлова Организация жизни и культура воспитания детей  «Айрис-пресс» Москва 2006

 

  • Сеть Интернет

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности организации и методики проведения режима в группах раннего и дошкольного возраста