Особенности организации и методики проведения режима в группах раннего и дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Большое значение для развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания в процессе проведения режимных моментов. Эта тема актуальна для меня тем, что именно сейчас, мне, воспитателю младшей группы нужно объяснить важность соблюдения режима дня родителям тех детей, которые поступили в детский сад.
Моя задача доказать родителям важность режима дня в жизни их ребенка.

Содержание работы

1. Введение
2. Основное содержание:
2.1
Значение режима дня.
2.2
Особенности сна.
2.3
Особенности прогулки.
2.4
Особенности организации самостоятельной деятельности.
2.5
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков.
2.6
Примерный режим дня.
2.7
Особенности организации режима в домашних условиях.
3.Заключение.

Файлы: 1 файл

Дошкольные учреждения сегодня.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

При построении рационального режима занятий  следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства  здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.

Важно вносить сезонные изменения в  режим дня. В зимнее время в  связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня. Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. – также следует проводить на свежем воздухе.

  Прогулка, достаточно длительная, проводимая  ежедневно, – важнейшее средство  оздоровления ребенка, его полноценного  и физического развития. В холодное  время года ребенок должен  гулять не менее 3–4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять. В холодное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают, громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб», кататься на санках с горки, ребенок не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом

 

 

развитии. У таких детей снижается приспособляемость  организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоническое физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков. Нередко прогулки сокращаются, так как замерз взрослый, который гуляет вместе с детьми, ведь он двигается значительно меньше их. Поэтому очень важно, чтобы и взрослый был одет и обут соответствующим образом. Комплексное воздействие прохладного воздуха и физических упражнений является эффективным методом закаливания, тренировки важнейших функций организма.

С наступлением теплых весенних дней дети почти целые дни проводят на свежем воздухе. Весной также очень важно  следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Если родители не спешат облегчить  одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто – а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно: вначале сменить шубу или теплое пальто на весеннее пальто с вязаной кофточкой или фуфайкой, потом освободить ребенка от рейтуз, теплых носков и т.д. Позднее, в еще более теплые дни можно разрешить ребенку ходить с открытыми руками и ногами и, наконец, в трусах. Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде. Три-четыре часа в день дети проводят на улице, а в летний период вся жизнь детей в ДОУ организуется на воздухе. Перед выходом на прогулку воспитатель обычно обсуждает с детьми чем будут заниматься, какое оборудование возьмут.

Чтобы прогулка принесла пользу разностороннему развитию детей, на воздухе организуются: наблюдения в природе, труд по уборке участка, на огороде, цветнике, изготовление и ремонт игрушек, игры.

На прогулке целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач. Поисковая деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем осуществляется ее анализ, выдвигаются предположения, отбираются способы их проверки, формулируется вывод.

 

 

 

Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Такие  ситуации возникают, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, самостоятельная  работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Летом, благодаря выдумке педагогов, на групповых верандах оформляют изостудии, фитобары с целебным чаем из лекарственных трав и рассказом о пользе растений, мини-лаборатории для проведения элементарных опытов.

Все это развивает у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат и добиваться цели.

 

  

 

  Особенности организации самостоятельной  деятельности.

  Организуя самостоятельную деятельность  детей, педагоги с помощью вопросов, предложения разнообразного игрового материала, активизируют саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности; способствуя развитию познавательной активности в разных видах деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и активизации внутригруппового общения детей.

  Воспитателям достаточно создать  развивающую среду на основе  активности и интересов детей,  а ребенок сам выберет деятельность, исходя из своих потребностей. Большой акцент в современных ДОУ делается на наличие и регулярную смену развивающих игр, игр-головоломок, настольно-печатных игр, большое внимание уделяется созданию условий для эксперементирования, опытнической работы, моделирования, для самостоятельного рисования, конструирования, лепки, драматизаций, изготовления коллективных работ. Все это дает возможность ребенку проявить пытливость ума, самому добиваться решения задачи и самому увидеть результат.

 

 

 

 

 

 

 

  Для выбора детьми вариантов самостоятельной деятельности можно предложить утром:

- развивающие  игры с вариантами и разной  степенью сложности; 

- пособия  для организации двигательной  деятельности и спортивных игр; 

- пособия  для художественно-речевой деятельности (иллюстрированный материал, книги, различные виды театров, музыкальные аудиозаписи, детские музинструменты, пособия для ручного труда, рисования, лепки, аппликации, с последующим использованием результатов труда в играх)

- набор  эпизодически меняющихся нестандартных предметов.

       Утром самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи с чем появляется ледяной наст.

Важный  воспитательно-образовательный момент - прием пищи, с целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего? ", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.

Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно. Если работа с детьми поставлена на должном уровне, то даже дети первой младшей группы могут сказать заглянувшему во время завтрака гостю, что "кушали салат с луком, чтобы не болеть".  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности формирования культурно-гигиенических  навыков.

 

Формирование  КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.

  По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего  им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН. КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные

 

 

 

формы поведения. При этом он переносит  отношение к себе на отношение  к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. Таким  образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

                                 

 

                       Примерный режим дня.

 

На  основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

 

Распорядок  дня (в теплое время)

Режимные  процессы 

 

1 млад. гр. 2 млад. гр. средняя гр. 

старшая гр. подгот. гр.

Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.35 7.00–8.35

Подготовка  к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.35–9.00 8.35–8.55

Игры, подготовка к прогулке, выход 8.30–8.50 8.55–9.15 8.55–9.20 9.00–9.15 8.55–9.05

Занятие (на участке) 8.50–9.00 9.15–9.30 9.20–9.40 9.15–9.45 9.05–9.35

Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры9.15–11.30 9.30–11.15 9.40–11.35 9.45–12.15 9.35–12.10

Возращение  с прогулки, водные процедуры, игры 11.30–11.50 11.15–11.40 11.35–12.00 12.15–12.30 12.10–12.30

Подготовка  к обеду, обед 11.50–12.30 11.40–12.20 12.00–12.35 12.30–13.00 12.30–13.00

Подготовка  ко сну, сон12.30–15.10 12.20–15.10 12.35–15.10 13.00–15.00 13.00–15.00

Подъем, полдник 15.15–15.35 15.10–15.30 15.10–15.30 15.00–15.25 15.00–15.25

 

 

Подготовка  к прогулке, игры 15.35–15.50 15.30–15.50 15.30–16.00 15.25–16.10 15.25–16.20

Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой 16.40–19.00 16.30–19.00 16.40–19.00 16.50–19.00 16.55–19.00

 

 

 

  Распорядок дня (в холодное  время)

Режимные  процессы 

1 млад. гр. 

2 млад. гр. 

средняя гр. 

старшая гр. 

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30

Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.30 7.00–8.30

Подготовка  к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.30–8.55 8.30–8.50

Подготовка  к занятиям 8.20–9.00 8.55–9.00 8.55–9.00 8.55–9.00 8.50–9.00

Занятия 8.40–9.15 9.00–9.35 9.00–9.50 9.00–10.50 9.00–11.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка 9.15–11.30 9.35–11.35 9.50–11.50 10.50–12.25 11.05–12.35

Возращение  с прогулки, игры 11.30–12.10 11.35–12.00 11.50–12.15 12.25–12.40 12.35–12.45

Подготовка  к обеду, обед 11.50–12.30 12.00–12.40 12.15–12.50 12.40–13.10 12.45–13.15

Подготовка  ко сну, сон 12.30–15.00 12.40–15.00 12.50–15.00 13.10–15.00 13.15–15.00

Подъем, полдник 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15

Игры, самост. худож. деят., занятия 15.15–15.40 15.15–15.50 15.15–16.00 15.15–16.10 15.15–16.20

Подготовка  к прогулке, прогулка, игры, уход детей  домой 16.20–19.00 16.30–19.00 16.40–19.00 16.50–19.00 16.55–19.00

 

 

 

 

 

 

  Таким образом, для каждого  возрастного периода рекомендован  режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

  Эмоционально-положительное состояние  ребенка в течение дня, успешность  восприятия им окружающей действительности  зависят от полноценного и  своевременного кормления, качественного  и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.

 

 

     Особенности организации режима в домашних условиях.

 

  Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Если  ребенок посещает детский сад, его  домашний режим в выходные и праздничные  дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный  распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.

  Четкость выполнения режима дня  во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое  поведение на основе выработанных  привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

 

 

 

 

  Большинство дошкольников посещают  детский сад, где получают четыре  раза в день необходимое по  возрасту питание. Домашний рацион  питания такого «организованного»  ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

Информация о работе Особенности организации и методики проведения режима в группах раннего и дошкольного возраста