Особенности ознакомления с жанром портрета детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если создать соответствующие условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Школьное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы обучения рисованию человека детей младшего школьного возраста…………….4
1.1. Портрет, как жанр изобразительного искусства………………………….4
1.2. История портретного жанра………………………………………………..7
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшег школьного возраста………………………………………………………………………..…12
1.4. Цель и задачи курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе……………………………………………………….17
1.5. Анализ программы Б.М. Неменского по теме «Рисование человека»….19
1.6. Методика обучения рисованию лица человека младших школьников…20
Выводы…………………………………………………………………………...23
Библиография……………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Афанасьева Настя 313 группа.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 Педагогический  колледж № 8   Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Особенности ознакомления с жанром портрета детей

младшего  школьного возраста

 

 

 

 

Выполнила студентка:

студентка 313 группы

Афанасьева  Анастасия Юрьевна

 

 

Научный руководитель:

Игнатенко Елена  Евгеньевна

 


 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы обучения рисованию человека детей младшего школьного возраста…………….4

1.1. Портрет, как жанр изобразительного искусства………………………….4

1.2. История портретного  жанра………………………………………………..7

1.3. Психолого-педагогическая  характеристика детей младшего  школьного возраста………………………………………………………………………..…12

1.4. Цель и задачи курса  «Изобразительное искусство и  художественный труд» в начальной школе……………………………………………………….17

1.5. Анализ программы Б.М.  Неменского по теме «Рисование человека»….19

1.6. Методика  обучения рисованию лица человека младших школьников…20

Выводы…………………………………………………………………………...23

Библиография……………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если создать соответствующие  условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Школьное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, когда знакомят с разными техниками и материалами, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в школе является изобразительная деятельность. На мой взгляд, для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело. Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребенок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать свое отношение ко всему, что его интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ для создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умеет, какие навыки приобрел. Но что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его, и как следствие, пропадает интерес к изобразительному искусству, наблюдается низкий уровень проявления творчества. В чем кроется причина? Прежде всего, в том, что ребенок недостаточно владеет основами изобразительной грамоты. Именно теми навыками, что дают определенную изобразительную свободу. В практике работы со школьниками применяются классические техники рисования. Классическими принято называть техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, гелиевые ручки) способствующие решению программных задач. На современном этапе развития школьного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Особую роль в становлении изобразительной деятельности школьников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями графики и живописи.

Актуальность  данного исследования определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

 

Глава 1. Теоретические  основы обучения рисованию человека детей младшего школьного возраста

1.1.Портрет, как жанр изобразительного искусства

Портрет (фр. portrait, от устар. portraire — изображать), — изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности.

Важнейший критерий портретности — сходство изображения  с моделью (оригиналом). Оно достигается  не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих определённую эпоху, социальную среду, национальность.

В то же время, отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску.

Исторически складывалась широкая и многоплановая  типология портрета в зависимости  от:

  • техники исполнения,

  • назначения,

  •  особенностей изображения персонажей 

Различают портреты

  • станковые (картины, бюсты, графические листы)

  • монументальные (фрески, мозаики, статуи)

  • парадные 

  •  интимные

  • Подгрудные

  •  в полный рост

  • Анфас

  • в профиль и т. д.

Существуют портреты на медалях, геммах, портретная миниатюра.

По числу  персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые. 
Специфический жанр портрета — автопортрет.  
Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров.

  • портрет-картина, где портретируемый представлен во взаимосвязи с миром окружающих его вещей, с природой, архитектурой, другими людьми

      • портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

Также выделяют:

    • Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала.

  • Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

  • Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Различают: аллегорический, мифологический, исторический.

  • Семейный портрет

  • Религиозный портрет — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

Возможность выявления в портрете не только высоких духовно-нравственных качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры-шаржа, сатирического портрета.

Средства художественной выразительности портрета:

  • Живопись
  • Графика
  • Гравюра
  • Скульптура
  • Фотография
  • Полиграфия

Портрет может  считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в копирование действительности свой личный вкус и чувство природы. 

 

1.2.История портретного жанра

Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древневосточной, особенно в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль «двойника» портретируемого в загробной жизни.  
Подобное религиозно-магическое назначение древнеегипетского портрета приводило к проецированию на канонический тип изображения индивидуальных черт определённого человека. В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), а в эллинистическом искусстве тяготеет к драматизации образа.  
Древнеримский портрет отмечен чёткой передачей индивидуальных черт модели, психологической достоверностью характеристик. В ээллинистическом искусстве и в Древнем Риме наряду с портретными, иногда мифологизированными бюстами и статуями широко распространились портреты на монетах и геммах. Живописные фаюмские портреты (Египет, I—IV вв.), во многом связанные с древневосточной магической традицией «портреты двойника», создавались под воздействием античного искусства, несли в себе ярко выраженное сходство с моделью, а в поздних образцах — специфическую духовную выразительность.

Эпоха средних веков, когда личностное начало растворялось во внеличностной корпоративности, религиозной соборности, наложила особый отпечаток на эволюцию европейского портрета. Часто он представляет собой неотъемлемую часть церковно-художественного ансамбля (изображения правителей, их приближённых, донаторов). При всём том, некоторым скульптурам эпохи готики, византийским и древнерусским мозаикам и фрескам присущи ясная физиономическая определённость, зачатки духовной индивидуальности.  
В Китае, несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые мастера (особенно периода Сун, X-XIII вв.) создали множество ярко индивидуализированных портретов, часто подчёркивая в моделях черты интеллектуализма. Выразительны портретные образы средневековых японских живописцев и скульпторов, из живых наблюдений исходили мастера портретной миниатюры Средневековой Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии. 
Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрождения, утверждавшей идеалы героической, активно-действенной личности.  
Свойственное ренессансным художникам ощущение цельности и гармоничности мироздания, признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру портрета, в котором модель зачастую выступала уже не на условном, ирреальном фоне, а в реальной пространственной среде, иногда — в непосредственном общении с вымышленными (мифическими и евангельскими) персонажами.  
Принципы ренессансного портрета, намеченные в итальянском искусстве треченто, прочно утвердились в XV в. (живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и А. Верроккьо, станковая скульптура Дезидерио ля Сеттиньяно, медали Пизанелло).

Мастера Высокого Возрождения  Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой  интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом. 
Большей по сравнению с итальянским портретом духовной заострённостью, предметной точностью изображения отличалось портретное творчество нидерландских (Ян Ван Эйк, Робер Кампен, Рогир Ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, X. Хольбейн Младший) мастеров. Герой их портретов нередко предстаёт как неотделимая частица мироздания, органически включённая в его бесконечно сложную систему.  
Ренессансным гуманизмом проникнуты живописные, графические и скульптурные портреты французских художников этой эпохи (Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, Ж. Пилон). В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармоническую ясность ренессансных образов: она сменяется напряжённостью образного строя и подчёркнутой драматичностью духовного выражения (произведения Я. Понтормо, А. Бронзино в Италии, Эль Греко в Испании). Кризис возрожденческого антропоцентризма в условиях общественно-политических сдвигов на рубеже XVI-XVII вв. определил новый характер западноевропейского портрета. Его глубокая демократизация, стремление к многостороннему познанию человеческой личности в XVII в. получили наиболее полное воплощение в искусстве Голландии. Эмоциональной насыщенностью, любовью к человеку, постижением сокровенных глубин его души, тончайших оттенков мысли и чувства отмечены портреты работы Рембрандта. Полные жизни и движения портреты кисти Ф. Халса раскрывают многомерность и изменчивость душевных состояний модели. Сложность и противоречивость действительности отражены в творчестве испанца Д. Веласкеса, создавшего галерею полных достоинства и духовного богатства образов.  
Яркие, полнокровные натуры привлекают фламандского живописца П.П. Рубенса, тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по технике портреты его соотечественника А. Ван Дейка. Реалистические тенденции искусства XVII в. проявились также в портретном творчестве С. Купера и Дж. Райля в Англии, Ф. де Шампеня, братьев Пенен во Франции, В. Гисланди в Италии. Существенному идейно-содержательному обновлению портрета, выразившемуся, в частности, в расширении его жанровых границ (развитие группового портрета и перерастание его в групповой портрет-картину в творчестве Рембрандта, Халса, Веласкеса; широкая разработка станковых форм автопортрета у Рембрандта, Ван Дейка, Н. Пуссена и др.), сопутствовала эволюция его выразительных средств, придававших изображению большую жизненность. Свежие реалистические тенденции проявились в портрете XVIII в. жизненная правдивость, точность социальных характеристик, острая аналитичность свойственны произведениям французских портретистов (живопись и станковая графика М. К. де Латура и Ж. О. Фрагонара, пластика Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, «жанровые» портреты Ж. Б. С. Шардена, пастели Ж. Б. Перронно) и живописцев Великобритании (У. Хогарт, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо). В условиях экономического и культурного роста России в XVII в. здесь получают распространение поротреты-парсуны, носившие условно-иконописный характер.

Информация о работе Особенности ознакомления с жанром портрета детей младшего школьного возраста