Интенсивное развитие светского
станкового портрета в XVIII в. (полотна И.
Никитина, А. Матвеева, А. Антропова, И.
Аргунова) к концу столетия подняло его
на уровень высших достижений современного
мирового портрета (живопись Ф.С. Рокотова,
Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, пластика
Ф.И. Шубина, гравюры Б.П. Чемесова).
Первая половина XIX в. способствовала постановке
и решению новых задач в жанре портрета.
Существенные аспекты эпохи ярко и правдиво
отразились в целой галерее отмеченных
чертами классицизма портретов французского
художника Ж. Л. Давида. Приподнято-романтические,
страстно-эмоциональные, а подчас гротескно-сатирические
образы создал в своих портретах испанский
живописец Ф. Гойя. В первой половине XIX
в. наряду с развитием тенденций романтизма
(живописные портреты работы Т. Жерико
и Э. Делакруа во Франции, О. Кипренского,
К. Брюллова, В. Тропинина в России, Ф. О.
Рунге в Германии) новым жизненным содержанием
наполнились и традиции портретного искусства
классицизма (в творчестве французского
художника Ж. О. Д. Энгра), появились значительные
образцы сатирического портрета (графика
и скульптура О. Домье во Франции).
В середине и во второй половине XIX в. расширяется
география национальных школ портрета,
возникает множество стилистических направлений
(А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Я. Матейко
в Польше, Д. Сарджент. Дж. Уистлер, Т. Эйкинс
в США и др.). В психологических, часто
социально типизированных портретах передвижников
В.Г. Перова, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, И.Е.
Репина воплотился их интерес к представителям
народа, к разночинской интеллигенции
как к социально значительным, полным
духовного благородства личностям. Достижения
французских мастеров импрессионизма
и близких им художников, скульпторов
(Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, О. Роден) привели
в последней трети XIX в. к обновлению идейно-художественных
концепций портрета, передающего теперь
изменчивость облика и поведения модели
в столь же изменчивой среде.
Противоположные тенденции нашли выражение
в творчестве П. Сезанна, стремившегося
выразить в монументально-художественном
образе устойчивые свойства модели, и
в драматических, нервно-напряжённых портретах
и автопортретах голландца Винсента Ван
Гога, глубоко отразивших жгучие проблемы
нравственной и духовной жизни современного
человека.
В предреволюционную эпоху русский реалистический
портрет получил новое качество в остропсихологических
произведениях В. А. Серова, в духовно значительных,
наполненных глубоким философским смыслом
портретах М. Врубеля, в жизненно полнокровных
портретах-типах и портретах-картинах
Н. Касаткина, А. Архипова, Б. Кустодиева,
Ф. Малявина, в скрытой драматичности живописных
и графических портретов К. Сомова, в скульптурных
произведениях С. Конёнкова, П. Трубецкого
и др.
В XX в. в жанре портрета проявились сложные
и противоречивые тенденции искусства
новейшего времени.
На почве модернизма
возникают произведения, лишённые самой
специфики портрета, нарочито деформирующие
или вовсе упраздняющие образ
человека.
В противовес им идут интенсивные,
иногда противоречивые поиски новых
средств выражения сложной духовной
сущности современного человека, отразившиеся
в графике К. Кольвиц (Германия), в пластике
Ш. Деспьо (Франция), Э. Барлаха (Германия),
в живописи П. Пикассо, А. Матисса (Франция),
А. Модильяни (Италия). Творчески развивали
традиции реалистического портрета живописцы
Р. Гуттузо в Италии, Д. Ривера и Д. Сикейрос
в Мексике, Э. Уайет в США, скульпторы В.
Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии
и др. Позиции реализма занимали портретисты:
Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Ф. Кремер
в Германии, К. Дуниковский в Польше, К.
Баба в Румынии и другие.
Лучшие достижения
портретного искусства XIX-XX вв. проявились
в творчестве отечественных скульпторов
С. Лебедева, В. Мухиной, Е. Вучетича,
Н. Томского, живописцев К. Петрова-Водкина,
М. Нестерова, П. Корина, М. Сарьяна,
К. Магалашвили, Т. Салахова, А. Пластова,
И. Клычева и др., графиков В. Фаворского,
Г. Верейского.
1.3.Писхолого-педагогическая характеристика
младшего школьника
Младшим школьным
возрастом принято считать возраст
детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его
обучения в начальных классах. Это возраст
относительно спокойного и равномерного
физического развития. Увеличение роста
и веса, выносливости, жизненной ёмкости
лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё
находится в стадии формирования – окостенение
позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей
ещё не завершено, в костной системе ещё
много хрящевой ткани.
Процесс окостенения кисти и пальцев в
младшем школьном возрасте также ещё не
заканчивается полностью, поэтому мелкие
и точные движения пальцев и кисти руки
затруднительны и утомительны. Происходит
функциональное совершенствование мозга
– развивается аналитико-систематическая
функция коры; постепенно изменяется соотношение
процессов возбуждения и торможения: процесс
торможения становится всё более сильным,
хотя по-прежнему преобладает процесс
возбуждения, и младшие школьники в высокой
степени возбудимы и импульсивны.
Поступление в школу вносит важнейшие
изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется
весь уклад его жизни, его социальное положение
в коллективе, семье. Основной, ведущей
деятельностью становится отныне учение,
важнейшей обязанностью – обязанность
учиться, приобретать знания. А учение
– это серьёзный труд, требующий организованность,
дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник
включается в новый для него коллектив,
в котором он будет жить, учиться, развиваться
целых 11 лет.
Основной деятельностью, его первой и
важнейшей обязанностью становится учение
– приобретение новых знаний, умений и
навыков, накопление систематических
сведений об окружающем мире, природе
и обществе.
Разумеется, далеко не сразу у младших
школьников формируется правильное отношение
к учению. Они пока не понимают зачем нужно
учиться. Но вскоре оказывается, что учение
– труд, требующий волевых усилий, мобилизации
внимания, интеллектуальной активности,
самоограничений. Если ребёнок к этому
не привык, то у него наступает разочарование,
возникает отрицательное отношение к
учению. Для того, чтобы этого не случилось
учитель должен внушать ребёнку мысль,
что учение – не праздник, не игра, а серьёзная,
напряжённая работа, однако очень интересная,
так как она позволит узнать много нового,
занимательного, важного, нужного. Важно,
чтобы и сама организация учебной работы
подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы
хорошо учатся, руководствуясь своими
отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо
учится по мотивам взаимоотношений с коллективом.
Большую роль играет и личный мотив: желание
получить хорошую оценку, одобрение учителей
и родителей.
Вначале у него формируется интерес к
самому процессу учебной деятельности
без осознания её значения. Только после
возникновения интереса к результатам
своего учебного труда формируется интерес
к содержанию учебной деятельности, к
приобретению знаний. Вот эта основа и
является благоприятной почвой для формирования
у младшего школьника мотивов учения высокого
общественного порядка, связанных с подлинно
ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной
деятельности, приобретению знаний связано
с переживанием школьниками чувства удовлетворения
от своих достижений. А подкрепляется
это чувство одобрением, похвалой учителя,
который подчёркивает каждый, даже самый
маленький успех, самое маленькое продвижение
вперёд. Младшие школьники испытывают
чувство гордости, особый подъём сил, когда
учитель хвалит их. Большое воспитательное
воздействие учителя на младших связано
с тем, что учитель с самого начала пребывания
детей в школе становится для них непререкаемым
авторитетом. Авторитет учителя – самая
важная предпосылка для обучения и воспитания
в младших классах.
Учебная деятельность
в начальных классах стимулирует,
прежде всего, развитие психических процессов
непосредственного познания окружающего
мира – ощущений и восприятий. Младшие
школьники отличаются остротой и свежестью
восприятия, своего рода созерцательной
любознательностью. Младший школьник
с живым любопытством воспринимает окружающую
среду, которая с каждым днём раскрывает
перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболее характерная черта восприятия
этих учащихся – его малая дифференцированность,
где совершают неточности и ошибки в дифференцировке
при восприятии сходных объектов. Следующая
особенность восприятия учащихся в начале
младшего школьного возраста – тесная
связь его с действиями школьника. Восприятие
на этом уровне психического развития
связано с практической деятельностью
ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка
– значит что-то делать с ним, что-то изменить
в нём, произвести какие-либо действия,
взять, потрогать его. Характерная особенность
учащихся – ярко выраженная эмоциональность
восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка
восприятия, оно поднимается на более
высокую ступень развития, принимает характер
целенаправленной и управляемой деятельности.
В процессе обучения восприятие углубляется,
становится более анализирующим, дифференцирующим,
принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи
вниманию учащихся начальных классов.
Основная из них – слабость произвольного
внимания. Возможности волевого регулирования
внимания, управления им в начале младшего
школьного возраста ограничены. Произвольные
внимания младшего школьника требует
так называемой близкой мотивации. Если
у старших учащихся произвольное внимание
поддерживается и при наличии далёкой
мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться
на неинтересной и трудной работе ради
результата, который ожидается в будущем),
то младший школьник обычно может заставить
себя сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации (перспективы
получить отличную отметку, заслужить
похвалу учителя, лучше всех справиться
с заданием и т. д.). Значительно лучше в
младшем школьном возрасте развито непроизвольное
внимание. Всё новое, неожиданное, яркое,
интересное само собой привлекает внимание
учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем
школьном возрасте развиваются под влиянием
обучения. Усиливается роль и удельный
вес словесно-логического, смыслового
запоминания и развивается возможность
сознательно управлять своей памятью
и регулировать её проявления. В связи
с возрастным относительным преобладанием
деятельности первой сигнальной системы
у младших школьников более развита наглядно-образная
память, чем словесно-логическая. Они лучше,
быстрее запоминают и прочнее сохраняют
в памяти конкретные сведения, события,
лица, предметы, факты, чем определения,
описания, объяснения. Младшие школьники
склонны к механическому запоминанию
без осознания смысловых связей внутри
запоминаемого материала. Основная тенденция
развития воображения в младшем школьном
возрасте – это совершенствование воссоздающего
воображения. Оно связано с представлением
ранее воспринятого или созданием образов
в соответствии с данным описанием, схемой,
рисунком и т. д. Воссоздающее воображение
совершенствуется за счёт всё более правильного
и полного отражения действительности.
Творческое воображение как создание
новых образов, связанное с преобразованием,
переработкой впечатлений прошлого опыта,
соединением их в новые сочетания, комбинации,
также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный
переход от познания внешней стороны явлений
к познанию их сущности. Мышление начинает
отражать существенные свойства и признаки
предметов и явлений, что даёт возможность
делать первые обобщения, первые выводы,
проводить первые аналогии, строить элементарные
умозаключения. На этой основе у ребёнка
постепенно начинают формироваться элементарные
научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность
в начале младшего школьного возраста
ещё весьма элементарна, находится в основном
на стадии наглядно-действенного анализа,
основывающегося на непосредственном
восприятии предметов.
Для него характерны новые отношения со
взрослыми и сверстниками, включение в
целую систему коллективов, включение
в новый вид деятельности – учение, которое
предъявляет ряд серьёзных требований
к ученику.
Всё это решающим образом сказывается
на формировании и закреплении новой системы
отношений к людям, коллективу, к учению
и связанным с ними обязанностям, формирует
характер, волю, расширяет круг интересов,
развивает способности. В младшем школьном
возрасте закладывается фундамент нравственного
поведения, происходит усвоение моральных
норм и правил поведения, начинает формироваться
общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается
некоторыми особенностями. Прежде всего
они импульсивны – склонны незамедлительно
действовать под влиянием непосредственных
импульсов, побуждений, не подумав и не
взвесив всех обстоятельств, по случайным
поводам. Причина – потребность в активной
вешней разрядке при возрастной слабости
волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая
недостаточность воли: младший школьник
ещё не обладает большим опытом длительной
борьбы за намеченную цель, преодоления
трудностей и препятствий. Он может опустить
руки при неудаче, потерять веру в свои
силы и невозможности. Нередко наблюдается
капризность, упрямство. Обычная причина
их – недостатки семейного воспитания.
Ребёнок привык к тому, что все его желания
и требования удовлетворялись, он ни в
чём не видел отказа. Капризность и упрямство
– своеобразная форма протеста ребёнка
против тех твёрдых требований, которые
ему предъявляет школа, против необходимости
жертвовать тем, что хочется, во имя того,
что надо. Младшие школьники очень эмоциональны.
Эмоциональность сказывается, во-первых,
в том, что их психическая деятельность
обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети
наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает
у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых, младшие школьники не умеют
сдерживать свои чувства, контролировать
их внешнее проявление, они очень непосредственны
и откровенны в выражении радости. Горя,
печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
В-третьих, эмоциональность выражается
в их большой эмоциональной неустойчивости,
частой смене настроений, склонности к
аффектам, кратковременным и бурным проявлениям
радости, горя, гнева, страха. С годами
всё больше развивается способность регулировать
свои чувства, сдерживать их нежелательные
проявления.
Большие возможности предоставляет младший
школьный возраст для воспитания коллективистских
отношений. За несколько лет младший школьник
накапливает при правильном воспитании
важный для своего дальнейшего развития
опыт коллективной деятельности – деятельности
в коллективе и для коллектива. Воспитанию
коллективизма помогает участие детей
в общественных, коллективных делах. Именно
здесь ребёнок приобретает основной опыт
коллективной общественной деятельности.
1.4. Цель и задачи курса «Изобразительное
искусство и художественный труд»
в начальной школе
Предмет «Изобразительное
искусство» играет значимую роль в
системе общего среднего образования.
Он призван решать специфические задачи,
связанные с передачей фундаментальных
ценностей, выработанных человечеством,
с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного
развития личности, формированием ее творческого
потенциала.
В связи с
этим изобразительное творчество учащихся
в совокупности с другими формами
художественной деятельности является
существенным фактором выявления и
утверждения индивидуальности школьника,
его способностей, ведущих к самоидентификации
и выработке собственного взгляда
на мир. На этой основе школьники учатся
творчески преобразовывать окружающую
действительность и мир собственной личности.
В образовательном
процессе предмет «Изобразительное
искусство» отличается доминированием
художественно-творческой деятельности. В процессе
занятий изобразительным искусством активно
развиваются такие сферы индивидуальности
учащегося, как образное мышление, фантазия,
воображение, эмоциональная сфера, мыслительная
деятельность, интуиция и другие.
Исходя из
специфики учебного предмета, основной
целью образования в области изобразительного
искусства является формирование художественно-эстетической,
духовно-нравственной культуры учащегося
как культуры ценностного отношения к
миру, развитие его творческого потенциала
как фактора творческого освоения и преобразования
мира.
Для решения
данной цели ставятся следующие задачи:
Постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства
Развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры
Духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоение окружающей действительности и восприятие художественного наследия
Формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира
Развитие чувственно-эмоционнальной сферы учащихся
Создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности
Ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства
Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности
1.5 Анализ программы
Класс |
Название программы |
1 класс |
Как украшает себя
человек? |
2 класс |
Сказочный мужской
образ.
Сказочный женский
образ.
Образ сказочного
героя.
Человек и его
украшения. |
3 класс |
Образ театрального
героя.
Театр кукол.
Карнавальные маски.
Портрет друга. |
4 класс |
Образ русской
женщины.
Образ русского
мужчины. |
1.6 Методика обучения
рисованию лица человека младших
школьников
Последовательность
рисования головы гипсовой модели
Гипсовая голова
– прекрасная модель для начинающего
художника, так как она неподвижна
и однородна по фактуре, что значительно
облегчает процесс построения формы и
точную передачу пропорций.
Расположить объект
следует на уровне глаз рисующего
или немного выше, чтобы избежать
сложных ракурсов. Объем модели лучше всего выявляется при верхнем
боковом освящении. Рисунок должен отразить
все индивидуальные особенности головы,
а не схему. Обучаясь рисованию гипсовой
головы, следует изучить части лица (глаз,
нос, рот, ухо).
Проведите анализ
общей работы. Форму носа можно сравнить с призмой: передняя
поверхность, две боковые, нижняя поверхность,
где расположены ноздри. Глазное яблоко
имеет шаровидную форму, шея напоминает
цилиндр. Дальнейшая работа заключается
в конкретном построении и лепке тоном
формы каждой детали, её особенностей,
в их связи друг с другом и подчинении
целому.