Особенности ознакомления с жанром портрета детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если создать соответствующие условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Школьное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы обучения рисованию человека детей младшего школьного возраста…………….4
1.1. Портрет, как жанр изобразительного искусства………………………….4
1.2. История портретного жанра………………………………………………..7
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшег школьного возраста………………………………………………………………………..…12
1.4. Цель и задачи курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе……………………………………………………….17
1.5. Анализ программы Б.М. Неменского по теме «Рисование человека»….19
1.6. Методика обучения рисованию лица человека младших школьников…20
Выводы…………………………………………………………………………...23
Библиография……………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Афанасьева Настя 313 группа.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Приступая к  рисованию головы, надо смотреть на каждую деталь как на совокупность поверхностей простой формы. Обобщенно  – геометризированная гипсовая голова – «обрубовка» помогает лучше  понять её строение. «Обрубовочный  рисунок» выполняется в учебных  целях.

Последовательность  работы

1 этап. Общее композиционное размещение головы на листе. Следует изображать голову в натуральную величину или немного меньше. Лучше разместить её несколько выше геометрического центра листа. При повороте головы в три четверти или в профиль перед лицевой частью, как правило, оставляют немного больше места, чем со стороны затылка.

2 этап. Построение головы начинается с поиска ее общей формы, основных пропорций, а также пропорций лицевой части. О пропорциях головы человека уже говорилось в специальном параграфе. Затем определяют черепной и лицевой части сверху вниз. Это – ось симметрии головы. Горизонтальная линия, пересекающая центр глазных впадин, обычно тоже делит голову пополам. Пересечение этих линий, так называемая «крестовина», дает четкое представление о положении головы в пространстве.

3 этап. Деление лица на три равные части для лба, носа и губ с подбородком. Предварительная прорисовка глаз, ноздрей, губ, ушей, прически. Уточнение формы скул, сравнение лицевой и боковой поверхности головы.

4 этап. Уточнение деталей, соотношений всех частей лица между собой, их положения по отношению к общей форме головы. Светотеневая моделировка формы, определение самого светлого и самого темного места на голове, тональных переходов. В процессе работы рекомендуется постоянно сравнивать отдельные участки по силе тона, избегать его раздробленности и пестроты. Нужно стремиться к цельности рисунка.

Последовательность  рисования головы живой модели

Получив предварительные  сведения об анатомическом строении черепа и головы, приступают к рисунку головы живой модели. Желательно подбирать для этого модель с характерными чертами лица и выразительной формой головы. Порядок выполнения рисунка головы модели тот же, что и гипсовой, но необходимо учесть ряд особенностей.

Во-первых, гипсовый слепок головы неподвижен, натурщик же в процессе позирования устают и невольно меняют свое выражения лица и позу. Поэтому не надо следовать за изменениями в движении натурщика. Очень важно «поймать» характерное сходство модели. В процессе построения головы с заданной точки наблюдения полезно время от времени рассматривать ее в фас, профиль и в повороте три четверти.

Во-вторых, в отличие от гипсового слепка живая модель имеет различную окраску глаз, губ, волос, одежды и др. Необходимо использовать разнообразные приемы штриховки для передачи фактуры прямых и кудрявых волос, кожи молодого и старого лица, одежды, фона и т.п.

Последовательность  работы

1 этап. Обобщенная прорисовка контура головы модели. Надо передать черты лица, взаимосвязь головы с плечевым поясом. Главное при этом соблюдать пропорции.

2 этап. Переход к проработке деталей, передаче фактуры волос, кожи, одежды. Проследите  за игрой света и тени, добейтесь с ее помощи объемности форм.

3 этап. Обобщение деталей, выявление характера модели, достижение целостного впечатления от образа.

Методика  работы над живописным изображением головы человека

Задачи изображения  головы сводятся к передаче ее строения, лепке формы цветом, выявлению  индивидуальных качеств натуры.

Рисунок под живопись может быть выполнен карандашом, углем, но можно рисовать сразу кистью. Надо тонкими линиями передать конструктивное строение головы, ее положение в пространстве, наметить границы светотени.

Начинать работу лучше с самого темного места  в натуре. Тени на лице очень прозрачны. Они почти не скрывают живого цвета лица. Сравнивая с ними освещенные части лица, легче будет найти полутона. Белый цвет бумаги временно заменяет освещенные поверхности. Не торопитесь выписывать каждую ресничку, если другие части лица еще не решены хотя бы обобщенно. Проработайте одновременно все части натуры, работайте методом отношений. В процессе передачи объема головы следие за тем, чтобы мазки ложились по форме. Тонкое цветовое разнообразие зависит от множества рефлексов. Цвет лица и одежды всегда принимает оттенок, дополнительный к цвету фона.

На последней  стадии работы внимательно отнеситесь к выразительности силуэта головы, его соприкосновению с фоном. Где-то необходимо растворить линию  контура, а в других местах, наоборот, сделать их более четкими. Если живописец обладает целостным видением натуры, он правильно завершит работу.

Последовательность  выполнения живописного этюда головы живой модели

1 этап. Выполнение рисунка кистью. Наметьте общую форму головы и ее положение в пространстве. Прорисуйте части лица, форму прически без лишних деталей.

2 этап. Прокладка основного цвета лица, волос, фона, соблюдение верных тональных и цветовых отношений.

3 этап. Прописывание деталей, обобщение и завершение работы, достижение портретного сходства, передача характера и образа модели.

 

 

 

 

 

 

Выводы

Об эстетическом воспитании школьников написано много  интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня  возникла необходимость взглянуть  на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи искусств в педагогическом процессе. В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в школьном возрасте, в том числе в ходе изобразительного творчества. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятия изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей школьного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в школьном возрасте. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей ЗУН по рисованию. Для понимания значения рисования, использования рисования в качестве занимательных занятий с материалами по живописи (красками) была предпринята работа над курсовой, так как цвет – характерное изобразительное выразительное средство живописи, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в рисунке имеет значение композиция, ритм цветовых пятен. Цвет в рисунке – наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства. Тяготение детей к ярким чистым цветам придают их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), способствует формированию образности в их творчестве. Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому. Техники и материалы живописи изобразительной деятельности обогащают детское творчество.

Детское творчество все  время находится в движении, оно постоянно меняется, так как меняются опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества сопряжена с тем, что в предыдущих достижениях ребенка мы вычленяем самое ценное, и на его основе появляется новое, способствующее дальнейшему творческому росту. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения.

 Живопись широко применяются в работе с детьми школьного возраста, так как она доступна, чувственна, познавательна, выразительна, продуктивна. Сам процесс рисования не менее важен для ребенка, чем результат, так как рисование – это феномен творческой активности детей, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции важные для целостного, личностного развития ребенка. В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, не на показ и неверно их ориентировать только на результат  подменяя поиск образцом, творчества – исполнением, а  желание принуждением. В рисовании должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование. Использование нетрадиционных материалов, оборудования, проведение занятий в оригинально-занимательной форме позволяют детям получить удовольствие от рисования, так как рисование очень близко к игре. Учителю необходимо учитывать индивидуальный подход к детям для развития творческого потенциала. На сегодняшний день имеется выбор программно методических материалов, которые обеспечивают творческий подход к содержанию форм и методов обучения.

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Г. В. Беда «Основы изобразительной грамоты». – М.,1969. – 239с.
  2. Канд. пед. наук, доц. А. Н. Вербенец, канд. пед. наук, доц. Н. А. Вершинина , канд. пед. наук, доц О. В. Горбова «Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста». СПб.:  Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
  3. В. Г. Власов «Иллюстрированный художественный словарь». – Санкт-Петербург, 1993. – 272с.
  4. Под редакцией М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М., 2005. – 205с.
  5. Н. В. Дубровская «Яркие ладошки. Рабочая тетрадь», СПб, 2004 – 22с. 
  6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М., 2005. – 119с.
  7. Т. А. Копцева «Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольников образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов». – М., 2006. – 208с.
  8. Под редакцией Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование». – М., 2005. – 128с.
  9. И. А. Лыкова «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников». - М.:  Издательский дом «КАРАПУЗ»,2009. – 144с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности ознакомления с жанром портрета детей младшего школьного возраста