Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа
Актуальность проблемы. В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями . Успешное обучение и воспитание детей этой категории, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Проблема изучения внимания в трудах отечественных ученых
1.2 Развитие внимания в онтогенезе
1.3 Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
« КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П.
АСТАФЬЕВА»
Институт специальной педагогики
Кафедра коррекционной педагогики
Курсовая работа
«Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития»
Выполнила: Студентка 3 курса Тариева Э.К
Научный руководитель: к. псих. н., доцент Иванова Наталья Георгиевна
Красноярск 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Проблема изучения внимания
в трудах отечественных ученых
1.2 Развитие внимания в онтогенезе
1.3 Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение.
Актуальность проблемы. В
современных условиях социально-экономических
преобразований общества перед педагогической
наукой и практикой особо остро
встают задачи поиска наиболее оптимальных
условий обучения и воспитания детей
с различными образовательными потребностями
и потенциальными возможностями . Успешное
обучение и воспитание детей этой категории,
в частности, детей с задержкой психического
развития (ЗПР), является предпосылкой
полноценной социально-трудовой адаптации
их в обществе .
В работе с младшими школьниками чрезвычайно
актуальной является проблема внимания.
Переход к школьному обучению предполагает
достаточную степень сформированности
основных познавательных процессов, в
структуре которых базисное положение
занимает произвольное внимание, так как
уровень его развития является одним из
условий успешности любого вида деятельности
и становления личности в целом. «Невнимательность»,
«несобранность», «отвлекаемость» отмечаются
у многих нормально развивающихся младших
школьников и представляют особо острую
проблему у младших школьников с ЗПР, так
как внимание является необходимым условием
их успешного развития в процессе обучения
и воспитания.
Цель исследования - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития.
Объект исследования - внимание как психический процесс.
Предмет исследования – особенности внимания у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
1. На основе изучения общей и
специальной психолого-педагогической
литературы дать определения понятию
«внимание»;
2. Ознакомиться с формированием
внимания, как психологического процесса
в онтогенезе;
3. Выделить особенности произвольного
внимания младших школьников с задержкой
психического развития.
Гипотеза исследования: внимание у детей с ЗПР имеет свои особенности.
Метод исследования - анализ научной литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Проблема изучения внимания в трудах ученых
Изучению проблемы внимания посвящены работы многих исследователей: И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, А.В. Снежневского, В.В. Лебединского, К.К. Платонова, Н.Ф. Добрынина и др. (физиологические основы внимания, природа и механизмы нарушений внимания с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения), Ю.3. Гильбуха, П.Я. Гальперина, И.Л. Баскаковой, С.Л. Кабыльницкой, А.В. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, О.М. Корчемлюк, С.С. Левитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е.М Черепановой, М.П. Волокитиной, М.Ч. Матюхиной (прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания), М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Э.Я. Пекелис, И.Ф. Марковской, К.С. Лебединской, Л.И. Переслени, Г.М. Понарядовой, У.В. Ульенковой, В.П. Мусиной, Л.Ф. Чупрова и др. (особенности развития внимания у детей с ЗПР). Однако, несмотря на большое число работ, посвященных исследованию вниманию и особенностям его развития в разные периоды детства, проблема развития внимания у младших школьников с ЗПР остается до конца не изученной.
1.2 Развитие внимания в онтогенезе.
Определение понятия «внимание»
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания. На ориентировочный рефлекс как его врожденным механизм и наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским [22].
Внимание – это процесс
сознательного и
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное (намеренное, целенаправленное), непроизвольное (нецеленаправленное) и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека, без его волевых усилий. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности и занимательности, тем самым данный вид внимания является ориентировочной (безусловной) реакцией организма на сигналы окружающей среды, внешние раздражители, которые в свою очередь носят разнообразные: характер (силу и интенсивность), соответствие внутреннему состоянию человека и его потребностями, направленность интересов личности, эмоциональная значимость. Вынужденное внимание – определяется интенсивностью раздражителя, его протяженностью во времени и пространстве, движением – всем тем, что указывает на его значимость с точки зрения выживаемости. Невольное внимание – сообразно состоянию человека на данный момент. Внимание привлекают те объекты, которые его в данный момент интересуют. Привычное внимание – напрямую связано с прошлым опытом человека, отсюда термин «профессиональное внимание», когда специалист может дать оценку предмету или объекту, едва бросив на него взгляд. Произвольное внимание – это внимание, связанное с волевым усилием человека, сосредоточением психической деятельности на решении иной или иной задачи либо на достижении какой-то цели. Произвольное внимание требует определенного опыта, умения организовать свою деятельность. Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития у них формируется внимание произвольное, преднамеренное. Собственно произвольное внимание – лежит в русле той деятельности, которую осуществляет человек. Волевое внимание – происходит в случае конфликта между избранным объектом внимания или направлением деятельности и объектами, привлекающими внимание непроизвольно. Выжидательное внимание или бдительность – деятельность человека состоит в ожидании определенного типа сигналов, в то время как объект внимания как таковой здесь отсутствует. Послепроизвольным вниманием называют такой вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного). Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленный на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют: внутреннее (интеллектуальное) и внешнее (сенсорное и моторное) внимание. Основными видами внимания являются: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, указательных знаков, предметов). Непроизвольное внимание не связано с участие воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе связано с сосредоточенностью и направленностью мысли [21].
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
1) Устойчивость
внимания проявляется в
2) Сосредоточенность
внимания проявляется в
3) Переключаемость
внимания понимается как его
перевод с одного объекта на
другой, с одного вида деятельности
на другой. Данная характеристика
человеческого внимания
4) Распределение
внимания – его следующая
5)Объем внимания –
это такая его характеристика,
которая определяется
С момента рождения у человека
развивается два основных вида внимания:
непроизвольное, направляемое внешними
стимулами и произвольное, управляемое
самим человеком. Развитие непроизвольного
внимания включает в себя три системы
внимания, которые прямо связаны
с созреванием соответствующих
отделов головного мозга
На первом этапе – с момента рождения
к 2 - 3 неделям у ребенка возникает реакция
слухового сосредоточения на громком
звуке, выражающаяся в прекращении движений,
но он еще не способен к зрительной фиксации,
и поэтому прослеживает только взглядом
движущиеся объекты. К 4 неделям младенец
осваивает зрительное сосредоточение
– фиксирование взгляда на неподвижном
объекте. Эти фиксации длительны и навязчивы,
младенец вынужденно удерживает взгляд
на объекте до 15 минут. Данная форма внимания
называется «облигаторной» или «обязательной»
и обусловлена особенностями функционирования
мозговой системы ориентировки внимания.
В этот период до 2 месяцев развивается
система бдительности, или настороженности,
отвечающая за «достижение и поддержание
состояния готовности» - поддержание определенного
уровня бодрствования, и в частности состояния
бдительности. Она вступает в действие,
когда решаемая человеком задача требует
длительного ожидания какого – либо объекта
или сигнала к действию. С одной стороны,
за бдительностью стоит общий тонус, или
уровень активации организма и мозга.
С другой стороны, бдительность обычно
предполагает, что за появлением сигнала
последует ответ, и чем более бдителен
человек, тем быстрее ответ [11].
На втором этапе – в возрасте от 2 – 3 до
6 месяцев, когда малыш осваивает не только
перенаправления внимания с одного места
в окружающем пространстве на другое,
но и фиксацию отдельных зрительных объектов
посредством управления движения глаз
начинает развиваться система ориентировки,
или направления внимания, ответственна
за выбор того, что станет объектом внимания.
Она участвует в привлечении внимания
к определенным объектам или местам в
окружающем мире и обеспечивает отвлечение
внимания от уже обследованных объектов
или мест для того, чтобы оно могло быть
переключено куда – то еще. Начинает формироваться
ориентировочный рефлекс – непроизвольная
реакция на новизну раздражителя, который
включает в себя целый ряд двигательных,
вегетативных, нейрофизиологических и
сенсорных компонентов. С ним связаны
поворот глаз и головы в направлении раздражителя;
изменение дыхания и тонуса мышц; расширение
сосудов головного мозга и повышение уровня
активации его коры, которое выражается
в характерных изменениях мозговых ритмов;
наконец, снижение порогов чувствительности
отдельных органов чувств: познающий субъект
становиться способен к распознаванию
более слабых сигналов. Ориентировочная
реакция возникает в случае, если вновь
поступающая информация о стимуле расходиться
со следами, оставшимися в нервной системе
в результате предыдущего воздействия
этого стимула. Эти следы получили название
«нервная модель стимула». Если мы встречаемся
с некоторым стимулом впервые, ориентировочный
рефлекс не может не возникнуть. Если же
стимул уже появлялся ранее, то сопоставление
этого стимула с его нервной моделью может
дать два результата. Либо они одинаковы,
либо различаются по какому – то признаку.
В первом случае ориентировочный рефлекс
угасает, тогда как регистрация различий
между взаимодействием и «нервной моделью
стимула» приводит к появлению или усилению
ориентировочного рефлекса [21].
На третьем этапе – с 5 – 6 месяцев ребенок
уже может сосредоточиться на объекте
по своему собственному выбору. Концентрация
его внимания довольно высока и если его
отвлекают от объекта внимания, то он может
начать капризничать, так как не может
продолжать заниматься тем, что его заинтересовало
и одновременно слушать собеседника. Начиная
с этого периода и далее происходит становление
системы управления вниманием или исполнительного
контроля, которая является магистральной
линией в развитии внимания, равно как
и в общем развитии ребенка, поскольку
ей принадлежит едва ли не ведущая роль
в управлении поведением, так как обеспечивает,
прежде всего «разрешение конфликтов»
между реакциями на события в окружающем
мире.
Задачи этой системы – установление того,
что попадает, а что не попадает в сознание,
на что следует и на что не следует реагировать.
Среди ее функций – следование инструкциям,
которые человек может получить извне,
так и сформулировать самостоятельно.
Иными словами, система исполнительного
контроля участвует в обеспечении целенаправленности
познания и предметных действий. Она непременно
задействована в решении задач, в которых
заложено противоречие между несколькими
источниками информации или возможными
действиями, требующими внимания. Эти
этапы – только первые шаги в становлении
мозговых механизмов внимания. Процесс
их созревания продолжается на протяжении
всего детства и завершается примерно
к 9-10 годам.
В следующие этапы развития ребенка к
2 – 3 годам малыш уже может переключать
свое внимание на взрослого и обратно
на свое занятие, а к 3 – 4 годам переключаемость
еще возрастает. Развитие внимания в раннем
детстве тесно связано с освоением целого
ряда новых для ребенка навыков: прежде
всего это ходьба, речь и простая предметная
деятельность. Освоение ходьбы ведет к
расширению круга возможных объектов
внимания. А когда ребенок учиться говорить
и понимать речь, он должен научиться удерживать
внимание не только на предметах, но и
на обозначающих их словах. Особая задача
для малыша заключается в удерживании
внимания на инструкциях, которые дает
взрослый: если ребенок отвлечется в самом
начале речевой инструкции, то в результате
не сможет выполнить и требуемого действия.
Потом, в дошкольном возрасте, слова сами
станут для ребенка средствами организации
его внимания, но сначала малыш должен
научиться удерживать внимание на обращенные
к нему высказываниях. Поэтому очень важно,
чтобы взрослые, взаимодействуя с ребенком,
придавали своим словам эмоциональную
окраску. Наконец, освоение предметной
действительности, в частности в форме
манипуляцией с различными предметами,
приводит к тому, что ребенок начинает
обращать внимание на все большее число
признаков этих признаков, особенно на
те признаки, которые значимы для выполнения
деятельности. Например, ложкой удобно
зачерпывать суп, вилкой – уже затруднительно,
а ножом и вовсе невозможно. Однако и на
этом этапе развития внимание все еще
направляется новизной объектов, с которыми
сталкивается ребенок.
В 4 – 5 лет у ребенка появляется способность
распределять внимание: на короткое время
он может удерживать внимание одновременно
на двух объектах или действиях. Например,
малыш может одновременно что – то показывать
и рассказывать. Он уже способен выполнять
определенную задачу и слушать советы
взрослого, музыкальную пластинку или
читаемую слух сказку, не отрываясь от
дела. Только при усложнении задачи ребенку
приходиться сосредотачиваться на ней
и отвлекаться от всего остального.
Примерно в этом же возрасте внимание
ребенка начинает обретать особенности,
характерные для внимания взрослого человека:
оно становиться не только произвольным,
но и опосредованным. Ребенок начинает
обучаться тому, на что, когда и на какое
время ему следует обращать внимание.
До 5 лет опосредствование детского внимания
– прежде всего внешнее. В качестве ведущих
средств организации внимания ребенка
выступают указательные жесты и речь взрослого.
Например, мать называет предмет или указывает
на него, и в результате ребенок выделяет
этот предмет среди прочих и сосредотачивается
на нем. Потом ребенок сам может назвать
предмет, чтобы выделить его и сосредоточиться.
Таким образом, внимание ребенка сначала
опосредованно речью взрослого, а потом
- своей собственной речью, которая тогда
же приобретает функцию планирования
действий. К 7 годам управление вниманием
и его опосредствование постепенно становиться
внутренним.
Наконец, к 10 – 12 годам, когда происходит
значительный скачок в умственном развитии
ребенка, складываются абстрактное мышление
и логическая память, вновь изменяются
и показатели свойств внимания. Возрастают
его объем и концентрация, оно делается
более устойчивым. Эти изменения обусловлены
уже не столько созреванием мозга, сколько
завершением становления всей системы
высших психических функций ребенка, их
взаимопроникновением и слаженной совместной
работой.
Развитие внимания продолжается на протяжении
всей жизни человека, но организм стареет,
а вместе с ним стареет и мозг. Нейронная
активность лобных долей мозга, связанная
с направлением и удержанием внимания,
тоже снижается, что приводит к снижению
функционирования различных видов внимания
и к ухудшению показателей его свойств.
Внимание становится рассеянным, резко
снижается его переключаемость, в мышлении
нередки персеверации, заметно ухудшается
память, возрастает отвлекаемость. Данный
процесс называется процессом когнитивного
замедления [11].