Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями . Успешное обучение и воспитание детей этой категории, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Проблема изучения внимания в трудах отечественных ученых

1.2 Развитие внимания в онтогенезе
1.3 Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

1.3 ОСОБЕННОСТИ  ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИК С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧНСКОГО  РАЗВИТИЯ

Установлено, что всем детям  с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых  детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно  снижается. У других – сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую  часть задания. Также встречаются  дети с ЗПР, которым свойственна  нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей  характерно снижение долговременной и  кратковременной памяти, произвольного  и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная  устойчивость запоминания (особенно при  большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности [12].

 

Выявлено, что детям с  ЗПР необходимо больше времени, чем  их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации [13].

 

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И, Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). Многие авторы отмечают недостаточную сформированность произвольного внимания у младших школьников с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения [12; 16].

 

Недостатки произвольного  внимания – одна из существенных характеристик  познавательной деятельности при задержке психического развития (ЗПР), составляющей, в свою очередь, основное ядро неуспеваемости младших школьников. З. Тржесоглава, описывая психические особенности детей с легкой дисфункцией мозга, являющейся основой ЗПР, указывает, что нарушения внимания отмечается у 93,3% таких детей (1986, с.29).

 Именно особенности  развития произвольного внимания  и отличия в степени его  сформированности у неуспевающих младших школьников, являются основным симптомом и одной из причин, которыми учителя начальных классов объясняют неуспеваемость. В проанализированных нами характеристиках у учащихся с ЗПР из массовой школы недостатки внимания отмечаются учителями в 92% [15]

 

При задержке психического развития недостаточный уровень  внимания – одна из существенных и  заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать  или работать более 5-10 мин. Следует  отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжете внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других – сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

 

Частые переходы от состояния  активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих  настроений тесно связаны с нервно-психическим  состоянием детей и возникают  порой без видимых причин. Но и  внешние обстоятельства (сложность  задания, большой объем работы) могут  выводить школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особенно резко проявляются  нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного  напряжения.

 

Собственное бессилие, невозможность  сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить  новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя  неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

 

Для большинства детей  с ЗПР характерно ослабленное  внимание к вербальной (словесной) информации [12]. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние [2].

 

По данным Л.Ф. Чупрова [14], полученных при использовании разных методик, исследующих различные свойства внимания, у младших школьников с ЗПР имеет место нарушение всех основных свойств произвольного внимания: устойчивости, концентрации, переключаемости, распределяемости, избирательности. Отличия в показателях, характеризующих различные свойства произвольного внимания, от нормы выражены достаточно отчетливо при выполнении заданий любой степени сложности. Анализ результатов выполнения различных заданий показал, что такие характеристики, как ошибки при выполнении заданий методик, наиболее информативны для обнаружения нарушений произвольного внимания у детей с ЗПР.

 

При анализе результатов  выполнения детьми с нормальным психическим  развитием и с ЗПР достоверные  отличия обнаруживаются по показателям  переключения внимания и распределяемость внимания [15].

 

Временные показатели и ошибки при выполнении заданий на произвольное внимание обнаруживают нарушения внимания у 93,3% учащихся с ЗПР. Дети с ЗПР  допускают в 3,7 раза больше ошибок, чем  нормально развивающиеся сверстники. Также установлено, что дети с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, выполняя задание быстрее, допускали существенно большее количество ошибок, выявляют в два раза больший дефицит концентрации, имеют более низкий по сравнению с нормой объем работы, во второй части задания допускают в 4,4 раза больше ошибок и оказываются менее продуктивными, имеют нарушения избирательности внимания у детей с ЗПР, связанные как с другими свойствами произвольного внимания (недостатки переключаемости и распределяемости), так и с особенностями их деятельности [14].

 

Наибольшие отличия детей  с ЗПР от нормально развивающихся  сверстников обнаруживаются по таким  свойствам произвольного внимания, как переключаемость, распределяемость, избирательность, обеспечивающих селективность восприятия. Такие свойства произвольного внимания, как устойчивость и концентрация, направленные на обеспечение оптимального уровня активности, нарушены у всех учащихся с ЗПР

 

 

 

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР), систематически осуществляемое педагогами специальной учреждений образования в процессе обучения, направлено на решение ряда задач. Оно необходимо для правильной организации учебно-воспитательного процесса, для построения системы индивидуально-коррекционной работы, для определения педагогом, воспитателем и врачом-психоневрологом единых требований к учащемуся. Это и обусловила актуальность цели исследования курсовой работы - на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. 
 
В процессе решения задач перечисленных во введении курсовой работы мы пришили к следующим заключениям: 
 
 
1.     Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту; Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание – это также более низшая форма его развития, чем опосредованное. Выделяют следующие свойства внимания: концентрация или интенсивность, объём внимания, переключаемость, распределение, устойчивость, избирательность. Среди причин нарушения внимания выделяют: астенические явления, несформированность механизма произвольности у детей, слабое развитие интеллектуальной активности, несформированность мотивации, недостаточное развитие чувства ответственности, органические признаки церебрально-органического генеза 
 
2.     В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе.

Особенности внимания детей  с задержкой психического развития: 
 
1) Неустойчивость (чрезмерная подвижность внимания, не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью); 
 
2)  Низкая концентрация (неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость, колебания внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость, утомляемость, чрезмерная концентрация на одном объекте деятельности); 
 
3)  Снижена избирательность (снижена настройка внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех, проявление инертности, фрагментарное усвоение информации); 
 
4) Узкий объем внимания (не могут сосредоточиться на большом количестве объектов, степень ясности и отчетливости воспринимаемых объектов снижена); 
 
5)  Снижено распределение (отсутствие контроля собственных действий, особым отвлекающим раздражителем является речь, уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу); 
 
6)  Нарушено переключение («прилипание внимания», сниженная способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой).

3. Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы, направленность личности [17]. Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение [18]. В классической психологии внимание часто отождествляют с ясной, отчетливой областью сознания [18]. Попадая в эту область, объекты нашей деятельности осознаются нами намного лучше, их изменения лучше замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Оно не только переводит и удерживает объект в зоне ясного сознания, но и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних для данной деятельности объектах и явлениях. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью [20]. Оно помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов [12]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
1.     Бабкина, Н. В.Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002.-№ 5. - С.40 - 45. 
 
2.     Блинова, Л.Н.  Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР / Л.Н. Блинова.  – М., 2002. 
 
3.     Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 2. — С.53 — 54. 
 
4.     Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А. Власава. - М., 1973. 
 
5.     Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984. 
 
6.     Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004. 
 
7.     Иденбаум, Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях: сообщение 1 / Е. Л. Иденбаум, А. А. Гостар / Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 4 - 10. 
 
8.     Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития / П.Д. Лебедева  – СПб., 2004. 
 
9.     Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.,2003. 
 
10. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихическая диагностика / И.Ф. Марковская. — М., 1993. 
 
11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 622 с.

 

12. Лебединская К.С. Задержка психического развития и пути её преодоления: Обзорная информация. Вып. 13. – М.: 1976. – 47 с.

13. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.

14. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий // Журнал практического психолога. – 2000. – № 10-11. – С. 184-192.

15. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.

16. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.

17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. ( Курс лекций). – М., 2001. – 458 с.

18. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник для студентов средних педагогических заведений / под редакцией И.В. Дубровской. – М.: Академия, 2001. – 464 с.

19. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. – М., 2000. – 528 с.

20. Коломинский А.М. Человек: психология. – М.: Просвещение, 2004. – 376 с.

21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М., Академия, 1998.

22.Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2003. Кн 2: Возрастная психология. – 688 с


Информация о работе Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития