Особенности работы психолога в рамках дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:46, отчет по практике

Описание работы

Цель практики:
1. приобретение теоретических знаний и практической работы психолога в сфере образования;
2. освоение умений ставить цели, формировать задачи индивидуальной и совместной деятельности психолога-педагога;
3. формирование профессиональной позиции психолога-педагога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
Задачи:
1. подготовить и реализовать психодиагностические исследования речевых процессов детей старшего дошкольного возраста;
2. обработать и представить полученные в ходе исследования данные;
3. вынести практические рекомендации, предложения по практической работе в сфере дошкольного образования.

Содержание работы

Введение
1. Психодиагностическое исследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста
2. Психолого-педагогическая программа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Отчёт по педагогической практике 1.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Черкесский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Педагогическая практика

Тема

Особенности  работы психолога  в рамках дошкольного образования.

Фамилия студента

Кондратенко

Имя студента

София

Отчество студента

Нурбиевна

№ контракта

00400080701012

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Абдокова Л.Ю.

Направление на практику


 

 

 

 

Содержание

 

Введение.............................................................................................................3

 

 

1. Психодиагностическое  исследование речевого развития  детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................5

2. Психолого-педагогическая программа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста........................................................................................12

 

Заключение..........................................................................................................19

 

Список использованных источников.................................................................21

 

Приложения..........................................................................................................22

Введение

 

Я, Кондратенко София Нурбиевна проходила педагогическую практику в   НОУ ЦРР "Совёнок". Продолжительность практики с 19 января по 01 февраля 2012 года, что составляет две недели.

Цель  прохождения:

приобретение  теоретических знаний и практической работы психолога в сфере образования;

освоение  умений ставить цели, формировать  задачи индивидуальной и совместной деятельности психолога-педагога;

формирование профессиональной позиции  психолога-педагога, мировоззрения, стиля  поведения, освоение профессиональной этики.

Задачи:

подготовить и реализовать психодиагностические исследования речевых процессов  детей старшего дошкольного возраста;

обработать и представить полученные в ходе исследования данные;

вынести практические рекомендации, предложения по практической работе в сфере дошкольного образования.

Объектом исследования является психоречевое развитие детей старшего дошкольного  возраста;

Предмет исследования — уровень  сформированности речевых процессов  детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

достигли определенной степени зрелости различные 
структуры головного мозга;

правильно и координирование работали голосовые и 
дыхательные системы, органы артикуляции;

были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

формировалась потребность  в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

♦ способность говорить;

♦   способность понимать сказанное.

К старшему дошкольному  возрасту ребенок овладевает:

самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);

звуковой формой слов;

значением слова;

грамматическим строем речи.

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи — чтению и письму.

Основная часть

  • 1. Психодиагностическое исследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

  • В психодиагностическом исследовании нами были использованы следующие методики диагностики речи:

    Методика № 1 «Расскажи о предмете», автор Гаврина С.Е.

    Ребенку предлагается описать как  можно подробней нарисованный на картинке предмет, рассказать какой он. Набор картинного материала содержат предметы, действия, качества, встречающиеся в обиходе часто и сравнительно редко /конура, бинокль, скачет, путешествует и т.н./. Картинный материал подбирается либо по тематическому признаку /учебные принадлежности, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д

    Ответы детей оценивались  по 3 бальной шкале.

    1 балл – не смог  подобрать определения к большинству  понятий;

    2 балл- назвал 1 -2 определения;

    3 балла – ребенок  назвал не менее трех определений, подходящих по смыслу к данному понятию

    Методика № 2 «Назови одним словом», автор Волкова Г.А.

    Ребенку предлагается набор  картинок, обозначающих видовые понятия и задается вопрос: "Как все эти предметы можно назвать одним словом /стул, стол, 
    шкаф, кровать ...?/"

    Оценка результатов  также производилась по 3 бальной  шкале:

    1 балл- назвал неправильно  или не назвал 3-4 группы предметов;

    2 балла – назвал  правильно ли не назвал 3-4 группы  предметов;

    3 балла – умеет пользоваться  обобщающими словами, назвал все группы предметов правильно.

    Методика №3 «Расскажи по картинке», автор Гаврина С.Е.

    Детям предлагаются серия картинок с изображением персонажей сказок. Ребенка просят назвать сказки, рассказать, о чем они.

    1 балл – не назвал сказки, не смог пересказать содержание;

    2 балла – назвал 2-3 сказки, вспомнил  содержание с небольшой помощью  взрослого;

    3 балла – ребенок правильно  назвал сказки, коротко пересказал  их содержание.

       Психодиагностическое исследование  проводилось среди детей пятилетнего  возраста, в количестве 14 человек.

               В  ходе проведённого исследования  были получены следующие данные:

     

    Рис.1. Результаты диагностики  речи.

    Из 14 обследованных  детей, высокий уровень сформированности речи обнаружился только у одного ребенка, средний уровень речевого развития показали 6 детей, 7 детей с заданием не справились.

     

     

    2 гРис.2 Данные, полученные в результате тестирования с помощью методики «Назови одним словом», автор Волкова Г.А».

    7 детей вновь показали низкие  результаты  развития речи.

    Рисунок 3. Данные, полученные детьми в результате тестирования с помощью  методики: «Расскажи по картинке», автор  Гаврина С.Е. Большинство опрошенных детей с заданием не справились.

     

    Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Цель констатирующего  эксперимента: обследование словаря  детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи констатирующего эксперимента:

    1. Определить две группы детей  (контрольная и экспериментальная)

    2. Подобрать методики для обследования  словаря детей старшего дошкольного  возраста.

    3. Определить критерии развития  словаря детей старшего дошкольного  возраста.

    4. Провести обследования словаря  детей старшего дошкольного возраста.

    Всего в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Дети были поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу.

    Экспериментальная группа:

    В. Лиза (5,5 л.)

    С. Слава (5,8 г.)

    Р. Кирилл (5,6 г.)

    М. Аня (5,7 г.)

    Л. Оля (6,2 г.)

    Контрольная группа:

    З. Ваня (6, 3 г.)

    Г. Вова (5, 5 г.)

    К. Лена (5, 10 г.)

    С. Юля (5,9 г.)

    Д. Олег (6,1 г.)

    Для определения уровня развития словаря  детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальной и  контрольной группы были предложены три методики.

    При проверке уровня развития словаря  основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание  значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.

    В первой методике Ф. Г. Даскаловой были следующие задания:

    Детям предлагались задания на определение  – "Что такое…?" и "Что значит слово?".

    Для удобства подсчетов баллы переводятся  следующим образом:

    1 балл – низкий уровень развития словаря;

    2 балла - средний уровень развития  словаря;

    3 балла – высокий уровень  развития словаря.

    Во второй методике В.И. Яшиной "Диагностика  лексического развития" детям предлагались три задания:

    Задание №1. Классификация понятий

    Задание № 2. Подбор синонимов

    Задание № 3. Подбор определений

    Для удобства подсчетов баллы переводятся  следующим образом:

    1 балл – низкий уровень развития  словаря;

    2 балла - средний уровень развития  словаря;

    3 балла – высокий уровень  развития словаря.

    В третьей методике Н.И. Гуткиной "Проверка словарного запаса (на уровне слов)" детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.

    Для удобства подсчетов баллы переводятся  следующим образом:

    1 балл – низкий уровень развития  словаря;

    2 балла - средний уровень развития словаря;

    3 балла – высокий уровень  развития словаря.

    2) Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп.

    В таблице 1 представлены результаты обследования словарного запаса детей  экспериментальной группы.

    Таблица 1. Результаты обследования экспериментальной  группы на констатирующем эксперименте.

    ФИ

    Воз-раст

    1-я методика

    2-я методика

    3-я методика

    Общий балл по методикам

    Уровень словарного запаса

    1

    В. Лиза

    5,5

    2 б.

    2 б.

    2 б.

    6 б.

    Средний

    2

    С. Слава

    5,8

    3 б.

    2 б.

    3 б.

    8 б.

    Высокий

    3

    Р. Кирилл

    5,6

    1 б.

    2 б.

    2 б.

    5 б.

    Средний

    4

    М. Аня

    5,7

    1 б.

    1 б.

    1 б.

    3 б.

    Низкий

    5

    Л. Оля

    6,2

    1 б.

    1 б.

    2 б.

    4 б.

    Низкий


     

    В таблице 2 представлены результаты обследования словарного запаса детей  контрольной группы.

    Таблица 2. Результаты обследования контрольной  группы на констатирующем эксперименте

     

    ФИ

    Воз-раст

    1-я методика

    2-я методика

    3-я методика

    Общий балл по методикам

    Уровень словарного запаса

    1

    З. Ваня

    6,3

    1 б.

    1 б.

    1 б.

    3 б.

    Низкий

    2

    Г. Вова

    5,5

    3 б.

    3 б.

    3 б.

    9 б.

    Высокий

    3

    К. Лена

    5,10

    1 б.

    2 б.

    2 б.

    5 б.

    Средний

    4

    С. Юля

    5,9

    2 б.

    2 б.

    1 б.

    5 б.

    Средний

    5

    Д. Олег

    6,1

    1 б.

    1 б.

    2 б.

    4 б.

    Низкий


     

    При диагностическом обследовании детей экспериментальной и контрольной  групп было видно, что у дошкольников есть проблемы в словарном запасе.

    При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод.

    То  есть у них вызывали проблемы обозначение  абстрактных существительных.

    При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов).

    При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное  определение понятий и отобрать соответствующие картинки.

    А при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.

    Результаты  констатирующего эксперимента были представлены в виде сводной диаграммы  обеих групп.

     

  • 2. Психолого-педагогическая программа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

  • Занятие 1. «Что такое звук, слово, предложение?»

    Цель: уточнить представления  детей о звуковой и смысловой  стороне слова.

    Взрослый  спрашивает: «Какие звуки ты знаешь7 (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово., стол7 (Предмет мебели )»

    Все, что нас окружает, имеет  свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово7»

    Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, 
    растения.

    Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, 
    родных и близких, У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных...(клички).

    Информация о работе Особенности работы психолога в рамках дошкольного образования