Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:46, отчет по практике
Цель практики:
1. приобретение теоретических знаний и практической работы психолога в сфере образования;
2. освоение умений ставить цели, формировать задачи индивидуальной и совместной деятельности психолога-педагога;
3. формирование профессиональной позиции психолога-педагога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
Задачи:
1. подготовить и реализовать психодиагностические исследования речевых процессов детей старшего дошкольного возраста;
2. обработать и представить полученные в ходе исследования данные;
3. вынести практические рекомендации, предложения по практической работе в сфере дошкольного образования.
Введение
1. Психодиагностическое исследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста
2. Психолого-педагогическая программа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Черкесский |
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
Педагогическая практика |
Тема |
Особенности работы психолога в рамках дошкольного образования. |
Фамилия студента |
Кондратенко |
Имя студента |
София |
Отчество студента |
Нурбиевна |
№ контракта |
00400080701012 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
Абдокова Л.Ю. |
Направление на практику |
|
Введение......................
1. Психодиагностическое
исследование речевого
2. Психолого-педагогическая
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Приложения....................
Я, Кондратенко София Нурбиевна проходила педагогическую практику в НОУ ЦРР "Совёнок". Продолжительность практики с 19 января по 01 февраля 2012 года, что составляет две недели.
Цель прохождения:
приобретение теоретических знаний и практической работы психолога в сфере образования;
освоение умений ставить цели, формировать задачи индивидуальной и совместной деятельности психолога-педагога;
формирование профессиональной позиции психолога-педагога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
Задачи:
подготовить и реализовать
обработать и представить
вынести практические рекомендации, предложения по практической работе в сфере дошкольного образования.
Объектом исследования является психоречевое развитие детей старшего дошкольного возраста;
Предмет исследования — уровень сформированности речевых процессов детей старшего дошкольного возраста.
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
достигли определенной
степени зрелости различные
структуры головного мозга;
правильно и координирование работали
голосовые и
дыхательные системы, органы артикуляции;
были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
♦ способность говорить;
♦ способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
звуковой формой слов;
значением слова;
грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи — чтению и письму.
В психодиагностическом исследовании нами были использованы следующие методики диагностики речи:
Методика № 1 «Расскажи о предмете», автор Гаврина С.Е.
Ребенку предлагается описать как можно подробней нарисованный на картинке предмет, рассказать какой он. Набор картинного материала содержат предметы, действия, качества, встречающиеся в обиходе часто и сравнительно редко /конура, бинокль, скачет, путешествует и т.н./. Картинный материал подбирается либо по тематическому признаку /учебные принадлежности, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д
Ответы детей оценивались по 3 бальной шкале.
1 балл – не смог
подобрать определения к
2 балл- назвал 1 -2 определения;
3 балла – ребенок
назвал не менее трех определен
Методика № 2 «Назови одним словом», автор Волкова Г.А.
Ребенку предлагается набор
картинок, обозначающих видовые понятия и задается вопрос:
"Как все эти предметы можно назвать
одним словом /стул, стол,
шкаф, кровать ...?/"
Оценка результатов также производилась по 3 бальной шкале:
1 балл- назвал неправильно или не назвал 3-4 группы предметов;
2 балла – назвал правильно ли не назвал 3-4 группы предметов;
3 балла – умеет пользоваться обобщающими словами, назвал все группы предметов правильно.
Методика №3 «Расскажи по картинке», автор Гаврина С.Е.
Детям предлагаются серия картинок с изображением персонажей сказок. Ребенка просят назвать сказки, рассказать, о чем они.
1 балл – не назвал сказки, не смог пересказать содержание;
2 балла – назвал 2-3 сказки, вспомнил
содержание с небольшой
3 балла – ребенок правильно назвал сказки, коротко пересказал их содержание.
Психодиагностическое
В
ходе проведённого
Рис.1. Результаты диагностики речи.
Из 14 обследованных
детей, высокий уровень
2 гРис.2 Данные, полученные в результате тестирования с помощью методики «Назови одним словом», автор Волкова Г.А».
7 детей вновь показали низкие результаты развития речи.
Рисунок 3. Данные, полученные детьми в результате тестирования с помощью методики: «Расскажи по картинке», автор Гаврина С.Е. Большинство опрошенных детей с заданием не справились.
Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель констатирующего эксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего
1. Определить две группы детей
(контрольная и экспериментальн
2. Подобрать методики для
3. Определить критерии развития
словаря детей старшего
4. Провести обследования словаря
детей старшего дошкольного
Всего в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Дети были поделены на две группы: экспериментальную группу и контрольную группу.
Экспериментальная группа:
В. Лиза (5,5 л.)
С. Слава (5,8 г.)
Р. Кирилл (5,6 г.)
М. Аня (5,7 г.)
Л. Оля (6,2 г.)
Контрольная группа:
З. Ваня (6, 3 г.)
Г. Вова (5, 5 г.)
К. Лена (5, 10 г.)
С. Юля (5,9 г.)
Д. Олег (6,1 г.)
Для определения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста у детей экспериментальной и контрольной группы были предложены три методики.
При проверке уровня развития словаря основное внимание обращается на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, степень его обобщенности, умение пользоваться выразительными средствами языка и употреблять их в связной речи.
В первой методике Ф. Г. Даскаловой были следующие задания:
Детям предлагались задания на определение – "Что такое…?" и "Что значит слово?".
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровень развития словаря;
2 балла - средний уровень развития словаря;
3 балла – высокий уровень развития словаря.
Во второй методике В.И. Яшиной "Диагностика лексического развития" детям предлагались три задания:
Задание №1. Классификация понятий
Задание № 2. Подбор синонимов
Задание № 3. Подбор определений
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень развития словаря;
3 балла – высокий уровень развития словаря.
В третьей методике Н.И. Гуткиной "Проверка словарного запаса (на уровне слов)" детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.
Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом:
1 балл – низкий уровень
2 балла - средний уровень развития словаря;
3 балла – высокий уровень развития словаря.
2) Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
В процессе обследования словарного запаса детей на констатирующем эксперименте учитывались все критерии, по которым в дальнейшем шла оценка уровней развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп.
В таблице 1 представлены результаты обследования словарного запаса детей экспериментальной группы.
Таблица 1. Результаты обследования экспериментальной группы на констатирующем эксперименте.
№ |
ФИ |
Воз-раст |
1-я методика |
2-я методика |
3-я методика |
Общий балл по методикам |
Уровень словарного запаса |
1 |
В. Лиза |
5,5 |
2 б. |
2 б. |
2 б. |
6 б. |
Средний |
2 |
С. Слава |
5,8 |
3 б. |
2 б. |
3 б. |
8 б. |
Высокий |
3 |
Р. Кирилл |
5,6 |
1 б. |
2 б. |
2 б. |
5 б. |
Средний |
4 |
М. Аня |
5,7 |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
3 б. |
Низкий |
5 |
Л. Оля |
6,2 |
1 б. |
1 б. |
2 б. |
4 б. |
Низкий |
В таблице 2 представлены результаты обследования словарного запаса детей контрольной группы.
Таблица 2. Результаты обследования контрольной группы на констатирующем эксперименте
№ |
ФИ |
Воз-раст |
1-я методика |
2-я методика |
3-я методика |
Общий балл по методикам |
Уровень словарного запаса |
1 |
З. Ваня |
6,3 |
1 б. |
1 б. |
1 б. |
3 б. |
Низкий |
2 |
Г. Вова |
5,5 |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
9 б. |
Высокий |
3 |
К. Лена |
5,10 |
1 б. |
2 б. |
2 б. |
5 б. |
Средний |
4 |
С. Юля |
5,9 |
2 б. |
2 б. |
1 б. |
5 б. |
Средний |
5 |
Д. Олег |
6,1 |
1 б. |
1 б. |
2 б. |
4 б. |
Низкий |
При диагностическом обследовании
детей экспериментальной и
При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод.
То есть у них вызывали проблемы обозначение абстрактных существительных.
При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали первое задание (классификация понятий) и второе задание (подбор синонимов).
При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки.
А при подборе синонимов проблемы возникли со словами: хмурый, трусливый, смеяться, старый.
Результаты констатирующего эксперимента были представлены в виде сводной диаграммы обеих групп.
Занятие 1. «Что такое звук, слово, предложение?»
Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.
Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь7 (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово., стол7 (Предмет мебели )»
Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово7»
Слово звучит и называет все предметы
вокруг, имена, животных,
растения.
Что такое имя? Как мы
различаем друг друга? По именам. Назови
имена своих родителей,
родных и близких, У нас в доме есть кошка,
собака. Как их зовут? У людей имена, а у
животных...(клички).
Информация о работе Особенности работы психолога в рамках дошкольного образования