Особенности работы психолога в рамках дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:46, отчет по практике

Описание работы

Цель практики:
1. приобретение теоретических знаний и практической работы психолога в сфере образования;
2. освоение умений ставить цели, формировать задачи индивидуальной и совместной деятельности психолога-педагога;
3. формирование профессиональной позиции психолога-педагога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
Задачи:
1. подготовить и реализовать психодиагностические исследования речевых процессов детей старшего дошкольного возраста;
2. обработать и представить полученные в ходе исследования данные;
3. вынести практические рекомендации, предложения по практической работе в сфере дошкольного образования.

Содержание работы

Введение
1. Психодиагностическое исследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста
2. Психолого-педагогическая программа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Отчёт по педагогической практике 1.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть7 спать7 ездить7

— Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»
Из этих слов понятно, для чего они нужны.

У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь?

 Чем буква отличается  от звука?(Буква пишется и читается, звук произносится.)

Из букв мы складываем слоги и слова

Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша) А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна7 Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стаc, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, 
Лена, Митя, Люба).

— Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

Занятие 2. «Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки  — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или  пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

- Назови животных и их детенышей.

- Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, 
корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)1?

Занятие 3. «Расскажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: 
подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки) Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

- Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

 «Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу  назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая. 
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». 
От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

Составление рекомендаций по развитию речи у детей старшего дошкольного  возраста

Цель составления рекомендация: предложить примеры организации  занятий по театрализованной деятельности с детьми экспериментальной группы.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Написать конспекты занятий.

2. Определить занятия по театрализованной деятельности с экспериментальной группой для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.

Были подобраны виды работ, связанные  с театрализованной деятельностью  для развития словарного запаса детей  старшего дошкольного возраста. Для  этого был составлен календарно-тематический план на четыре недели.

Тематический план работы по развитию словарного запаса детей старшего возраста в процессе театрализованной деятельности дан в таблице 3.

Таблица 3. Тематический план.

 

 

 

№ занятия

Название занятия

Цель занятия

Занятие № 1.

"Учимся изображать"

Развитие диалогической и монологической речи. Обогащения словаря детей.

Занятие № 2.

"Превращения и театральная  игра"

Развитие воображения. Развитие и  обогащение словаря детей.

Занятие № 3.

"В мире сказок"

Развитие творческой активности. Обогащение словаря детей.

Занятие № 4.

"Играем в театр"

Развитие эмоций. Обогащение словаря  детей.

Занятие № 5.

"Учимся изображать зверей"

Вызывать у детей радостный  эмоциональный настрой; развивать  элементарные навыки мимики и жестикуляции; развивать и обогащать словарный  запас детей.

Занятие № 6.

"Давайте представим"

Обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о  театральной деятельности; развивать  и обогащать словарный запас  детей.

Занятие № 7.

"В мире волшебства"

Продолжать учить детей импровизировать  под музыку; развивать и обогащать  словарный запас детей.

Занятие № 8.

"Играем с воображаемыми предметами"

Формировать умение ребенка работать с воображаемым предметом; развивать  и обогащать словарный запас  детей.


 

Работа планировалась с учетом исследования словарного запаса детей, проведенного на констатирующем эксперименте.

Были сформулированы следующие  цели занятий:

Занятие № 1. "Учимся изображать".

Цели занятия:

1.  Развитие диалогической и монологической речи.

2.  Обогащения словаря детей.

Занятие № 2. "Превращения и театральная  игра".

Цели занятия:

1.  Развитие воображения.

2.  Развитие и обогащение словаря детей.

Занятие № 3. "В мире сказок"

Цели занятия:

1.  Развитие творческой активности.

2.  Обогащение словаря детей.

 

Занятие № 4. "Играем в театр".

Цели занятия:

1.  Развитие эмоций.

2.  Обогащение словаря детей.

Занятие № 5. Учимся изображать зверей".

Цели занятия:

1.  Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой.

2.  Развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.

3.  Развивать и обогащать словарный запас детей.

Занятие № 6. "Давайте представим".

Цели занятия:

1.  Обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о театральной деятельности.

2.  Развивать и обогащать словарный запас детей.

 

Занятие № 7."В мире волшебства".

Цели занятия:

1.  Продолжать учить детей импровизировать под музыку.

2.  Развивать и обогащать словарный запас детей.

Занятие № 8. "Играем с воображаемыми  предметами"

Цели занятия:

1.  Формировать умение ребенка работать с воображаемым предметом.

2.  Развивать и обогащать словарный запас детей.

 

Выводы:

По результатам констатирующего  эксперимента был сделан вывод, что  менее всего развит словарный  запас у М. Ани и Л. Оли, а  также присутствуют пробелы в  словарном запасе у В. Лизы, Р. Кирилла.

Таким образом, должно идти обогащение и развитие словарного запаса детей экспериментальной группы в процессе участия их в театрализованной деятельности.

Каждый новый вид работы объясняется  детям и повторяется до тех  пор, пока дети не усваивают необходимые  слова и их значения. Этому помогают такие виды работы, как "Составь рассказ", проигрывание этюда "Школа зверей", упражнение "Дорожка сказок"; театральная игра "Колобок", постановка под руководством воспитателя различных сценок и сказок.

Данные и подобные занятия по театрализованной деятельности используются при работе по обогащению словаря детей старшего школьного возраста.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление  познавательной деятельности, способности  к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Все эти упражнения, игры, занятия  можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут  изменяться. Они по-разному звучат.

Заключение

За время прохождения педагогической практики  были приобретены навыки проведения экспериментального исследования методом тестирования, анкетирования, получены навыки построения коррекционно-развивающей работы,  а также навыки обработки  данных.

Программа практической деятельности включала  в себя:

- психодиагностику речевого развития  детей; 

- коррекционно-развивающую работу  с детьми, направленную на развитие  речи.

 Организация психодиагностического  исследования, включала в себя  подбор материала диагностики,  проведение психодиагностического исследования и обработка полученных результатов.

При обработке полученных данных, обнаружилось, что большая часть  исследуемых нами детей испытывают трудности в построении фраз, описании предметов словами, т.е. имеют проблемы речевого развития.

Исходя из этого, нами была разработаны  и реализована за время прохождения  практики программа работы психолога-педагога, целью которой являлось развитие речи у детей старшего дошкольного  возраста.

Программа включала в себя игровые  упражнения на развитие активного словарного запаса детей, формирование словестно-логического мышления.

В дальнейшем планируется проведение повторного психодиагностического  исследования, с целью проверки эффективности  предложенной нами программы.

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении педагогической практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно изучать этический кодекс психолога-консультанта. Мне очень понравилось наблюдать за работой психолога.

Данная педагогическая практика поможет мне в дальнейшей работе психологом. Я приобрела огромный запас новых, необходимых знаний, для успешной работы психологом.

Я ознакомилась с очень  важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодится мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

Список использованных источников

1

 

Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика Новосибирск, 2006.

2

Гаврина С.Е. Большая книга тестов. Для детей 4-7 лет. М., 2006.

3

Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного  возраста, М., 2010.

4

Селиверстов В. И. Речевые игры с  детьми. М., 1994.

5

Бородин А. М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология".  М., 1981.

6

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т.  М., 1982 — 1984.

7

Приходько О. Г. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста. 2009.

8

Волкова Г.А., Николава А.А. О логопедической работе воспитателя в речевой группе детского сада. 1976.

9

Карпенко Л.А. Краткий психологический  словарь. 2010.

10

Сеченов И.М. Избранные сочинения. Т.1. М., 1952.

11

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? Пособие для учителя. М., 2005.


 

Приложения

А




Информация о работе Особенности работы психолога в рамках дошкольного образования