Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:50, реферат
Несовершеннолетние дети, подростки нуждаются в повседневной заботе. Им нужно жильё, содержание, образование, воспитание, здравоохранение, разумный досуг, позитивное общение, ласка, защита их детских прав и многое другое. Всё это охватывается ёмким понятием «попечение родителей», или «родительское попечение», и в обычных условиях эта многогранная забота о детях осуществляется родителями. Но если дети по каким-либо причинам остаются без попечения родителей, все эти и другие заботы берёт на себя государство, в первую очередь, в лице воспитательно-образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………..3 стр.
1. Характеристика социально-психологических особенностей выпускников детских домов…………………………………………………………….6 стр.
2. Особенности социально-педагогической поддержки выпускников детских домов……………………………………………………………………...10 стр.
Заключение…………………………………………………………….18 стр.
Литература……………………………………………………………..20 стр.
Российский государственный социальный университет
Уральский институт социального образования
в системе социальной работы
на тему «Особенности работы социального работника
с выпускниками учреждений интернатного типа для детей-сирот
и
оставшихся без попечения
родителей»
Выполнил:
…………….
Введение…………………………………………
Заключение………………………………………………
Литература………………………………………………
Введение
Несовершеннолетние дети, подростки нуждаются в повседневной заботе. Им нужно жильё, содержание, образование, воспитание, здравоохранение, разумный досуг, позитивное общение, ласка, защита их детских прав и многое другое. Всё это охватывается ёмким понятием «попечение родителей», или «родительское попечение», и в обычных условиях эта многогранная забота о детях осуществляется родителями. Но если дети по каким-либо причинам остаются без попечения родителей, все эти и другие заботы берёт на себя государство, в первую очередь, в лице воспитательно-образовательных учреждений.
Причин, по которым дети могут остаться без попечения родителей, много, и в их числе: смерть родителей, лишение их родительских прав, осуждение родителей к лишению свободы, тяжёлая болезнь или длительное отсутствие, уклонение от выполнения своих родительских обязанностей, отказ взять своих детей из родильного дома или другого учреждения, признание родителей недееспособными, социальные конфликты, порождающие беженцев, вынужденных переселенцев и потерянных родителями детей, гибель родителей от руки преступника.
Ныне проблема сиротства для России стала одной из острейших: число детей-сирот в стране составляло в 1991 г. 446 тысяч, в 1996 г. - 533 тысячи, в 1998 г. - 550 тысяч и ныне достигло, по разным источникам, от 660 до 800 тысяч. Из общего числа детей-сирот примерно 10 % - биологические сироты, т.е. дети, родители которых умерли. Остальные - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. Основные причины социального сиротства: лишение родительских прав - 70 %, отказ от ребёнка - 20 % и пребывание родителей в заключении - 10 %. Обостряют проблему усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев и вынужденных переселенцев, числа лиц, не имеющих определённого места жительства, и рост преступности.
Последствием данных социальных явлений, проблем является социальная дезадаптация подрастающего поколения - подростков, юношей и девушек, неспособных в дальнейшем найти своё место в обществе и наладить взаимоотношения с окружающими.
Молодое
поколение сегодня в
Социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создаёт условия, обеспечивающие их интеграцию в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.
Об
общественно-государственном
Подростки, юноши и девушки, которые выпускаются из учреждений интернатного типа, как правило, оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в поддержке: правовой, психологической, педагогической и других видах поддержки. Такую поддержку призваны оказывать образовательные учреждения профессионального образования, т.к. большинство выпускников детских домов получают начальное и среднее профессиональное образование.
С одной стороны, данная категория лиц законодательно защищена государством. Но с другой стороны, это не решает проблему социальной адаптации, т.к. выпускники детских домов не подготовлены к самостоятельной жизни в обществе, не имеют такого практического опыта, не умеют самостоятельно защищать и отстаивать свои права и социальные гарантии, имеют проблемы, связанные с взаимоотношениями в обществе.
Поэтому можно предположить, что обеспечение в образовательном учреждении профессионального образования социально-педагогической поддержки студентов - выпускников детских домов является необходимым условием их успешной социальной адаптации.
Цель:
определить содержание работы специалиста
по социальной работе по организации социально-педагогической
поддержки выпускников учреждений интернатного
типа.
1.
Характеристика социально-
Основные проблемы детей помимо их объективного психофизиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного образа жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказов от детей. Люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят полноценные семейные отношения. В этих условиях постоянно девальвируются такие социально важные ценности, как семья, брак, дети, родительство.
В последнее время многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже необходимый физиологический уровень содержания. Брошенные дети - следующая стадия распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стане отсутствует социально-психологическая и экономическая поддержка дезадаптированных матерей - группы риска по отказу от своих детей.
Современные воспитанники детских домов в большинстве своём являются жертвами социального сиротства. Среди них всё меньше становится детей хронических алкоголиков, с наследственными заболеваниями. Их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности. Воспитанники нового поколения отличаются более широким кругозором, у них имеется опыт потребления материальных благ. Как и в среде, из которой они вышли, для них типично отсутствие интеллектуальных потребностей. За годы пребывания в детском доме ребёнок осваивает социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности в современном мире. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальной жизнью.
Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка воспитанников к семейной жизни на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющих родителей, родственников.
Социализация как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твёрдую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищённости. В конечном итоге обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников учреждений интернатного типа, их экономическая независимость.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации (утратой важных личностных качеств), испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжёлые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, они находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребёнка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.
В этой ситуации детские дома, школы-интернаты и другие образовательные учреждения призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, её полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать правовую и психологическую защищённость воспитанников и выпускников. В этой деятельности определённую роль играет педагог-психолог учреждения, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков. Его функции в специфических условиях приобретают более целенаправленный характер:
Пребывание
детей в учреждениях
статус: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, дети, находящиеся под опекой, дети одиноких матерей, брошенные дети, отказные дети, подкидыши, дети из бедных семей, дети, родители которых находятся на длительном лечении;