Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:50, реферат
Несовершеннолетние дети, подростки нуждаются в повседневной заботе. Им нужно жильё, содержание, образование, воспитание, здравоохранение, разумный досуг, позитивное общение, ласка, защита их детских прав и многое другое. Всё это охватывается ёмким понятием «попечение родителей», или «родительское попечение», и в обычных условиях эта многогранная забота о детях осуществляется родителями. Но если дети по каким-либо причинам остаются без попечения родителей, все эти и другие заботы берёт на себя государство, в первую очередь, в лице воспитательно-образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………..3 стр.
1. Характеристика социально-психологических особенностей выпускников детских домов…………………………………………………………….6 стр.
2. Особенности социально-педагогической поддержки выпускников детских домов……………………………………………………………………...10 стр.
Заключение…………………………………………………………….18 стр.
Литература……………………………………………………………..20 стр.
психологические особенности: несформированность внутренней позиции, слабая ориентация на будущее, сниженная самооценка, размытость и неясность образа «Я», несформированность избирательности в отношениях к взрослым,
сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения.
Выпускников
Социальная адаптация
- психологической
готовностью выпускников к
- наличием
позитивно ориентированных
- профессиональным самоопределением;
- социальной активностью;
- социальной компетентностью;
- удовлетворённостью своим статусом, отношениями;
- благоприятным
социальным статусом в учебных
заведениях и по месту работы.
2.
Особенности социально-
В
отечественном законодательстве выделяются
категории «Дети-сироты» и «
Сущность социально-педагогической работы с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильём. Реализуя данные задачи, специалист по социальной работе работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства; осуществляется совместная деятельность по решению таких вопросов, как:
Значительное поле деятельности имеет специалист по социальной работе, работающий в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он заботится о профориентации воспитанников (знакомство с миром профессий, корректировка неадекватных профессиональных намерений и т.п.), их правовой грамотности, помогает адаптироваться к условиям внешнего мира, самостоятельной жизни. Специалист по социальной работе знакомит воспитанников с теми льготами, которые предписываются им в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства, с правами на имущество и жилое помещение и обеспечивает контроль за их соблюдением. Эти гарантии сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Осуществляя свою деятельность, специалист по социальной работе тесно взаимодействует с педагогом-психологом по решению следующих задач:
Важным направлением социально-педагогической поддержки выпускников учреждений интернатного типа является социально-правовая ориентация, в процессе которой решаются две проблемы:
1-активизация
процесса становления
2-развитие его социального интеллекта, в понятие которого включаются специальные социально-правовые знания.
Содержание курса определяется особенностями социального статуса воспитанников детских домов. Как показали многочисленные обследования, профориентация старшеклассников в течение ряда лет у подростков слабо развиты интересы в связи с ограниченностью среды жизни; образ Я сводится к скудным формально-биографическим характеристикам, не говоря о недостаточности правовых и социальных понятий. Все перечисленное обусловило необходимость стимулировать процессы социального развития, развития личности каждого отдельного воспитанника.
Большое значение в социально-педагогической поддержке выпускников детских домов в образовательных учреждениях имеет индивидуальное общение со взрослым, которое успешно реализуется посредством персонального кураторства, наставничества. В роли педагога-наставника может выступать как специалист по социальной работе, так и другой педагог, непосредственно занимавшийся решением конкретной социальной проблемы выпускника и продолжающий отслеживать его дальнейшую судьбу, или иной педагог, с которым у выпускника установились личные доверительные отношения, благодаря которым имеется возможность оказывать ему психологическую поддержку.
Одна из основных задач наставника - включение своего подопечного в сферу действия других педагогов и психолога ОУ, профессиональные умения и качества которых в данном случае способствуют адаптационному процессу. Такая коллективная работа позволяет одновременно решать целый комплекс социально-психологических проблем молодого человека, опираться на самые сильные качества сотрудников.
Искусство педагога-наставника состоит в том, чтобы установить с подопечным такие отношения, при которых слова и действия воспитателя могут быть восприняты не как назойливая опека, а как искреннее внимание заинтересованного человека. Круг вопросов, которыми приходится интересоваться куратору, безразмерно широк: от повседневных социально-бытовых вопросов, его интересов, потребностей до вопросов, касающихся эмоционального состояния, внутренних переживаний воспитанника.
Заменить выпускнику семью наставник не может, но не это от него и требуется. Он должен стать для выпускника "другом - взрослым", в котором тот нуждается ничуть не меньше, чем когда был ребенком. Он должен показать молодому человеку, что в его жизни есть мудрые, доброжелательные люди, интересующиеся его делами и готовые оказать ему поддержку. Наставник помогает выпускнику ввести в круг его общения взрослых людей, приобрести опыт общения с миром взрослых, в котором выпускнику предстоит жить. То есть преодолеть его отчуждение, содействовать формированию его индивидуального сознания. Это первое условие успешности работы наставника.
Второе условие - это профессиональный, целенаправленный характер его деятельности. Видеть весь комплекс проблем подопечного и в тоже время знать, в каких направлениях надо развивать его личность, какие социопатические черты характера помочь ему преодолеть, какие позитивные черты выработать. Используя свои профессиональные знания, организовать целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на личность с тем, чтобы по возможности компенсировать выпускнику дефицит душевного комфорта, создать ему надежный тыл на период становления и способствовать его адаптации к жизни.
От работы наставника нельзя ждать быстрых успехов. Ведь ему иной раз приходится иметь дело со столь деформированным характером, что на серьезные изменения в нем можно надеяться только в отдаленном будущем. Потому об эффективности его работы надо судить, прежде всего, по желанию молодого человека продолжать с ним контакты, поскольку это непременное условие будущего успеха. Второй критерий - действия и поступки выпускника, анализ которых может показать направление развития его личности.
Важным аспектом оптимизации социальной адаптации выпускников учреждений интернатного типа является организация среды их общения.
В основе социальной компетентности лежит умение общаться, понимать другого; поэтому очень важно в постинтернатный период обеспечить для выпускников среду общения, развивающую их коммуникативные навыки, расширяющую круг полноценного общения, формирующую новые социальные связи и социальную сеть поддержки.
Работники адаптационных служб иной раз сетуют на бесперспективность своих усилий. Анализ их деятельности показывает, что специалисты по социальной работе этих служб ограничивают свою работу решением лишь социальных проблем выпускников, забывая, что бытовые условия являются только стартовыми, что дальнейшее развитие личности выпускников, их поступки и действия в значительной степени определяются средой общения.
Адаптационные службы, ограничивающиеся решением социальных вопросов, по сути, подменяют органы социальной защиты и не выполняют своей педагогической задачи - создание среды общения выпускника и влияния на саму среду. Отсюда и неудовлетворенность специалистов по социальной работе: продаются с таким трудом полученные квартиры, бросается найденная работа, теряются документы, происходят рецидивы правонарушений.
С другой стороны, педагогически правильно организованная среда общения становится мощным воспитывающим и развивающим фактором и стимулом к самовоспитанию. Именно работа с личностью, с ее средой общения (социальная сеть) обуславливает педагогический характер деятельности служб социальной адаптации воспитанников детских домов, отличает их от органов социальной защиты населения.
Дефицит общения испытывает большинство выпускников. При обследовании 60% выпускников называют общение одной из основных потребностей. Среди имеющих снижение интеллекта, таких 90% - вплоть до группового образа жизни «среди своих». Это результат длительного неудовлетворения потребности в надежной привязанности и безопасности.
Окончание учебного заведения разрывает привычный круг друзей, а заводить новые знакомства мешает неуверенность в себе и недоверие к людям. По привычке круг общения замыкается на "своих" и тормозит дальнейшее развитие личности. Перед выпускником стоит еще проблема вхождения и дальнейшей жизни "в мире взрослых", представление о котором пока ограничивается педагогами детского дома и, иногда, родственниками из социопатической среды. Поэтому необходимы педагогические усилия по созданию среды общения выпускников и воздействию на нее.
Основными направлениями этих усилий должны быть:
Коллективные формы общения дают возможность охватить вниманием большее количество людей. Но главное преимущество их в том, что они позволяют создать новый (или расширить уже имеющийся) круг общения молодежи, включить в этот круг не только сирот, но и людей самого разного возраста, уровня образования и общественного статуса, которые сами могут способствовать дальнейшему развитию личности выпускника. Это уже шаг на пути создания среды общения выпускника. Формы коллективного общения могут быть самыми разнообразными.