Особенности работы социального работника с выпускниками учреждений интернатного типа для детей-сирот и оставшихся без попечения родител

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Несовершеннолетние дети, подростки нуждаются в повседневной заботе. Им нужно жильё, содержание, образование, воспитание, здравоохранение, разумный досуг, позитивное общение, ласка, защита их детских прав и многое другое. Всё это охватывается ёмким понятием «попечение родителей», или «родительское попечение», и в обычных условиях эта многогранная забота о детях осуществляется родителями. Но если дети по каким-либо причинам остаются без попечения родителей, все эти и другие заботы берёт на себя государство, в первую очередь, в лице воспитательно-образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3 стр.
1. Характеристика социально-психологических особенностей выпускников детских домов…………………………………………………………….6 стр.
2. Особенности социально-педагогической поддержки выпускников детских домов……………………………………………………………………...10 стр.
Заключение…………………………………………………………….18 стр.
Литература……………………………………………………………..20 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по соц. работе.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

    Неформальные  встречи - привлечение к вольной беседе любого выпускника. Его конкретная социальная проблема может служить лишь завязкой для разговора. Беседа идет обо всем: о друзьях и знакомых, о фильмах и спорте, о семье и о детях, о событиях в стране или о кулинарных рецептах - в зависимости от конкретного состава собеседников. Специалисты по социальной работе не навязываются, не читают морали, "не учат жить", а просто предлагают себя для беседы в такой естественной и непринужденной форме, что появляется желание вновь встретиться, просто посидеть, послушать, посмеяться над шутками. Может быть и не для дела, а просто "на равных" побыть рядом, испытать приятное чувство, что "тебя понимают". В таких контактах нет обязательности, принудительной зависимости. Зато есть выбор, есть ощущение собственной значимости, человеческая, эмоциональная привязанность. Это элемент вхождения в "мир взрослых", но вхождения с доверием к людям и с верой в собственную человеческую ценность.

    Важно, чтобы установились дружеские связи, чтобы круг общения расширился. Особенно ценно участие в таких встречах более успешного старшего выпускника. Возможно, он озвучит мысли, здесь же когда-то услышанные от наставника. Но повторенные теперь, они не только произведут впечатление на "молодых", но и укрепят его самого в собственной позитивной позиции.

    Совместный  развивающий досуг - еще одна эффективная форма коллективного общения. Для многих досуг - это застолье с магнитофоном, а в лучшем случае - телевизор и дискотека. Потому организация общения на базе всевозможных досуговых мероприятий служит еще и средством развития социального интеллекта и повышением культурного уровня. Такой досуг может включать в себя посещение театра, что привлекает возможностью побыть в приятной компании сверстников или в обществе специалиста по социальной работе. Важно увлечь, "заразить" театром, дать почувствовать непередаваемую  атмосферу театрального зала, а главное - ощутить тепло сидящего рядом и сопереживающего близкого человека. Многие идут именно за этим теплом, за общением в антракте, за неспешной беседой по возвращении домой. Приобщение к театру не только расширяет круг общения выпускника, но влияет на саму его личность, является как бы своеобразной "арттерапией". Оно развивает чувство прекрасного и служит тренингом культуры поведения.

    Особое  значение имеют посещения музеев и выставок, а особенно, экскурсии по городу. Общаться лучше на пешеходной экскурсии, которую проводит сам специалист по социальной работе (конечно, обладающий необходимыми знаниями и способностями). Эти неспешные прогулки по городу, ненавязчивый рассказ об архитектуре или истории дают специалисту по социальной работе возможность непосредственного воздействия на молодого человека.

    Коллективное  общение можно обеспечивать и  посредством организации походов, пикников, празднования традиционных календарных праздников. Важно, что в таких делах участвуют не только выпускники, но и недетдомовская молодежь. А это - новые знакомства, но уже с более образованными и интересными людьми, разнообразие круга общения, иной уровень культуры, который становится для ребят заманчивым и притягательным.

    Более высокий уровень общения - участие в общественно-полезном труде (социально-значимом деле). Кроме уже известной значимости общения, эта деятельность представляет особую ценность (и огромную педагогическую сложность) тем, что многие выпускники впервые в своей жизни выступают в роли созидателей, а не потребителей. Не получают уже привычную для сирот помощь, а сами оказывают её бескорыстным трудом на общее благо, осознают себя личностью значимой для общества и окружающих.

    Организация среды общения - это, конечно не единственный способ оптимизации социальной адаптации выпускников детских домов, не единственная форма их социально-педагогической поддержки. Важно использование и других технологий, обеспечивающих социальную адаптацию подростков, молодых людей, которые являются целенаправленной взаимосвязанной деятельностью всех субъектов целостного педагогического процесса, способствующей овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации индивида в обществе. 

    Заключение

    Социальное  государство отличается социальным (личностным) здоровьем своих граждан - это определённый уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, управление, регуляция); определённый уровень личностного и психического развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И.В. Кузнецова). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности. «Оздоравливать» общество нужно начиная с детей и подростков. Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить:

  • адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс и т.д.);
  • овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
  • овладение правовым, правилосообразным поведением;
  • уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
  • выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
  • наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
  • общая средовая адаптация - интеграция в общество.

    Социальная  адаптация выпускников детских  домов - процесс, как правило, длительный и сложный. Деятельность образовательных  учреждений, в которые приходят подростки, юноши и девушки данной категории, а это в первую очередь образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, должна быть направлена на оптимизацию процесса их социальной адаптации.

    Эта деятельность может осуществляться в виде социально-психологической поддержки выпускников учреждений интернатного типа на протяжении всего периода обучения.

    Социально-педагогическая поддержка, включающая в себя и правовые, и психолого-педагогические, и социально-бытовые  аспекты способствует тому, что выпускники детских домов смогут в дальнейшем самостоятельно защищать и отстаивать свои права и социальные гарантии, смогут налаживать гармоничные взаимоотношения с окружающими, контролировать собственное поведение, осознанно принимать и выполнять нормы жизни в обществе, быть удовлетворёнными своим статусом и отношениями, успешно осуществлять профессиональную деятельность (при наличии положительной профессиональной мотивации).

    Таким образом, социально-педагогическая поддержка  выпускников детских домов в образовательных учреждениях профессионального образования  является одним из необходимых условий их социальной адаптации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение подростков в школе. -М.: Издательский центр "Академия",2000. -214 с.
  2. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной   защиты детства, -М.: Педагогическое общество России, 2005. -192 с.
  3. Иванова Н.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. -М., 1996.
  4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. -М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. -352 с.
  6. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон РФ от 21.12.96. №159 - ФЗ.
  7. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
  8. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с
  9. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. -М.: БФРГТЗ "СЛОВО", 2001. -142 с.
  10. Семейный кодекс РФ. -М., 1995.
  11. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением правительства РФ от 10.07.95. № 676.
  12. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. -М.: ", 2002. -272 с.

Информация о работе Особенности работы социального работника с выпускниками учреждений интернатного типа для детей-сирот и оставшихся без попечения родител