Особенности развития и воспитания детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина.

Файлы: 1 файл

4. Основная часть.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

 

 

1.Особенности  развития и воспитания детей  раннего возраста       

        Физиологи и врачи давно пытались для  установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его  жизнедеятельности выделить несколько  возрастных периодов. В основу деления  брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных  частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая  и в настоящее время принимается  педиатрией, является классификация  Н. П. Гундобина.      

В основу ее положены некоторые биологические  особенности растущего организма  ребенка. Выделяются следующие периоды:

  • период  новорожденности (до отпадения пуповины);
  • грудной возраст (до одного года);
  • период  молочных зубов (с одного года до 6-7 лет);
  • период  старшего детства (с 8 до 11 лет);
  • период  полового созревания (12-17 лет).

 

     Различают возрастные периоды:

  • период  новорожденности (первые две-три недели жизни);
  • грудной возраст (до года);
  • преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);
  • дошкольный  возраст (от 3 до 7 лет);
  • школьный  возраст:
  • младший (от 7 до 10 лет),
  • средний (от 11 до 14 лет),
  • старший - подростковый (от 14 до 18 лет).

 

 Ранний  детский возраст - от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько  замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см, веса – 4-6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются  размеры головы: с 1/4 длины тела у  новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение  их концентрации служат основанием для  перевода ребенка с грудного вскармливания  на общий стол.     

У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная  система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с  окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в  этом возрасте достигает 200-300, они  произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).     

В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий дети второго года жизни  за каждый месяц прибавляют в весе 170-190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12-12,7 кг, рост- 85- 86 см. У двухлетнего ребенка - 20 молочных зубов. Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3-4 ч, во втором -4-5 ч. Соответственно уменьшается суточное время сна - с 14 до 12,5 ч.     

Развитие  в раннем возрасте происходит на таком  неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.     

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный  ребенок не только меньше подвержен  заболеваниям, но и лучше развивается  психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически  более выносливы. Незначительные нарушения  в состоянии здоровья вызывают изменения  в их общем самочувствии -  они  становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.     

Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность  соприкосновения здоровых детей  с детьми, заболевшими инфекционными  болезнями. Кроме того, с возрастом  пассивный иммунитет, переданный ребенку  матерью, ослабевает, угроза возникновения  у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические  расстройства пищеварения и питания  в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.     

Ткани детей раннего возраста еще очень  нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен  хороший уход. В период преддошкольного  детства возрастает необходимость  в продуманной и планомерной  воспитательной работе с детьми.     

Важнейшим новообразованием этого возрастного  периода является прямохождение, существенно  расширяющее возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой. Дальнейшее развитие двигательных действий усложняет манипуляции  ребенка с предметами, ребенок  научается вкладывать предметы один в другой, нанизывать. Осуществление  произвольных двигательных действий базируется на развитии двигательной корковой зоны, нейронный аппарат которой в  этом возрасте достигает значительной степени зрелости, и лобных отделов, где с 12-месячного возраста до трех лет дифференцируются вставочные нейроны, нарастает длина и разветвленность дендритных сплетений. Созревание аппарата вставочных нейронов приводит к усложнению ансамблевой организации и совершенствованию обработки информации и организации деятельности. Все это обеспечивает развитие инициативных предметных действий. Увеличивается разнообразие манипуляций и усложняется конструктивная деятельность с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки), ребенок постепенно научается использовать их по назначению. Если вначале конструктивные действия носят подражательный характер, то затем постепенно, путем проб и ошибок начинается использование собственных способов конструирования. При этом познаются не только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства, в том числе относительные характеристики - например, размер колец пирамидки (больше/меньше), с правильным использованием этих свойств. В расширении возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия. Дальнейшее созревание заднеассоциативных и в особенности переднеассоциативных структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует развитию операций опознания и запечатлевания предметов. Ребенок этого возраста способен узнавать не только знакомые реальные предметы, но и их изображения на картинке. Если ребенку первого года жизни для опознания целостного образа требовался непосредственный контакт с предметом и интеграция информации, поступающей по разным сенсорным каналам (тактильный, звуковой, обонятельный), то на рассматриваемом этапе онтогенеза на основе уже сформированного эталона опознание может осуществляться только за счет зрительной информации. Это обеспечивает дальнейшее развитие невербальных форм категоризации.

Категоризация объектов внешнего мира неразрывно связана  с формированием речевой функции. Показ предмета с его одновременным  называнием приводит к развитию номинативной функции слова. Вначале оно связывается с определенным конкретным предметом. Затем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок научается опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению.

 

     В течение первых лет жизни совершенствуется как понимание речи, так и собственная  активная речь ребенка. Эти процессы стимулируются общением с ним  взрослого (особенно матери). Речь начинает включать в себя выражение отношений  между людьми, между людьми и предметами. Понимание речи опережает развитие активной речевой функции. В 1,5 года ребенок усваивает около 100 слов; с этого времени инициатива речевого общения резко возрастает. Ребенок  постоянно требует названий предметов  и старается их активно использовать, его словарный запас к 2 годам  составляет до 300 слов, к 3 -до 1500. При  этом речь ребенка характеризуется  выраженным словотворчеством (употребление измененных звуковых форм слова, придумывание автономных слов). При нормальном речевом  общении автономная речь постепенно исчезает, ребенок начинает правильно  говорить и пользоваться грамматическими  формами, формируется чутье языка.

 

     На  этом этапе происходит дальнейшее развитие регулирующей функции речи. Ребенок  способен понять и реализовать довольно большое количество команд-инструкций, в том числе обобщенных типа «убери игрушки».

 

     На  основе развития речи и ее интериоризации начинает формироваться вербальный интеллект ребенка.

 

     Быстрое развитие речевой деятельности в  раннем детском возрасте и дефицитарность ее формирования при отсутствии речевого общения позволяют расценивать  этот период онтогенеза как сенситивный  и критический для становления  речевой функции.

 

     В раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством  общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические процессы и новые  виды деятельности: процессуальная игра, целенаправленность, самостоятельность, творческие способности и др. Психическое  развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в  работах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина.

 

     Ранний  возраст – чрезвычайно важный и  ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда  всё впервые, всё только начинается –  речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о  других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в  себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и  многие другое. Причём все эти способности  не возникают сами по себе, как следствие  маленького возраста ребёнка, но требуют  непременного участия взрослого  и соответствующих возрасту форм деятельности.

Восприятие  на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными  действиями. Ребёнок может достаточно точно определить форму, величину или  цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным.     

На  третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей  и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для обогащения представлений ребёнка о свойствах  предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и  разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления  внутреннего плана действия и  умственного развития.

Познавательная  активность и развитие мышления в  раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения  практических задач, но, прежде всего  в эмоциональной вовлечённости  в такое экспериментирование, в  настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей  исследовательской деятельности. Такое  познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции –  интерес, любопытство, удивление, радость  открытия.

 

2.Организация  занятий в режиме дня

При построении рационального режима занятий следует  учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства  здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются  развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) - два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6-7 лет) - 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.  

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.

Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.

В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми - физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т. д.- также следует проводить на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т. п. 

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей. 

 Планируя работу, воспитатель  предусматривает, чтобы занятия, на  которых дети двигаются мало (по  развитию элементарных математических  представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными  занятиями. При возникновении у  детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство  и т. п.) проводится физкультурная  минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности. 

 На основе  передового опыта дошкольных  учреждений и достижений педагогической  науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении. 

Таблица 1

 

Распорядок дня (в теплое время)

Режимные  процессы

1 млад. гр.

2 млад. гр.

средняя гр.

старшая гр.

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

Прием, осмотр, игры, утр.гимнастика

7.00-8.00

7.00-8.20

7.00-8.25

7.00-8.35

7.00-8.35

Подготовка  к завтраку, завтрак

8.00-8.30

8.20-8.55

8.25-8.55

8.35-9.00

8.35-8.55

Игры, подготовка к прогулке, выход

8.30-8.50

8.55-9.15

8.55-9.20

9.00-9.15

8.55-9.05

Занятие (на участке)

8.50-9.00

9.15-9.30

9.20-9.40

9.15-9.45

9.05-9.35

Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры

9.15-11.30

9.30-11.15

9.40-11.35

9.45-12.15

9.35-12.10

Возращение  с прогулки, водные процедуры, игры

11.30-11.50

11.15-11.40

11.35-12.00

12.15-12.30

12.10-12.30

Подготовка  к обеду, обед

11.50-12.30

11.40-12.20

12.00-12.35

12.30-13.00

12.30-13.00

Подготовка  ко сну, сон

12.30-15.10

12.20-15.10

12.35-15.10

13.00-15.00

13.00-15.00

Подъем, полдник

15.15-15.35

15.10-15.30

15.10-15.30

15.00-15.25

15.00-15.25

Подготовка  к прогулке, игры

15.35-15.50

15.30-15.50

15.30-16.00

15.25-16.10

15.25-16.20

Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой

16.40-19.00

16.30-19.00

16.40-19.00

16.50-19.00

16.55-19.00


Информация о работе Особенности развития и воспитания детей раннего возраста