Особенности развития и воспитания детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина.

Файлы: 1 файл

4. Основная часть.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Распорядок дня (в холодное время)

Режимные  процессы

1 млад. гр.

2 млад. гр.

средняя гр.

старшая гр.

подгот. гр.

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

6.30-7.30

Прием, осмотр, игры, утр.гимнастика

7.00-8.00

7.00-8.20

7.00-8.25

7.00-8.30

7.00-8.30

Подготовка  к завтраку, завтрак

8.00-8.30

8.20-8.55

8.25-8.55

8.30-8.55

8.30-8.50

Подготовка  к занятиям

8.20-9.00

8.55-9.00

8.55-9.00

8.55-9.00

8.50-9.00

Занятия

8.40-9.15

9.00-9.35

9.00-9.50

9.00-10.50

9.00-11.05

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.15-11.30

9.35-11.35

9.50-11.50

10.50-12.25

11.05-12.35

Возращение  с прогулки, игры

11.30-12.10

11.35-12.00

11.50-12.15

12.25-12.40

12.35-12.45

Подготовка  к обеду, обед

11.50-12.30

12.00-12.40

12.15-12.50

12.40-13.10

12.45-13.15

Подготовка  ко сну, сон

12.30-15.00

12.40-15.00

12.50-15.00

13.10-15.00

13.15-15.00

Подъем, полдник

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

Игры, самост. худож. деят., занятия

15.15-15.40

15.15-15.50

15.15-16.00

15.15-16.10

15.15-16.20

Подготовка  к прогулке, прогулка, игры, уход детей  домой

16.20-19.00

16.30-19.00

16.40-19.00

16.50-19.00

16.55-19.00



 

Таким образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

Эмоционально-положительное  состояние  ребенка  в  течение  дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование. 

 

3. Роль дидактической  игры в обучении детей раннего  возраста

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно - действенного мышления к элементам словесно - логического мышления. Именно в ходе дидактической игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. В игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка. Игра создает зону ближайшего развития ребенка.

Дидактическая игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Воспитатель вводит детей в дидактическую игру, знакомит с ее содержанием и правилами.

Таким образом, особо важное значение в подготовке дошкольника к переходу на следующую возрастную ступень имеет дидактическая игра. Игра является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника. Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.

Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы творческие игры и игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры это основной вид творческих игр , строительно-конструктивные, игры - драматизации. Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения игры музыкальные, развивающие музыкальные способности. Различают также игры-развлечения, игры-забавы.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Настольно печатные игры разделены на несколько видов парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа Лабиринт для старших дошкольников.

 Словесные игры. В эту группу  входит большое количество народных  игр типа Краски , Молчок , Черное и белое и др.

Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

 

4. Воспитание познавательной  активности в процессе действий  с предметам

На втором и третьем году жизни важно обучить  детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Исследования методистов выявили наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий - от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни (С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия пронизывает все стороны детской деятельности: развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность и служит важнейшей предпосылкой для их дальнейшего развития.

 

 В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей раннего возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов.

Программой  воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению10. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования познавательной активности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи. 

Именно  форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится их использовать. 

1 этап – предэталонный, происходит  на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап  – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.     

Особое  место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.      

3 этап – на 4-5 году жизни, уже  владея сенсорными эталонами,  дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

 

5.Воспитание познавательной  активности при ознакомлении  с окружающим

Два основных фактора определяют  познавательную деятельность как  условие  дальнейшего  успешного  обучения: природная  детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка  в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами.     

 Таким образом, условием развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста, вознесения  их  на  высший уровень является  практика, исследовательская  деятельность. Первостепенное значение приобретает  факт успешного завершения поисковых действий. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей.    

 Развитие познавательной активности  представляет тот идеальный вариант, когда её становление происходит  постепенно, равномерно, в соответствии  с логикой познания предметов  окружающего мира и логикой  самоопределения    личности в окружающей среде.

Одной  из  задач  всестороннего  развития  является воспитание  любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.    

 Любознательность  и  познавательный  интерес  являются  ценными    личности, выражают отношение к  окружающей жизни.     

     Познавательное отношение не  является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания, в процессе усвоения детьми общественного опыта, обобщенного в системе знаний, умений, навыков. Процесс воспитания любознательности и познавательных интересов сочетает целенаправленное обучение и учение, руководство воспитателя и самостоятельность ребенка. На формирование познавательных интересов большое влияние оказывают жизнь в коллективе, усвоение опыта друг друга, накопление личного опыта.

Познавательный интерес направлен  чаще всего на определенную  сторону жизни, на то или  иное явление, предмет. Познавательный  интерес включает  интеллектуальную  активность  в  сочетании с эмоциональным  отношением и волевым усилием.    

Информация о работе Особенности развития и воспитания детей раннего возраста