К.Д.Ушинский интерес к учению называл
«интересом, полным мысли». Тем, что вызывает
интерес, ребенок занимается с увлечением,
с особым подъемом, переживая чувства
удовлетворения, радости. Интерес повышает
работоспособность ребенка, делает увлекательным
самое труднее и даже скучное занятие.
Познавательный интерес или познавательная
активность – союзник волевого усилия в достижении
цели, в преодолении трудностей. На его основе
возникает и развивается творческая инициатива,
поиск самостоятельного решения той или иной умственной задачи,
применения известного или нового способа
действия. Познавательный интерес, отражающий
активное отношение к окружающему, противостоит
равнодушному, бездумному усвоению знаний
или выполнению работы без напряжения
мысли, без поиска, без радости успеха.
6.Взаимодействие
семьи и детского сада по
умственному развитию ребенка
раннего возраста
Современная наука располагает
многочисленными данными что воспитание
в семье влияет на развитие личности ребенка.
В первые годы жизни для ребенка важен
круг интимно близких малышу людей. Воспитание
в семье отличается глубоким эмоциональным,
интимным характером. В семье сильны эмоциональные
узы, связывающие всех членов, благодаря
которым дети чувствуют себя защищенными
от неизвестности и окружающего мира.
Воспитание в семье отличается постоянством
и длительностью воспитательного воздействия.
Семья обладает возможностями для включения
ребенка с первых лет жизни в разнообразные
виды деятельности. Ребенок ориентируется
на духовные и моральные ценности, которые
исповедует его семья. Подражая близким,
ребенок овладевает нормами поведения,
способами общения и взаимодействия с
окружающими людьми. Представляя собой
малую группу семья постепенно приобщает
ребенка к социальной жизни и поэтапно
расширяет его кругозор и опыт. Для повышения
эффективности педагогического процесса
д/с должен видеть в лице семьи союзника,
единомышленника. Т.о. в основе взаимодействия
д/у и семьи должно лежать сотрудничество.
Пути: взаимные установки на сотрудничество,
специальные программы, психолого-педагогическое
просвещение с целевой направленностью,
«открытость» д/у для семьи, привлечение
семьи к работе д.с. Формы сотрудничества:
посещение семей, дни открытых дверей,
беседы, консультации, семинары - практикумы,
родительские со6рания и родительские
конференции. Одной из задач ДОУ является
подготовка детей к школе. Переход ребенка
в школу - качественно новый этап в его
развитии. Этот этап связан с изменением
социальной ситуации развития, с личностным
новообразованием, кризисом 7лет. Подготовка
к школе осуществляется 2-мя институтами
воспитания - семьёй и д/у. Только совместными
усилиями это можно осуществить. В д/у
ведется целенаправленная работа по установлению
преемственности между д/с. и школой. Эта
работа имеет следующие направления, содержание,
методы и формы обучения. Д/с и школа составляют
один совместный план. План включает: содержание
совместные работы воспитателя и учителя;
ознакомление детей со школой. Учитель
знакомится с детьми, узнает их индивидуальными
особенности, склонности, интересы наблюдает
за ними, обсуждает с воспитателем. Важнейшим
условием является доброжелательный,
деловой контакт между воспитателем и
учителем. Посещение детьми школы:1сентября,
посещение 6иблиотеки, спорт. зала, различных
мероприятий, беседы. Вся эта работа должна
равномерно распределяться в течение
года. Т.о. здесь важен принцип взаимопроникновения.
Взаимодействие педагогов и
родителей детей дошкольного возраста
в области умственного развития осуществляется
в основном через:
приобщение родителей к педагогическому
процессу;
расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
пребывание родителей на занятиях
в удобное для них время;
создание условий для творческой
самореализации педагогов, родителей,
детей;
информационно-педагогические
материалы, выставки детских работ, которые
позволяют родителям ближе познакомиться
родителям со спецификой учреждения, знакомят
его с воспитывающей и развивающей средой;
разнообразные программы совместной
деятельности детей и родителей;
объединение усилий педагога
и родителя в совместной деятельности
по воспитанию и развитию ребенка: эти
взаимоотношения следует рассматривать
как искусство диалога взрослых с конкретным
ребенком на основе знания психических
особенностей его возраста, учитывая интересы,
способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости
и такта в воспитании и обучении ребенка,
стремление учитывать его интересы, не
игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения
семьи и образовательного учреждения.
День открытых дверей, являясь достаточно
распространенной формой работы, дает
возможность познакомить родителей с
дошкольным учреждением, его традициями,
правилами, особенностями воспитательно-образовательной
работы, заинтересовать ею и привлечь
к участию. Проводится как экскурсия по
дошкольному учреждению с посещением
группы, где воспитываются дети пришедших
родителей. Можно показать фрагмент работы
дошкольного учреждения (коллективный
труд детей, сборы на прогулку и др.). После
экскурсии и просмотра заведующая иди
методист беседуют с родителями, выясняют
их впечатления, отвечают на возникшие
вопросы.
- Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Педагог должен уметь не только говорить,
но и слушать родителей, выражать свою
заинтересованность, доброжелательность.
- Консультации. Обычно составляется система консультаций,
которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации
можно приглашать родителей разных групп,
имеющих одинаковые проблемы или, наоборот,
успехи в воспитании (капризные дети; дети
с ярко выраженными способностями к рисованию,
музыке). Целями консультации являются
усвоение родителями определенных знаний,
умений; помощь им в разрешении проблемных
вопросов. Формы проведения консультаций
различны (квалифицированное сообщение
специалиста с последующим обсуждением;
обсуждение статьи, заранее прочитанной
всеми приглашенными на консультацию;
практическое занятие, например, на тему
«Как учить с детьми стихотворение»).
- Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении
практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать
на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать
о способах и приемах обучения и показать
их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации,
беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
- Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
- Групповые собрания проводятся раз в
2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса
(один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или
кому-то из специалистов). Ежегодно одно
собрание целесообразно посвящать обсуждению
семейного опыта воспитания детей. Выбирается
тема, злободневная для данной группы,
например, «Почему наши дети не любят трудиться?»,
«Как воспитать у детей интерес к книге»,
«Телевизор - друг или враг в воспитании
детей?».
- Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.
На конференции может выступить специалист.
Его выступление дается «для затравки»,
чтобы вызвать обсуждение, а если получится,
то и дискуссию. Конференция может проходить
в рамках одного дошкольного учреждения,
но практикуются и конференции городского,
районного масштабов. Важно определить
актуальную тему конференции («Забота
о здоровье детей», «Приобщение детей
к национальной культуре», «Роль семьи
в воспитании ребенка»). К конференции
готовятся выставка детских работ, педагогической
литературы, материалов, отражающих работу
дошкольных учреждений, и т.п. Завершить
конференцию можно совместным концертом
детей, сотрудников дошкольного учреждения,
членов семей.
- В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей с целью стимулирования формирования умственного
развития ребёнка раннего возраста. Приведем примеры некоторых из них.
- Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения,
клуб строит отношения с семьей на принципах
добровольности, личной заинтересованности.
В таком клубе людей объединяет общая
проблема и совместные поиски оптимальных
форм помощи ребенку. Тематика встреч
формулируется и запрашивается родителями.
Семейные клубы - динамичные структуры.
Они могут сливаться в один большой клуб
или дробиться на более мелкие, - все зависит
от тематики встречи и замысла устроителей.
- Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной
литературы по проблемам воспитания, обучения
и развития детей. Педагоги следят за своевременным
обменом, подбором необходимых книг, составляют
аннотации новинок. Учитывая занятость
родителей, используются и такие нетрадиционные
формы общения с семьей, как «Родительская
почта» и «Телефон доверия». Любой член
семьи имеет возможность в короткой записке
высказать сомнения по поводу методов
воспитания своего ребенка, обратиться
за помощью к конкретному специалисту
и т.п. Телефон доверия помогает родителям
анонимно выяснить какие-либо значимые
для них проблемы, предупредить педагогов
о замеченных необычных проявлениях детей.
- Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
- Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
- Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений
между педагогом-психологом, воспитателем
и родителями. Они характеризуются тем,
что у родителей формируется установка
на контакт, возникают доверительные отношения
к специалистам, которые, однако, не означают
полного согласия, оставляя право на собственную
точку зрения. Взаимоотношения протекают
в духе равноправия партнеров. Родители
не пассивно выслушивают рекомендации
специалистов, а сами участвуют в составлении
плана работы с ребенком дома.
Таким образом, взаимодействие детского
сада с семьей можно осуществлять по-разному.