Особенности развития и воспитания детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина.

Файлы: 1 файл

4. Основная часть.docx

— 55.37 Кб (Скачать файл)

 К.Д.Ушинский интерес к учению называл «интересом, полным мысли». Тем, что вызывает интерес, ребенок занимается с увлечением, с особым подъемом, переживая чувства удовлетворения, радости. Интерес повышает работоспособность ребенка, делает увлекательным самое труднее и даже скучное занятие.     

 Познавательный интерес или познавательная активность – союзник  волевого усилия в достижении  цели, в преодолении трудностей. На его основе  возникает  и  развивается  творческая  инициатива, поиск самостоятельного решения  той или иной умственной задачи, применения известного или нового способа действия. Познавательный интерес, отражающий активное отношение к окружающему, противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний или выполнению работы без напряжения мысли, без поиска, без радости успеха.

 

6.Взаимодействие  семьи и детского сада по  умственному развитию ребенка  раннего возраста                                  

Современная наука  располагает  многочисленными  данными что воспитание в семье влияет на развитие личности ребенка. В первые годы жизни для ребенка важен круг интимно близких малышу людей. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. В семье сильны эмоциональные узы, связывающие всех членов, благодаря которым дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и окружающего мира. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательного воздействия. Семья обладает возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности. Ребенок ориентируется на духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. Подражая близким, ребенок овладевает нормами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Представляя собой малую группу семья постепенно приобщает ребенка к социальной жизни и поэтапно расширяет его кругозор и опыт. Для повышения эффективности педагогического процесса д/с должен видеть в лице семьи союзника, единомышленника. Т.о. в основе взаимодействия д/у и семьи должно лежать сотрудничество. Пути: взаимные установки на сотрудничество, специальные программы, психолого-педагогическое просвещение с целевой направленностью, «открытость» д/у для семьи, привлечение семьи к работе д.с. Формы сотрудничества: посещение семей, дни открытых дверей, беседы, консультации, семинары - практикумы, родительские со6рания и родительские конференции. Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением социальной ситуации развития, с личностным новообразованием, кризисом 7лет. Подготовка к школе осуществляется 2-мя институтами воспитания - семьёй и д/у. Только совместными усилиями это можно осуществить. В д/у ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между д/с. и школой. Эта работа имеет следующие направления, содержание, методы и формы обучения. Д/с и школа составляют один совместный план. План включает: содержание совместные работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой. Учитель знакомится с детьми, узнает их индивидуальными особенности, склонности, интересы наблюдает за ними, обсуждает с воспитателем. Важнейшим условием является доброжелательный, деловой контакт между воспитателем и учителем. Посещение детьми школы:1сентября, посещение 6иблиотеки, спорт. зала, различных мероприятий, беседы. Вся эта работа должна равномерно распределяться в течение года. Т.о. здесь важен принцип взаимопроникновения.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста в области умственного развития осуществляется в основном через:

    • приобщение родителей к педагогическому процессу;

    • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

    • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

    • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

    • информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

    • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

    • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

    • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

    • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

 День  открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.    

  • Беседы  проводятся как индивидуальные, так  и групповые. И в том и в  другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем  помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится  таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.     
  • Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально  или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).    
  • Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.    
  • Родительские  собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.    
  • Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».    
  • Родительские  конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает  помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.     
  • В настоящее время, в связи  с перестройкой системы дошкольного  воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей с целью стимулирования формирования умственного развития ребёнка раннего возраста. Приведем примеры некоторых из них.
  • Семейные  клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.     
  • Значительным  подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.     
  • Нетрадиционной  формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это  вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.    
  • Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.    
  • Сотрудничество  психолога, воспитателей и семьи  помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений  родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.

 


Информация о работе Особенности развития и воспитания детей раннего возраста