Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:57, контрольная работа
Рождение ребеночка, на мой взгляд, это главное чудо в жизни! Это самая великая тайна, как бы ни пытались ее объяснить врачи и ученые. Ребенок рождается, сучит ножками, ручками, потом он пошел, заговорил, вы узнаете в нем свои черты и понимаете, что пред вами явное чудо. Тема мне очень близка и интересна. Что с ребенком происходит в первые дни, месяцы жизни, как он развивается, как воспринимает окружающий мир.
1. Введение
2. Развитие ребенка до года
Развитие ребенка в 0 – 3 месяца:
Духовно-эмоциональное и Физическое развитие ребенка
Жизненно важные рефлексы
Развитие зрения
Развитие слуха
Развитие моторики
Тактильное познание мира
Координация движений
Прикосновение – знак нежности
Разговор с ребенком
Развитие в 4 – 6 месяцев
Развитие в 7 – 9 месяцев
Развитие в 10 – 12 месяцев
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕЕНАЯ
АКАДЕМИЯ»
Контрольная работа по психологии и педагогике
Тема: «Особенности развития и воспитания в младенчестве (до 1 года)».
Ижевск 2011
Содержание
Развитие ребенка в 0 – 3 месяца:
Духовно-эмоциональное и Физическое развитие ребенка…………………….
Жизненно важные рефлексы…………………………………………………….
Развитие зрения………………………………………………………………
Развитие слуха…………………………………………………………………
Развитие моторики…………………………………………………………
Тактильное познание мира……………………………………………………..
Координация движений…………………………………………………………
Прикосновение – знак нежности……………………………………………….
Разговор с ребенком…………………………………………………………
Развитие в 4 – 6 месяцев………………………………………………………..
Развитие в 7 – 9 месяцев………………………………………………………..
Развитие в 10 – 12 месяцев……………………………………………………..
Введение
Рождение ребеночка, на мой взгляд, это главное чудо в жизни! Это самая великая тайна, как бы ни пытались ее объяснить врачи и ученые. Ребенок рождается, сучит ножками, ручками, потом он пошел, заговорил, вы узнаете в нем свои черты и понимаете, что пред вами явное чудо. Тема мне очень близка и интересна. Что с ребенком происходит в первые дни, месяцы жизни, как он развивается, как воспринимает окружающий мир.
В первый год жизни, развитие малыша идет очень интенсивно. С самых первых минут своей жизни, малыш готов к знакомству с этим миром, за счет рефлекторной системы. Малыш старается освоить новые навыки, при этом каждый месяц происходят существенные изменения. Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Развитие ребенка до года
Первый год — это уникальный период жизни, когда из абсолютно беспомощного существа ребенок превращается в разумного, самостоятельно шагающего человечка со своим характером и эмоциональным типом поведения. Конечно, в значительной степени все это заложено на генетическом уровне. Однако в норме умения и навыки приобретаются ребенком в определенной последовательности при условии правильного ухода и развивающих занятий. Благодаря этому можно ежемесячно оценивать состояние здоровья и уровень развития малыша. Что же такое психомоторное развитие ребенка?
Психомоторное развитие — это совокупность умений и взаимодействие различных «линий развития» ребенка. Психомоторное развитие складывается из следующих составляющих:
- Моторное развитие и навыки «вертикали» – это сочетанные движения руками и ногами и формирование «мелкой моторики» (тонких целенаправленных движений кистью и пальцами).
- Познавательное развитие – умение понимать и интересоваться окружающим, контактировать с другими людьми, ассоциировать, играть, запоминать и т.д.
- Речевое развитие – формирование слуха, понимание человеческой речи и ответ на нее в речевом выражении.
- Развитие зрения – понимание увиденного и формирование ответных реакций.
Эти составляющие тесно связаны между собой, что позволяет ребенку полноценно развиваться.
Ребенок развивается определенными этапами, как универсально, так и индивидуально. На первый взгляд это звучит парадоксально, но все объясняется очень просто: стадии или ступени, которые перешагивает ребенок, предопределены природой, то есть универсальны, но каждый ребенок сам определяет момент, в который он перейдет в следующую стадию, то есть индивидуально.
Развитие протекает по одному и тому же образцу, но в разных темпах и проявляется по-разному, то есть ребенок с самого начала индивидуален. Несмотря на все природные закономерности, его развитие протекает индивидуально, как по весу и росту, так и по внешнему виду и темпераменту.
Родителям всегда следует помнить, что развитие ребенка- это устойчивый поступательный процесс, который нельзя форсировать. Управлять им тоже нельзя, то есть делать как раз то, что мы в нашей повседневности так охотно и интенсивно проделываем; очень важно, чтобы мы взрослые, это учитывали и признавали.
Для физического и духовного здоровья детей, родители обязательно должны доверять «правильности» этого развития. Кроме того, для свободного развития ребенка решающим является следующее условие: родители не должны ждать от ребенка чего-то обязательного, пусть они просто радуются каждому новому шагу, каждой новой ступени развития.
Первый год жизни человека часто называют решающим, так как ни в каком другом периоде жизни он не совершает такого большого, стремительного и впечатляющего прогресса.
Духовно-эмоциональное и Физическое развитие ребенка
Физическое, духовное и эмоциональное развитие тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Их можно представить себе. как три зубца шестерни, которые сцеплены между собой и двигают механизм вперед.
По сравнению с физическим развитием эмоциональное и духовное развитие особенно зависит от окружения ребенка. Чем больше внимания уделяют ребенку, тем благоприятнее протекает его развитие.
Новейшие исследования показали тесную связь между тем количеством внимания, которое оказывалось ребенку, и языковым и социальным развитием, хотя индивидуальные особенности ребенка тоже играют определенную роль. Ребенок развивается не всегда равномерно. Можно наблюдать, как малыш регулярно совершает «рывки», когда он за короткое время осваивает много нового.
Такие сдвиги часто в течение всего детства сопровождаются беспокойством. Вдруг у ребенка наблюдается нарушение привычного времени сна и приема пищи, в течение дня или даже недели он становится капризным, ноет. Это понятно, сначала он должен справиться с приобретенными способностями достижениями, включить их в свой репертуар и основательно потренироваться. Как только это произойдет, он снова успокоиться до следующего «рывка».
Развитие ребенка - это не соревнование в скорости достижения определенных целей, обусловленных заранее предначертанными сроками и стадиями. Отдельные этапы развития нельзя точно расписать по дням или неделям.
Для того, чтобы ребенок был уверен в себе, важно не оценивать его развитие, а принимать его таким, какое оно есть, и считаться с этим. Постоянное наблюдение за ребенком с вниманием и любовью и есть оптимальное условие для его нормального «продвижения». Специальные «тренировочные программы» не только излишни, они при некоторых обстоятельствах даже противопоказаны. Родители оказывают на ребенка давление, предъявляют ему чрезмерные требования, игнорируют его естественное развитие и тем самым нарушаете доверие ребенка к ним.
Самое главное не только для ребенка, но и для родителей – это сопровождать развитие ребенка с любовью и доверием, укреплять связь между нами и нашим ребенком, и тогда возникнет устойчивая дружба, полная доверия, которая продлиться долгие годы.
Шведский психолог Эрик Эриксон считает, что человек по пути к зрелости должен преодолеть различные «кризисы». Успешно преодолев кризис, маленький человечек становится чуть сильнее.
По Эриксону, первый год жизни полностью проходит в поле напряжения доверие-недоверие. Если ребенку удается почувствовать доверие к окружающему его миру, значит, он сделал важнейший шаг в своем развитии.
Маленький человечек с надеждой и уверенностью смотрит в будущее. Таким образом, закладывается прочный фундамент общения, что оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь.
Новорожденному ребенку свойственно, лежа на спине, проявлять так называемый рефлекс Моро, то есть при испуге он совершает сильные, резкие обрывочные движения. Лежа на животе, он проявляет рефлекс ползания, он сгибает ножки, а потом вытягивает их, как будто хочет ползти. Если взять ребенка под ручки и создать упор его ножкам, он начнет совершать автоматические шаговые движения (рефлекс ходьбы). Ручкам присущ рефлекс хватания, они хватают все, что им ни предложат.
4-6-я неделя жизни: ребенок поворачивает головку в обе стороны и может раскачивать ею, лежа на животике. Примерно на шестой на его лице появиться первая улыбка.
4-й месяц жизни: лежа на животе, ребенок поднимается, опирается на локтях, поднимает голову почти на 90 град. и вращает ею во всех направлениях. Опираясь на локти, он играет, лежа на животике. В этот период малыш уже переворачивается на живот с двух сторон; при этом головка и туловище лежат, а ручки и ножки сгибаются перед туловищем. Затем он снова переворачивается на спину. Ребенок играет своими ручками, хватает различные предметы и может их удерживать. Рефлекс Моро исчезает.
6-7 месяц жизни: лежа на животике, ребенок опирается открытыми кистями рук, сгибает полностью ручки в локтях и при этом приподнимает грудь. Ребенок в состоянии самостоятельно менять положение, вращается на животе вокруг собственной оси, поворачивается со спины на живот и снова с живота на спину. Ребенок уже может прочно сидеть. Лежа на спине, он хватает свои ножки и играет ими, тянет их в рот.
7-12 месяцев: ребенок ползает на животе или четвереньках, встает, держась за стенку или за мебель, и повисает на соответствующих предметах. Свободно стоит. Возможно, совершает первые самостоятельные шаги. Свободно сидит.
Сегодня мы знаем, что только что родившийся ребенок совсем не «глуп». Поведение новорожденных показывает, что они воспринимают уход и любовь родителей как защиту, а это и есть основная предпосылка духовного и физического здоровья. В первые недели жизни ребенок преображается, он особенно активно реагирует на окружающий его мир, раскрывается многое происходящее вокруг него.
Для родителей в это время самый счастливый момент- первая улыбка ребенка.
Жизненно важные рефлексы
Первые недели жизни новорожденным руководят большей частью рефлексы. Самый важный для выживания - рефлекс сосания, который позволяет принимать пищу. Сюда же относится рефлекс глотания.
Рефлекс хватания позволяет ребенку цепко схватывать предмет. Во время второй четверти года этот рефлекс переходит в сознательное действие; «шаговый» рефлекс - автоматическое шагообразное движение, если ножки чувствуют под собой опору.
Рефлекс ползанья (ползательные движения при лежании на животе) и рефлекс Моро (стремительные движения при испуге) исчезают самое позднее в 4 месяца. Однако, если вовремя начать поддерживать рефлекс ползанья и шаговый, они перейдут, впоследствии, в осознанные движения. Это способствует более раннему и полноценному развитию.
Рефлекс, лежа на животе, поворачивать голову в сторону, чтобы легче было дышать, сохраняется на всю жизнь. Органы чувств также работают в полную силу, когда ребенок «просыпается» и все больше и больше воспринимает окружающий мир.
Тренируем хватательный рефлекс
Пока рефлекс хватания еще активен, можно пощекотать кончиками пальцев ладошки ребенка, и вы с удивлением почувствуете, с какой силой этот еще очень маленький слабенький человечек захватит ваш палец. Через несколько первых недель жизни этот рефлекс исчезнет, и ребенок будет хвататься уже сознательно.
Развиваем зрение
Предлагают пищу для зрения: с первого дня жизни ребенок может распознавать четкие формы и яркие краски. Особенно хорошо развлекают ребенка подвижные предметы, плавно раскачивающиеся от потока воздуха. При этом важно, чтобы было несколько четко выделяющихся деталей, желательно основных цветов.
Крепить нужно подвижные игрушки не очень высоко. В первые три месяца идеальное расстояние составляет 30-50 сантиметров. Больше всего ребенок любит круглые предметы, его любимый цвет – красный, он знает его со времени внутриутробного развития.
Уже на первом месяце жизни ребенок видит предметы – лучше всего те, которые находятся на том же расстоянии от него, что и глаза матери. В последующие месяцы ребенку все больше удается сознательно фиксировать лица и предметы как вблизи, так и на некотором расстоянии.
В 3 месяца ребенок уже в состоянии сознательно фиксировать предметы и следить за ними глазами, поворачивая голову на 180 град., хотя движения глаз координируются еще плохо. Часто он косит глазами, что типично для этого возраста. В конце 3-го месяца это исчезает.
Информация о работе Особенности развития и воспитания в младенчестве (до 1 года)