Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:57, контрольная работа
Рождение ребеночка, на мой взгляд, это главное чудо в жизни! Это самая великая тайна, как бы ни пытались ее объяснить врачи и ученые. Ребенок рождается, сучит ножками, ручками, потом он пошел, заговорил, вы узнаете в нем свои черты и понимаете, что пред вами явное чудо. Тема мне очень близка и интересна. Что с ребенком происходит в первые дни, месяцы жизни, как он развивается, как воспринимает окружающий мир.
1. Введение
2. Развитие ребенка до года
Развитие ребенка в 0 – 3 месяца:
Духовно-эмоциональное и Физическое развитие ребенка
Жизненно важные рефлексы
Развитие зрения
Развитие слуха
Развитие моторики
Тактильное познание мира
Координация движений
Прикосновение – знак нежности
Разговор с ребенком
Развитие в 4 – 6 месяцев
Развитие в 7 – 9 месяцев
Развитие в 10 – 12 месяцев
Заключение
Развиваем слух
Плод еще в утробе матери воспринимает самые различные шумы, которые после рождения он может узнать. Его слух может нормально развиваться только при условии, что ему есть, что слышать. В течение первого месяца, услышав звуки, ребенок перестает двигаться. Но только в два месяца он уже оборачивается на источник звука.
Спустя несколько недель после рождения, ребенок может распознавать звуки. Шуршание бумаги, нежный звон колокольчика, музыку. И может быть, еще до рождения, в утробе матери, он слышит звон будильника. Он вспоминает эти звуки через недели после рождения, ощущая знакомое приятное чувство, которое он испытывал в утробе матери.
Развитие моторики (от 0 до 3-х месяцев)
Примерно на четвертой неделе ребенок начинает поднимать головку, лежа на животе. На третьем месяце он может держать ее вертикально собственными силами или удерживать ее, если его осторожно посадить, держа за ручки. Естественно, эта поза представляет ему новые возможности: он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под совершенно другим углом зрения. На этом примере четко видно, как тесно переплетается между собой духовное и физическое развитие. Свободная подвижность головки является огромным неврологическим достижением и представляет собой значительную веху в развитии ребенка.
На втором месяце ребенок больше не прижимает ручки и ножки, как новорожденный, а все чаще вытягивает их вдоль туловища. На третьем месяце ребенок, лежа на животе, опирается на предплечье и с любопытством поднимает головку вверх.
Приятная тихая музыка успокаивает ребенка, если он возбужден. Многие груднички особенно любят классическую музыку. Очень важно: резкие, громкие звуки пугают ребенка. Голоса родителей, особенно матери все еще являются самыми приятными звуками.
Кроме того, лежа на животе, ребенок начинает совершать плавательные движения- предвестник ползания. На 10-12-й неделе особенно подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на живот.
В первые недели жизни ребенок, лежа на спине, поворачивает головку вправо и влево. И только позднее головка лежит прямо и личико повернуто вверх. В конце первого месяца, когда развитие достигает так называемой голокинетической фазы, ребенок может на короткое мгновение задержать головку посередине, не поворачивая лицо ни направо, ни налево, например, если увидит и сможет запечатлеть в своем сознании лица родителей. На первом месяце жизни движения головки еще нескоординированные и непроизвольные.
Тактильное познание мира
Ребенок познает окружающий мир благодаря чувству хватания, трогая и ощупывая предметы.
Засунув в рот предмет, ребенок приобретает важный опыт осязания.
Игрушки и деревянные кольца для хватания, а так же погремушки детишки особенно любят. Детям также нравится сминать тонкую шелковистую (папирусную) бумагу, которая приятно тихо похрустывает.
Уже в первой четверти года ребенок самостоятельно держит головку, лежа на животе, и перед ним открываются новые перспективы.
В конце второго месяца, лежа на спине, ребенок еще не стабилен, при попытках схватить предмет у него движется все тело, и поэтому лежание на спине не позволяет удерживать равновесие. Это период бесцельных хватательных попыток называется дистонной фазой.
К концу третьего месяца ребенок начинает все больше ощущать середину своего тела. Он лежит прямо на спине, при этом нос, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. Кисти и ступни чаще всего находятся перед телом.
Ручками ребенок играет перед лицом, тогда как коленки подтягиваются к пупку. Пока ребенок лежит на спине, но из этого положения ему потом удобнее всего будет садиться, так как оно точно соответствует дальнейшему сидячему положению. Несмотря на эту мышечную работу, ребенок продолжает лежать на спине. В этот период развивается стабильность корпуса, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и надежной основой для самостоятельной активности ребенка.
В первые месяцы новорожденный должен спать обязательно на боку, причем в качестве «поддержки» можно положить под спину полотенце. Очень важно через несколько часов переложить ребенка на другой бок, во избежание дальнейшего нарушения осанки. Согласно последним исследованиям, положение на спине или на животе в совокупности с некоторыми другими факторами может быть связано с внезапной смертью ребеночка. И естественно, что ребенка, целый день проводящего в манеже или кроватке, надо на короткое время класть на спину, а затем на животик.
В этом возрасте ребенок должен уметь вращать головкой в обе стороны. Если он предпочитает поворачивать головку только в одну сторону, постарайтесь исправить это с помощью погремушки или мелодичного звона будильника.
В конце третьего месяца жизни у ребенка должен исчезнуть рефлекс Моро, а это означает, что при внезапном воздействии света или звука он не будет несвязно сучить ручками и ножками. Обратите внимание: ребенок, играя ручками, одновременно сгибает и ножки.
Дети инстинктивно поворачивают лицо к свету. Поэтому нужно, чтобы источник света не всегда находился с одной стороны кроватки.
Сознательное "хватание". На 8-12 неделе рефлекс хватания постепенно исчезает. На его месте возникает сознательное произвольное хватание, которое все четче проявляется во второй четверти года.
Координация движений.
Примерно в десять недель ребенок с увлечением рассматривает свои ручки, подносит их к лицу, хватается за свои крошечные пальчики. Так создается связь между “видением” и “деланием”. Разумеется, сначала первые целенаправленные хватательные движения могут не достигнуть своей цели. Ребенок учиться оценивать расстояние постепенно.
Важно: Даже если к концу первой четверти года почувствуете, что ребенок развивается чрезвычайно быстро, не старайтесь ускорить его (физическое) развитие с помощью всевозможных «тренировочных программ». Некоторые родители часто сажают ребенка в прогулочную коляску или на высокий стульчик задолго до того, как он в состоянии сидеть продолжительное время. ..если вы начнете сажать ребенка слишком рано, он будет испытывать дискомфорт, плакать, капризничать.
Как устранить нарушение осанки : Если создается впечатление, что у ребенка замечаются незначительные искривления, для паники причин нет. Нужно поговорить об этом с детским врачом – специальные легкие упражнения вытягивания и движения позволяют исправить осанку через несколько недель или месяцев.
Прикосновение – знак нежности!
Кожа, самый крупный орган чувств. Он оказывает на новорожденного в первые недели его жизни самое сильное влияние: тепло и холод, жестко и мягко. Прикосновения к тельцу ребенка успокаивают его благодаря контакту через кожу, когда мама гладит его. Ребенок переживает запечатлевающиеся в памяти положительные контакты с другими людьми, получает столь важное для него тепло.
Воспринимая нежность матери, он испытывает чувство нежности. Чувствуя себя защищенным, младенец начинает открывать для себя окружающий мир. Время от времени, на лице новорожденного появляется мимолетная едва заметная улыбка. Эта ранняя, так называемая «ангельская улыбка», пока еще случайная; она не обращена к матери.
Первой «настоящей улыбке» родители начнут радоваться позднее. Через несколько первых недель между родителями и ребенком зарождается особая близость. Лучше приручить ребенка к постоянным поглаживаниям. Первые недели жизни должны быть направлены на то, чтобы научиться узнавать и открывать друг друга, ощущать близость и проникновенность и развивать нежный диалог.
Нежное прикосновение – инстинктивное выражение симпатии: новорожденного можно гладить в любое время, по любому месту, даже если он одет. О массаже в узком понимании речь еще не идет, так как тело его и внутренние органы еще очень мягкие и легко травмируемые, и упражнения с прихватыванием ткани делать не нужно.
На втором месяце жизни в криках ребенка уже можно более или менее четко распознать отличия. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший ребенок издает скорее жалобное «ворчанье».
Далее в конце второго - начале третьего месяца: первая сознательная улыбка. Сначала на личике ребенка мы замечаем мимолетную неопределенную улыбку, но очень скоро она становится четкой составной частью диалога между родителями и ребенком. Мы называем эту улыбку социальной потому, что ребенок ее излучает только при виде человеческих лиц, а не предметов. Так делается большой шаг в области межчеловеческих отношений.
Разговор с ребенком
Разговор ребенка с родителями. Уже в первые недели жизни у младенца возникает потребность в словесном, звуковом общении. Ребенок произносит булькающие горловые звуки, особенно когда хорошо себя чувствует. Примерно в два месяца уже возможно некоторое общение ребенка с родителями, он бормочет, останавливается и ждет ответа. Если вы имитируете издаваемые звуки, он смеется и радостно отвечает. Таким образом, завязывается веселый разговор с родителями, ребенок протягивает ручки и дрыгает ножками.
Совершенно очевидно, что рациональная речь взрослых не очень-то годиться для беседы с малышом. К счастью существует средство преодолеть все языковые барьеры между родителями и ребенком. Многие родители интуитивно пользуются им. Это так называемый «нянин язык», который представляет собой короткие простые образы, приглушенный нежный голос и волнообразную мелодичную интонацию.
Такая речь сопровождается мимикой и жестикуляцией, что позволяет ребенку воспринять речь в целом и уловить смысл сказанного не просто как обыкновенные звуки. Исследования показали, что речь детей, с которыми даже рано не разговаривали детским языком, развивается быстрее, а мы давно знаем, что между речью и интеллектом существует тесная связь.
Развитие в 4-6 месяцев
В четыре месяца любимая игрушка ребенка – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.
Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным.
Нужно разговаривать с крохой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменять интонации, говорить громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождать, пока он закончит «фразу» а затем повторить его «речь». Чем чаще мама будет разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с ней. Стараться называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменять слова «детка, крошка» именем ребенка.
В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Нужно помочь крохе развить эти новые для него навыки. Подложить руку малышу под плечи и осторожно покачивать его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивать его, слегка подтолкнуть, и пусть он попробует перевернуться сам.
На 5 месяце из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.
Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.
Чтобы малыш мог исследовать свое тело, можно надеть ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложить ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. И понаблюдать, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.
Информация о работе Особенности развития и воспитания в младенчестве (до 1 года)