Особенности развития интеллекта и выявить его влияние на результативность учебной детальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Выявление и всестороннее изучение интеллектуальных способностей школьников является неотъемлемой задачей деятельности любого педагога. Это ассоциируется с тем, что способности, в общем определяемые как индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, по своей сути дают возможность человеку добиваться серьезных достижений и успехов в определенной области, обуславливая, в конечном счете, уровень функционирования всего социума в целом.

Содержание работы

Введение 2
1.Понятие «Интеллект». 4
2. Развитие интеллекта в процессе учебно-познавательной деятельности. 8
3. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 17
Заключение 22

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.13 Кб (Скачать файл)

Интеллектуальные возможности  личности - один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал: "Невежда опасен для общества... Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего-то не знать, но он обязательно должен быть умным человеком" [19]. Несомненно, умных людей в обществе будет больше, если такой социальный институт, как общеобразовательная школа, будет заниматься интеллектуальным воспитанием подрастающего поколения.

Интеллектуальное воспитание - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т.д., в том числе в ситуации решения учебных задач) и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т.д.).

Ориентация на интеллектуальное воспитание учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современной школы, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, роли школьного учебника, функции учителя.

Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, а  также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка) (Каган, Эткинд, 1989). [19]. Применительно к задаче интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение математики, истории, географии и т.д., но, скорее, расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами математики, истории, географии и т.д.

Содержание образования является ключевым элементом учебного процесса. Ибо интеллектуальное развития ребенка возможно только через освоение определенным образом организованного предметного содержания, через продвижение в этом содержании и в последующем порождении некоторых новых форм этого предметного содержания.

В образовательном процессе на первый план - наряду выходит проблема формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность; склада ума (КИТСУ). Таким образом, КИТСУ - это определенная система показателей интеллектуального развития личности, в которых "снимаются" особенности индивидуального ментального опыта и которые в конечном счете характеризуют уровень развития индивидуальных интеллектуальных возможностей. Рассмотрим содержание этой новой аббревиатуры более детально.

К - Компетентность. Интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях).

Какие же признаки характеризуют  тот тип организации знаний, который  отличает компетентного человека? Знания подобного рода отвечают следующим требованиям:

  • разнообразие (множество разных знаний о разном);
  • артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);
  • гибкость (как содержание отдельных элементов знания, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и тогда, когда знание превращается в незнание);
  • быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);
  • возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);
  • выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для ее понимания);
  • категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);
  • владение не только декларативным знанием (знанием о том, "что"), но и процедурным знанием (знанием о том, "как");
  • наличие знания о собственном знании.

И - Инициатива. Интеллектуальная инициатива - это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности.

Впервые роль интеллектуальной инициативы была раскрыта в работах  Д.Б. Богоявленской. В ее экспериментах  был доказан факт существования "познавательной самодеятельности": часть испытуемых при предъявлении задачи на каком-то этапе ее решения  спонтанно переключалась с поиска правильного ответа (стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной деятельности) на анализ природы самой задачи (креативный уровень интеллектуальной деятельности) (Богоявленская, 1983; 1995).

Интеллектуальная инициатива, таким образом, - это готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность. По мнению Богоявленской, интеллектуальную инициативу следует рассматривать как свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных факторов.

В процессе интеллектуального  воспитания, по-видимому, нужно учитывать разные уровни интеллектуальной инициативы, постепенно переводя ребенка с более низкого уровня на более высокие ее уровни, которые условно могут быть представлены в виде следующей иерархии:

Познавательный аспект

Мотивационный аспект

- любопытство

- потребность в новых  впечатлениях

- любознательность

- потребность в исследовании

- процесс решения задач

- потребность в разрешении  противоречий

- теоретическая деятельность

- потребность в поиске  истины


 

Интеллектуальная инициатива, по-видимому, в первую очередь связана  со степенью сформированности такого компонента метакогнитивного опыта, как  открытая познавательная позиция. Тем  не менее, существенное значение имеют особенности организации наличных семантических структур, ибо здесь действует психологическая формула: чем больше знаний о мире и чем больше граница этих знаний с миром, тем больше вопросов к миру.

Т - Творчество. Интеллектуальное творчество в детском возрасте - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности.

С - Саморегуляция. Интеллектуальная саморегуляция - это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения.

Эффективное школьное образование - это такое образование, при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения. Для этого в структуре его ментального опыта должны быть сформированы механизмы непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля, особый тип метазнания относительно оснований интеллектуальной деятельности и своих индивидуальных интеллектуальных особенностей, а также готовность работать в режиме открытой познавательной позиции.

У - Уникальность склада ума. Уникальность склада ума - это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных интеллектуальных предпочтений, наличие индивидуализированных форм компенсации слабых сторон своего интеллекта и т.д.

Учет уникальности склада индивидуального ума важен не только как условие более успешного  учения. Дело в том, что именно в  индивидуальном своеобразии интеллекта заключен потенциал необычных, дерзких, "не таких, как у всех" решений. Одна из задач интеллектуального  воспитания, таким образом, заключается  в том, чтобы к окончанию школы  не только сохранить, но и в максимальной мере укрепить индивидуальное своеобразие  ума каждого ученика.

Итак, КИТСУ - это те характеристики интеллектуальной сферы личности, по наличию которых "на выходе" школьного образования можно судить о степени его эффективности. Безусловно, КИТСУ не отменяет ЗУН. Просто формирование знаний, умений и навыков следует рассматривать в качестве составного элемента в более широком контексте задач интеллектуального воспитания личности.

Заключение

Проведенный теоретический  анализ дает возможность сделать  следующие выводы:

Процесс обучения требует  достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Одной из важнейших задач современной педагогической психологии является обеспечение не только усвоения знаний, но и формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры.

Интеллект – это способность  понимать. Интеллект включает в себя не только результаты познавательной деятельности, но и фиксирует специфически человеческие способы этой деятельности.

Исследование интеллекта многообразны и в них отражены различные подходы к нему и  с различных позиций.

Основу интеллекта составляют знания; между знаниями и интеллектом  существует диалектическая взаимосвязь  как продукта с процессом: с одной  стороны, знания являются результатом  познавательной деятельности, а с  другой – включаясь в деятельность человека, знания выступают как компонент интеллекта, интеллектуальной культуры. Знания, составляющие основу интеллекта, неоднородны: здесь и научное знание, и обыденное. Наличие в интеллекте обыденного знания не противоречит его сущности, потому что весьма широкий круг знания, хотя и является теоретически обоснованным, но не может быть всегда и полностью выведен из них.

Необходимость формирования высокой интеллектуальной культуры обусловлена самим типом образовательного учреждения. Основное и дополнительное образование зачастую наполнено чисто учебной деятельностью, а система воспитательной работы недостаточно обеспечивает развитие интеллектуального потенциала.

Интеллектуальная культура предусматривает формирование интеллектуальных умений и навыков, основанных на овладении учащимися основных операций мышления, – это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку, что определяет уровень успеваемости школьников.

Интеллектуальный уровень  личности характеризуется в целом  двумя основными параметрами: объемом  приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций. Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй – его интеллектуальное развитие.

Смысл интеллектуальных занятий  в системе образования состоит  в том, чтобы организовать регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение не учебных задач опирается не только на школьные знания, а в большей степени на поисковую активность и сообразительность ребенка.

Учреждения образования  играют огромную роль в формировании интеллектуальной культуры школьника.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Берулаева, Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков [Текст] / Г.А. Берулава. – Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. – 240 с.

 

2. Брунер, Дж. Психология познания. [Текст]/ Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 320 с.

 

3. Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: избранные психологические труды [Текст]/ А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во Моск. психол-соц. ин-та, 2003. – 407 с.

 

4. Веккер, Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект. [Текст] Т. 2. / Л.М. Веккер Л.М. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.

 

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] Изд. 5 испр./ Л.С. Выготский – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999.—352 с.

 

6. Выготский Л.С. Психология подростка [Текст]/ Л.С. Выготский // Собр. соч. Т. 4. – М.: Педагогика,1984. – с. 5-242.

 

7. Голубева, Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст]/ Э. А. Голубева. – Дубна: «Феникс+», 2005. - 512 с.

 

8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин и др. – СПб.: Питер, Ком, 1999. – 356 с.

 

9. Крутецкий , В. А. Способности и интересы [Текст] / под ред. Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого. - М., 1962. – 357 с.

Информация о работе Особенности развития интеллекта и выявить его влияние на результативность учебной детальности