Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:01, курсовая работа
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые играли в детстве. Оказывается это самый лучший путь к психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты. Начиналось все с рисования, когда ребенок рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.
Пояснительная записка
Данная психокоррекионная программа включает 12 занятий:
Цель: развитие механической и логической памяти младших школьников с нарушениями интеллекта с помощью методов игротерапии.
Задачи программы:
Методы групповой психокоррекции: игротерапия и дискуссии.
Период проведения: 7.12.14 – 21.12.14
Частота встреч: два раза в неделю: вторник и пятница.
Продолжительность занятий: 50 минут.
Состав группы: дети младшего школьного возраста, 4-6 человек 8-9 лет с нарушениями интеллекта.
Место проведения: игровая комната.
Анализируя коррекционно-развивающую работу, можно сказать, у большинства детей наблюдается положительная динамика в развитии личности: раскрывается творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал, развиваются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, появляется уверенность в собственные силы.
Цель занятия: познакомиться друг с другом, создать доброжелательную обстановку.
.
Содержание
1. Организационный момент
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут.…Спасибо, что пришли. На этих занятиях мы будем с вами играть, рисовать, слушать и анализировать.
И сегодня нас ждет удивительная встреча с самым необычным сказочным героем.
Посмотрите в окно: какое яркое солнце! Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!»
2. Основная часть
Играющие дети сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний ребенок в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое имя.
А вот и он зайчонок, с которым вы уже познакомились. Посмотрите на него, потрогайте. Что вы ощутили? В дальнейшем это зайчонок будет вашим верным другом. Хотите мы его назовем? Как?
Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать нашего друга зайца и то, что его окружает.
Обсуждение.
1. Ребенок рассказывает о своем новом друге зайчике, как он этого хочет.
2. Комментирует те или иные части рисунка, проясняет их значение.
3. Заключительный этап
Все участники встаю в круг, берутся за руки и желают друг другу всего самого доброго и хорошего
Цель: усиление чувства сплоченности группы, формирование положительного эмоционального настроя, нахождение адекватных формулировок для своих впечатлений, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Оборудование: мягкая игрушка «Зайчик», релаксационная музыка для упражнений, карточки для индивидуальной работы, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.
Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Солнечный зайчик рад видеть вас у себя в гостях. И сегодня он хочет поздороваться с вами так, как принято у него. Приветствовать друг друга мы будем не словами, а с помощью рук. Я дотронусь до того кто сидит справа от меня, а он приняв мое приветствие передаст его соседу, и так далее пока мое приветствие не вернется ко мне с другой стороны. Замечательно!»
2. Основной этап
I. «Где и как живет зайчик»
А сейчас заяц предлагает посмотреть его фотографии. Дети сидят в кругу, им демонстрируются картинки с несложным сюжетом. Картинки проходят по кругу и задача вспомнить, что было на первой картинке, сюжет подробности.
Далее психолог задает вопрос: «А вам интересно как живет зайчик?» Заяц называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что внутри. Дом – шкаф; книга –шкаф; аквариум – рыба.
II. «Нарисуй дом для зайчика»
Зайчик рассказал, как он строил дом. Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать для нашего друга зайца дом, и рассказать о последовательности этапов постройки дома.
Обсуждение.
1. Ребенок рассказывает о последовательности постройки дома.
2. Комментирует те или иные части рисунка, проясняет их значение.
3.Заключительный этап
Психолог расспрашивает детей, о том, что они запомнили, побывав в гостях у зайчика. Дети садятся в круг и делятся своими впечатлениями. А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.
Цель: развитие мышления учащихся, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Оборудование: зайчик, мяч малый с шипами (массажный), релаксационная музыка для упражнений, карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.