Особенности развития логической и механической памяти учащихся с нарушением интеллекта методом игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые играли в детстве. Оказывается это самый лучший путь к психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты. Начиналось все с рисования, когда ребенок рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.

Файлы: 1 файл

психокоррекционная программа мотодамии иготерапии1.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

Пояснительная записка

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые играли в детстве. Оказывается это самый лучший путь к психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты. Начиналось все с рисования, когда ребенок рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной. 

Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры. Она заключаются в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную задачу. В ходе игры ребенок учится действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников игры, подчинять свои интересы общим, уступать, т.е. приобретает навыки коллективной деятельности, поведения в коллективе. Игра дает средства для разрешения конфликтов и выражения чувств. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить, таким образом, пытаясь понять свои переживания.

С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику, убавлять гиперактивность и агрессию, можно подсказать правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму.

Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении и начинают лучше понимать детей.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет сохранять и приобретать психическое здоровье, определять отношения с окружающими. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме. Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка, уважение его желаний.

Для детей, обучающихся в школе VIII вида, характерны замедленный темп сенсорного восприятия, нарушение памяти и мышления. Нарушения непосредственной памяти у детей проявляются в том, что они усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. И это не позволяет ребенку получить полноценные представления об окружающем его мире. Большинство детей приходит в школу со слабым физическим здоровьем, плохо развитой мелкой моторикой. Что бы помочь учащимся с нарушением интеллекта успешно адаптироваться в школе и активно включиться в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять психику ребенка, развивать мышление и память. Со всем этим и помогает справиться игра. Игры стимулируют психическую и физическую активность детей, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.  В совместных играх у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма и взаимопомощи.

Игротерапия является средством профилактики и коррекции поведения детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта благодаря тому,  что метод игротерапии сильнее затрагивает глубокие эмоциональные переживания ребенка. Детей с нарушением интеллекта надо учить производить игровые действия, предварительно разложив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснить, помочь ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в общении взрослого и ребенка через выражаемые в игре чувства. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения. Дидактические игры - одно из средств развития внимания, памяти, мышления и речи. Среди дидактических игр различают игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. В сюжетных и ролевых играх дети действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие. Это способствует развитию мышления и воображения. В процессе сюжетно-ролевой игры могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Тут необходимы и выразительные интонации и соответствующая мимика.

Усвоение программного материала в школе VIII вида зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей и развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, творческие способности, эстетический и художественный вкус, корригировать мелкую моторику, воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности.

Данная психокоррекионная программа включает 12 занятий:

  • вводное (одно занятие),
  • уточнение проблемы (два занятия),
  • работа над проблемой (семь занятий),
  • закрепление материала (одно занятие),
  • выход из проблемы (одно занятие).

     Цель: развитие механической и логической памяти младших школьников с нарушениями интеллекта с помощью методов игротерапии.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательной сферы учащегося;
  2. Формирование коммуникативных навыков;
  3. Обогащение представления об окружающем мире,
  4. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  5. Формирование умения выражать свои чувства и отношение;
  6. Развитие общих речевых навыков (ритма, темпа, интонационной выразительность речи);
  7. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
  8. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг)
  9. Развитие высших психических функций
  10. Развитие артикуляционной моторики

      Методы групповой психокоррекции: игротерапия и дискуссии.

Период проведения: 7.12.14 – 21.12.14

Частота встреч: два раза в неделю: вторник и пятница.

Продолжительность занятий: 50 минут.

Состав группы: дети младшего школьного возраста, 4-6 человек 8-9 лет с нарушениями  интеллекта.

Место проведения: игровая комната.

Анализируя коррекционно-развивающую работу, можно сказать, у большинства детей наблюдается положительная динамика в развитии личности: раскрывается творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал, развиваются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, появляется уверенность в собственные силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №1-вводное

 Цель занятия: познакомиться друг с другом, создать доброжелательную обстановку.

Оборудование: мягкая игрушка «Зайчик», релаксационная музыка для упражнений, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.

.

Содержание

1. Организационный  момент

  Психолог: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут.…Спасибо, что пришли. На этих занятиях мы будем с вами играть, рисовать, слушать и анализировать.

И сегодня нас ждет удивительная встреча с самым необычным сказочным героем.

Посмотрите в окно: какое яркое солнце! Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!»

 

2. Основная часть

 

    1. «Знакомство друг с другом и с солнечным зайчиком»

 

       Играющие  дети сидят в кругу. Первый  называет свое имя, второй –  имя первого и свое, третий  – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока  круг не замкнется. В итоге последний  ребенок в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое имя.

А вот и он зайчонок, с которым вы уже познакомились. Посмотрите на него, потрогайте. Что вы ощутили? В дальнейшем это зайчонок будет вашим верным другом. Хотите мы его назовем? Как?

 

    1. «Рисунок мой друг солнечный зайчик»

 

Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать нашего друга зайца и то, что его окружает.

       Обсуждение.

    1. Ребенок рассказывает о своем новом друге зайчике, как он этого хочет.

    2. Комментирует  те или иные части рисунка, проясняет их значение.

 

3. Заключительный  этап

Все участники встаю в круг, берутся за руки и желают друг другу всего самого доброго и хорошего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №2

 

      Цель: усиление чувства сплоченности группы, формирование положительного эмоционального настроя, нахождение адекватных формулировок для своих впечатлений, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Оборудование: мягкая игрушка «Зайчик», релаксационная музыка для упражнений, карточки для индивидуальной работы, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.

 

Содержание

  1. Организационный момент

  Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Солнечный зайчик рад видеть вас у себя в гостях. И сегодня он хочет поздороваться с вами так, как принято у него. Приветствовать друг друга мы будем не словами, а с помощью рук. Я дотронусь до того кто сидит справа от меня, а он приняв мое приветствие передаст его соседу, и так далее пока мое приветствие не вернется ко мне с другой стороны. Замечательно!»

2. Основной этап

      I. «Где и как живет зайчик»

А сейчас заяц предлагает посмотреть его фотографии. Дети сидят в кругу, им демонстрируются картинки с несложным сюжетом. Картинки проходят по кругу и задача вспомнить, что было на первой картинке, сюжет подробности.

Далее психолог задает вопрос: «А вам интересно как живет зайчик?» Заяц называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что внутри. Дом – шкаф; книга –шкаф; аквариум – рыба.

      II. «Нарисуй дом для зайчика»

      Зайчик рассказал, как он строил дом. Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать для нашего друга зайца дом, и  рассказать о последовательности этапов постройки дома.

Обсуждение.

    1. Ребенок рассказывает  о  последовательности постройки  дома.

    2. Комментирует  те или иные части рисунка, проясняет их значение.

 

3.Заключительный  этап

 

Психолог расспрашивает детей, о том, что они запомнили, побывав в гостях у зайчика. Дети садятся в круг и делятся своими впечатлениями. А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие № 3

 

      Цель: развитие мышления учащихся, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.

Оборудование: зайчик, мяч малый с шипами (массажный), релаксационная музыка для упражнений, карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.

Информация о работе Особенности развития логической и механической памяти учащихся с нарушением интеллекта методом игротерапии