Особенности развития логической и механической памяти учащихся с нарушением интеллекта методом игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые играли в детстве. Оказывается это самый лучший путь к психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты. Начиналось все с рисования, когда ребенок рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.

Файлы: 1 файл

психокоррекционная программа мотодамии иготерапии1.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Организационный момент

      Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Зайчик рад видеть вас у себя в гостях. На прошлом занятии мы побывали в гостях у зайчика, а сегодня мы расскажем ему о нашем окружающем мире».

  1. Основная часть
    1. Игра «Жили были»:

Дети садятся в круг, и психолог задает вопросы:

- «Жила - была тучка, что с ней стало?». Дети отвечают: «Из нее пролился дождик».

- «Жил - был ручеек, что  с ним стало?».  Дети отвечают: «Из нее пролился дождик».

- «Жила - была тучка, что  с ней стало?». - «Зимой замерз», «Засох в жару».

- «Жило - было семечко, что с ним потом стало?» - «Из него цветок вырос».

  1. Игра – наоборот: «Кто кем был?»

Дети вместе с зайчиком и психологом играют в игру «кто кем был?» Дети садятся в круг, а психолог показывает карточки и задает вопросы:

- лошадь – жеребенком;

- цветок – семенем;

- пирожок – тестом; и  т.д.

  1. Игра «Съедобное – несъедобное

 

Упражнение выполняется с мячом. Психолог называет различные предметы: если это съедобное ребенок ловит мяч, а если нет то не ловит.

  1. «Нарисуй наш мир»

Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать наш мир.

    1. Обсуждение

1. Ребенок рассказывает  о  своем рисунке.

2. Комментирует  те или  иные части рисунка, проясняет их значение.

 

3. Заключительный  этап

 

     А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

Занятие №4

 

      Цель: развитие мышления учащихся, смекалки и воображения учащихся с нарушением интеллекта.

Оборудование: мягкая игрушка «зайчик», релаксационная музыка для упражнений, карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.

Содержание

1.Организационный  момент

      Психолог: «Здравствуйте! Заяц очень рад видеть вас в своих владениях, но и вы сегодня не детки, а лесные жители: медведи, лисицы и зайцы. Кто кем хочет быть? Мы все встретились на лесной полянке. Поздоровайтесь друг с другом.  Спросите как дела. Молодцы.

  1. Основная часть
  1. Игра точка зрения

Психолог предлагает детям придумать и рассказать, что видят и слышат звери в лесу. Что видит расположившаяся на верхушке дерева гусеница. Что видит солнце, выглянувшее из-за туч. Что услышал зайчик, пробежавший по лесу.

  1. Игра «Ловушка»

 

Педагог говорит: «Пошел охотник в лес, выбрал место и поставил ловушку. Прибежали звери, прилетели птицы, почуяли вкусный корм, а ловушка захлопнулась. Стал охотник проверять, кто в ловушке, и увидел там зайчат, медвежат, кукушку и разных лесных птичек».  
С помощью считалки выбираются охотник и дети, которые берутся за руки и образуют круг — ловушку. Охотник ставит ее в середине комнаты. Остальные дети — обитатели леса. Они бегают и прыгают через ловушку и вокруг нее (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп!» - неожиданно говорит охотник. Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», — говорит охотник. Дети, попавшие в ловушку, движениями и голосами подражают разным зверям и птицам. Охотник отгадывает: «Зайчик» (или: «Кукушка»). Если он угадал, то ребенок уходит за круг, а если охотник не угадал, ребенок говорит: «Я не зайчик, я птичка» - и становится к ребятам, которые изображают ловушку.  При повторении игры дети меняются ролями.

 

    1. «Нарисуй прогулку к зайчику»

 

Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать прогулку к зайчику.

Дети рисуют, а затем комментирует  рисунки, и поясняют их значение.

 

3. Заключительный  этап

 

     Завершение занятия. Что вы запомнили, побывав в лесу у зайца. А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

Занятие №5

 

Цель: формирования лояльных отношение друг к другу, воспитание положительных нравственных качеств. 

Оборудование: зайчик, релаксационная музыка для упражнений, карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.

Содержание

1.Организационный  момент

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Сегодня у зайчика день рождение.

  1. Основная часть

I. Игра одушевляем предметы

Но зайчик  расстроен в свой день рождения, так как нет нужных предметов и он не знает, что ему нужно, чтобы устроить праздник. Психолог предлагает детям познакомиться по особому. Ребенок одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает «о себе». Например: «Давайте познакомимся, я терка. Мое любимое занятие измельчать все, что попадает мне на спину. Живу я на кухне.»

II. Игра «Кто еще в гостях у зайки»

  1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок).
  2. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)
  3. Кто - то похвастался и остался без завтрака. (Ворона и Лиса. И.А. Крылов)
  4. Четверо зверей музыкантов забрались друг на друга и напугали разбойников. (Бременские музыканты).

 

 

 

III. «Нарисуй подарок который бы вы подарили зайчику»

 

Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать подарок зайчику.

Дети рисуют, а затем комментирует  рисунки.

 

3. Заключительный  этап

 

     А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №6

 

Цель: формирования коммуникативных навыков, умения выражать свои чувства и отношения. 

Оборудование: зайчик, релаксационная музыка для упражнений, карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы, чудесный мешочек  с предметами.

Содержание

1.Организационный  момент

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Наш зайчик очень любит играть. А давайте угадаем какая у него самая любимая игра.

 

  1. Основная часть

I. Игра Подарки

Подарки (музыкальные, поэтические, художественные, бытовые). Детям предлагают стать волшебниками и сделать всем знакомым подарки (игрушкам, цветам, родственникам, товарищам). Для этого нужно выбрать из большого количества картинок ту, которая может понравиться адресату.

 

    1. Игра «Зато, или Позитивная альтернативность»

 

Психолог говорит: «Тебя не пустили гулять из-за дождя, зато...» (ребенок заканчивает предложение: «Я играл с солдатиками»)

- Я упала в  лужу, зато...

  • Меня наказали, иду в угол, зато...

  • Я потерял сапог, зато...

- Я поссорился с приятелем, зато...

Рассматриваются ситуации – что делать в разных ситуациях.

 

 

IV. Игра «Найди в мешочке»

 

В принесенном психологом «чудесном мешочке» находится некоторое количество предметов, которое можно объединить в группы (например овощи). Участники группы по очереди, не глядя, достают предметы из мешочка и объединяют их в группы.

3. Заключительный  этап

 

     А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

 

Занятие № 7

 

Цель: Развитие и коррекции эмоционально-личностной и познавательной сферы детей.

Оборудование: зайчик, релаксационная музыка для упражнений, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.

 

Содержание

  1. Организационный момент

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Наш зайчик сегодня хочет узнать о ваших друзьях. Что вы можете о них рассказать.

  1. Основная часть

I. Рассказ о друге  

 Предложите детям выбрать кого-либо из своих друзей и рассказать о нем, не называя его имени. Если детям трудно самим составить рассказ, предложите им ответить на вопросы:

- Кого больше всего любит ваш друг?

- Что больше всего любит делать ваш друг?

- Какое у него любимое время года?

- Есть ли у  него любимые животные?

- Как он любит одеваться?

- Какое хорошее качество есть у вашего друга?

- Какие книги он любит больше всего?

- Какую музыку он любит больше всего? и т.д.

Дети должны угадать имя того, о ком рассказали. 
     Предупредите детей, что их рассказ должен быть направлен на положительные черты характера того или иного человека.

 

 

 

II. Игра «Дотронемся до счастья»

 

Психолог просит детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, веселым, сияющим.

Затем включает спокойную музыку и попросит детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья.

 

III. «Нарисуй портрет своего счастья»

 

Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства. Дети беседуют о радости, любви, доброте и других понятиях.

 

3. Заключительный  этап

 

     А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

Занятие № 8

 

Цель: формирования дружески отношений, воспитание положительных нравственных качеств. 

Оборудование: зайчик, релаксационная музыка для упражнений, стул.

Содержание

1.Организационный  момент

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. У нашего зайчика есть волшебный стул, который умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

  1. Основная часть

I. Волшебный стул  

Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул. 

Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

 

II. Игра «Комплименты»

 

Один  из детей выходит из комнаты. Затем психолог предлагает каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Психолог записывает все комплименты, а затем позвав того, кто выходил из комнаты, зачитывает ему записанное. Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее

3. Заключительный  этап

 

     А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

Занятие № 9

Информация о работе Особенности развития логической и механической памяти учащихся с нарушением интеллекта методом игротерапии