Особенности развития логической и механической памяти учащихся с нарушением интеллекта методом игротерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые играли в детстве. Оказывается это самый лучший путь к психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты. Начиналось все с рисования, когда ребенок рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.

Файлы: 1 файл

психокоррекционная программа мотодамии иготерапии1.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

 

Цель: формирования доброжелательности друг к другу, воспитание красоты в ребенке. 

Оборудование: зайчик, музыка для упражнений, колечко, мяч малый с шипами (массажный).

Содержание

1.Организационный  момент

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. У нашего зайчика есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое.

  1. Основная часть

I. Игра Колечка красоты

Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Психолог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

 

II. Игра «Только хорошее»

Психолог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону психолог. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад.

Побеждает тот, кто первым дойдет до психолога. Этот человек становится ведущим.

 

3. Заключительный  этап

 

     А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

 
Занятие № 10

 

Цель: развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, развитие внимания, памяти и мыслительных процессов.

 

Оборудование:  зайчик, ежик, вырезанные из картона яблочки 3 цветов: красные, жёлтые, зелёные, карточки  по количеству детей, геометрические фигуры, прищепки, цветные карандаши, панно.

 

Содержание

1.Организационный  момент

 

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Сегодня к зайчику в гости пришел ежик. Что любит ежик?

- Ежик любит грибы, яблоки…

- Посмотрите, какие на нашей яблоне созрели яблоки. Все ли яблочки одинакового цвета? Какого цвета яблоки?

-Зеленые, красные, оранжевые.

 

  1. Основная часть

 

  1. Игра « Собери яблочки»

 

Цель: развитие цветового восприятия, дифференциация  предметов по цвету.

Давайте мы соберем яблоки для ежика.

Ребята, сидящие впереди, соберут яблоки оранжевого цвета, посередине - красные, а сзади- зеленые. 

(Детям даются корзинки  и  по одному участнику от каждой команды срывают  яблоки своего цвета).

А теперь угостим ежика  яблоками.

  Пока ежик  проверит, правильно ли вы выполнили  задания, мы поработаем  с карточками.

-Какого цвета мы собирали  яблоки?

 

  1. Упражнение « Закрась  яблочко»

 

Цель: развитие цветового восприятия и мелкой моторики.

На карточке нарисованы такие же три яблока разных цветов, два закрашены, а третье нет.

-Яблоко,  какого цвета  у вас не закрашено?

-У меня не закрашено  яблоко зеленого цвета….

Берем карандаш нужного цвета и красим  яблоки.   Дети закрашивают яблоки.

А чтобы вам было веселей, я включу музыку.

-Ну что, ежик, правильно  ребята выполнили  задание?

А теперь обменяйтесь карточками и проверьте работу своего товарища.

 

3. Заключительный  этап

 

-Ежик, тебе понравилось, как наши дети работали на  занятии?

-Да, очень понравилось, и  мне хочется угостить их яблоками. (Ежик раздает яблоки детям).

-Что скажем ежику?

- Спасибо.

-А теперь мне пора  возвращаться домой, до свидания.   (ежик уходит).

-Вам понравилось наше  занятие? Что вам особенно  понравилось?

Перед вами лежат конверты, откройте и посмотрите, что в них.

- Тучки и облака.

Облака веселые, а тучки грустные.

Если у вас хорошее настроение, то поднимите  облако, а если плохое -  тучку.

Прикрепим облака на картину.

Несмотря на то, что  небо покрыто   облаками, у нас получилась замечательная,  сказочная  картина.

А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

 

 

Занятие № 11

 

Цель: Развитие мелкой моторики и познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: зайчик, музыка для упражнений, карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы, простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования.

 

Содержание

1.Организационный  момент

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Наш зайчик очень любит Новый год. Любит мастерить украшения на елку. Давайте порадуем зайку и все приготовим украшения на нашу новогоднюю елку.

  1. Основная часть

I. Новогоднее украшение сюрприз

Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать новогоднее украшение на елку.

Дети рисуют, а затем комментирует  рисунки, и поясняют их значение.

II. Наряжаем елку

Психолог помогает детям вырезать украшения,  и повесить  на елку. Затем дети встаю в круг. Ходят вокруг елки поют песни.

 

3. Заключительный  этап

 

     А теперь давайте попрощаемся. Дети встают в круг, берутся за руки и передают свое тепло человеку стоящему рядом. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

Занятие № 12

 

Цель: обобщение пройденного материала. 

Оборудование: зайчик.

 

Содержание

1.Организационный  момент

 

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Сегодня мы с вами вспомним все, что мы прошли на предыдущих  занятиях: какие приключения пришлось нам испытать, с чем и с кем познакомились и кого запомнили. 
Итак, у нас сегодня занятие – повторение  пройденного.

 

Основная часть

    1. Упражнение «Вспомним всё…»

 

Ребята по кругу высказывают свои мысли, о занятиях которые прошли. Ведущий психолог подводит итог.

 

II. Игра «Отгадай, кто какой»

 
Психолог задает вопросы. Ребята отвечают на них, подумав и подняв руку.

1. Кто никогда не опаздывает ____. 
2. Кто никогда не кричит ____. 
3. Кто всегда очень вежлив с другими ____. 
4. У кого самый красивый голос ____. 
5. У кого голубые глаза ____. 
6. Кто самый веселый и шутливый ____. 
7. Кто самый серьезный ____. 
8. Кто самый честный ____. 
9. Кто самый добрый ____. 
10. Кто самый справедливый ____.

 

3. Заключительный этап

 

     А теперь давайте попрощаемся. Давайте представим свои работы и пожелания, которые вы бы хотели подарить зайчику и вашу дружбу.

Завершение занятия в общем кругу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности. Вопросы психологии. - 2007. - №8. - С. 31 – 35.
  2. 3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Педагогика, 1999.
  3. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта в различных условиях обучения. Дефектология. - 2004. - №6. – С. 42 – 48.
  4. Васенков Г.В. Педагогические аспекты обучения умственно отсталых школьников. Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - №2. - С. 13 – 17.
  5. Гаврилушкина О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников. Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №2. - С. 27 – 32.
  6. Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2009. - №3. - С. 6 – 11.
  7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
  8. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С. 50 – 54.
  9. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Гардарики, - 2006.
  10. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 2003.
  11. Хайрушева С.Ж., Лапп Е.А. Формирование произвольной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта в условиях специально организованного обучения. /Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 59 – 62.
  12. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997
  13. Шаповалова О.Е. Коррекционное обучение средствами игровых технологий: Учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, - 2007.

 

 

 


Информация о работе Особенности развития логической и механической памяти учащихся с нарушением интеллекта методом игротерапии