Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний и с целью подготовки этого контингента детей к поступлению в школу и адаптации к жизни в обществе. Знание данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая речь, на ранних этапах развития ребенка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические вопросы изучения развития речи у детей дошкольного возраста…….....................………………………………………………..……….4
2.Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития…………………...……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсач даша.docx

— 61.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта

 

 

 

 

                                                                             

 

 

 

 

 

Якунина Дарья

24 группа

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические вопросы изучения развития речи у детей дошкольного возраста…….....................………………………………………………..……….4

2.Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития…………………...……………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значимость дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики и психологии доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний и с целью подготовки этого контингента детей к поступлению в школу и адаптации к жизни в обществе. Знание данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая речь, на ранних этапах развития ребенка.

Существенными факторами, определяющими нарушение развития детей с интеллектуальной недостаточностью, являются особенности высшей нервной деятельности. По мнению С.Я. Рубинштейн основными причинами недоразвития умственно отсталого ребёнка являются «…слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах».

Однако, рекомендации для психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и практически не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений речи уже у детей дошкольного возраста, и особенно у детей с интеллектуальными нарушениями.

 

 

1. Теоретические вопросы изучения развития речи у детей дошкольного возраста.

         Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.  

         Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.

      Своеобразное недоразвитие  речи является одной из наиболее  характерных особенностей психического  развития детей с интеллектуальной  недостаточностью. Значительные трудности  испытывают эти дети в процессе  словесного интерпретирования содержания  картин. Вместе с тем школьное  обучение с самого начала предъявляет  значительные требования к уровню  речевого развития ребенка.

          О проблеме  формирования правильной речи, её  роли в воспитании и развитии  личности ребёнка говорили такие  выдающиеся просветители и педагоги  – гуманисты Западной Европы  и России 17-19 века (Т. Мор, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо М. В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Г Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А Добролюбов, Н.Г. Чернышевский  и др.).

              Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.

Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (А.Н.Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгард-Пупко и другие).

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью, в полную меру, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегд. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Коммуникативная функция - самая ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.

В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Благодаря связной речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

В дошкольном возрасте речь ребенка становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей

раннего возраста здесь уступает место контекстной речи, понимание

которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией.Удошкольника,

по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и

развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое

монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается

развитие речи «про себя» и внутренней речи.

Значение речевого развития.

Понятие, значение, состав (механизмы участвующие) в речевом развитии.

Развитие речи (или онтогенез речи) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества. Сам процесс звукопроизношения возникает всякий раз, когда при спадении грудной клетки и сжатии легких происходит выдох и струя воздуха вдувается в бронхи, дыхательное горло, а оттуда в гортань, где ударяясь о напряженные и натянутые голосовые связки, вызывает их колебание.

С физиологической точки зрения каждая фонема проходит в развитии речи ребенка три стадии: первоначально сформировавшийся членораздельный звук (фонема) носит чисто рефлекторный непроизвольный характер; затем очень рано фонема становится выражением какой-либо общей эмоции (страха, радости и т. п.); фонема приобретает благодаря участию коры больших полушарий смысловой характер.

Речь маленьких детей в период формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух точно дифференцировать звуки речи. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, речь его не недостаточно ясна и чиста по звучанию.

При более детальной выработке мер для предупреждения различных недостатков голоса и речи (косноязычие, заикание) или исправления уже образовавшихся необходимо всегда учитывать постоянную взаимосвязь и взаимное влияние трех основных механизмов речи:

1.дыхания (легкие);

2.фонации (гортань);

3.артикуляции (резонирующие полости).

Только при правильном дыхании может выработаться правильная, ясная дикция. Нет сомнения также, что правильное развитие мышц, участвующих в образовании членораздельных звуков, находится в тесной связи и с общим развитием двигательной сферы ребенка. Недостаток речи в ее двигательной части в ряде случаев связывается с недостатками в других двигательных областях.

Механизмы речи в онтогенезе.

Психология речевого онтогенеза получает разъяснение при исследовании дословесного ᴨериода в онтогенезе ребенка. Выявлено, что, появившись на свет, ребенок обладает способностью выражать с помощью голосовых проявлений свое внутреннее психологическое состояние.

Первые голосовые экспрессии новорожденного - реакции крика - имеют две стороны: внешнюю (голосовые проявления) и внутреннюю (детские аффекты, эмоции). И это характерная черта любого речевого проявления. Речь человека на протяжении всей его жизни по своей сути представляет собой выражение психического (эмоции, желания, мысли) с помощью голоса или другого движения. Важнейшей особенностью природно-заложенных в ребенке психофизиологических механизмов является спонтанность их проявления. Одним из свидетельств независимости ᴨервичных вокальных проявлений (крика, плача, гуления, леᴨета, других вокализацй) от социума является факт их идентичности у всех детей мира, как слышащих, так и глухих от рождения. Многие внешние вᴨечатления воздействует на зреющий в мозге младенца механизм будущей речи и языка. Важным оказывается и материал языка, звучащего вокруг. Однако на раннем этаᴨе он - не определяющий фактор. Во всей линии раннего речевого онтогенеза решающую роль играет саморазвитие комплекса заложенных при рождении реакций младенца. Каждая из них играет важную роль в строительстве внутреннего языкового мира, любое отклонение - не функционирование, выпадение из своего временного такта - вызывает трудно восполнимые нарушения в нормальном ходе психического развития.

Новый этап речевого развития ребенка наступает ко времени его ᴨервого дня рождения. В этом возрасте при нормальном развитии дети обнаруживают способность в известных пределах понимать речь окружающих, употреблять ᴨервые слова, а порой и словосочетания.

Это значит, что речеязыковой механизм ребенка выполняет следующие речевые функции:

- воспринимает речевые звуки, различает  на слух элементы речи окружающих  людей; ему доступно произнесение  некотоҏыҳ речевых звуков;

- способен понимать речь окружающих (на основе различения звуков), использовать в некотоҏыҳ случаях  слова для выражения содержания  своего психологического состояния;

- в той или иной мере владеет  начатками грамматики.

Анатомо-физиологические механизмы речи.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих; правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вёрнике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Информация о работе Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта