Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний и с целью подготовки этого контингента детей к поступлению в школу и адаптации к жизни в обществе. Знание данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая речь, на ранних этапах развития ребенка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические вопросы изучения развития речи у детей дошкольного возраста…….....................………………………………………………..……….4
2.Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития…………………...……………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсач даша.docx

— 61.94 Кб (Скачать файл)

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3)артикуляционного (или звукопроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Механизм голосообразования .

При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

Артикуляционный отдел.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными.

Главным органом артикуляции является язык. Язык - массивный мышечный орган. Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков.

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того чтобы  было осуществлено произношение слов  в  соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах. Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная)  речь.

Психофизиологические механизмы речи.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

1) энергетическая    система    дыхательных    органов

(дыхательный отдел), необходимая  для возникновения звука, легкие  и главная дыхательная мышца - диафрагма;

2) генераторная   система   (голосовой отдел) - звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;

3) резонаторная система (артикуляционный отдел) - носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

К мозговым центрам речи относятся:

1)  левое полушарие головного  мозга;

2) слухоречевая зона коры больших  полушарий - задняя часть височной  извилины, так называемый центр  Вернике;

3) зона Брока, расположенная в  нижних отделах третьей лобной  извилины. Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов.

1) Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речевого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семантическим и т. д.).

2) Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после преобразования речевого сигнала. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

3) Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуется внутренними   физиологическими   кодами,   обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов.   При  этом  все  перечисленные   выше   коды   и  операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

 

 

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. 

А.Н.Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей: 
1-й — подготовительный — до одного года 
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет 
3-й — дошкольный — до 7 лет 
4-й — школьный. 
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). 
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. 
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес.— лепет Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. 
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. 
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные. В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. 
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). 
В возрасте 7—9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. 
С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова . В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). 
К концу первого года жизни появляются первые слова. 
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). 
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. 
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер.Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. 
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. 
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. 
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. 
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования .К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. 
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. 
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). 
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. 
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. 
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. 
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. 
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки. 
К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, 
т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. 
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопро-изношения и ребенок говорит совсем чисто. 
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). 
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. 
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. 
Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей.

Особенности речевого развития :

 1.  Особенности словарного запаса.

В идеале у ребенка богатый словарный запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать к ним синонимы, свободно оперирует словами при высказывании, пересказе, изложении собственной мысли и т.д.

2.  Объем высказываний и степень усвоения грамматической системы языка.

Высказывание достаточно развернуто, ребенок делает подробный пересказ, дает полное описание картинки, событий, может составить рассказ на предложенную тему; в своей речи ребенок использует как простые, так и сложные предложения, при этом предложения имеют полноценную структуру (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); у ребенка отмечается умение согласовывать части речи.

3.  Особенности описательной функции речи.

Ребенок умеет объяснить (описать) способ осуществляемого действия.

4.  Особенности планирующей функции речи.

Ребенок умеет рассказывать о предстоящем действии, деятельности.

5.  Наличие определенных речевых умений и умственных действий при оперировании языковым материалом.

При оперировании языком требуются:

- умение самостоятельно  озаглавить текст, картинку;

- умение выделить части  текста;

- умение сделать краткий  пересказ текста;

- умение продолжить заданный  фрагмент текста;

- умение начать заданный  фрагмент.

6.  Степень усвоения фонетической системы языка.

Чистое произношение звуков, четкая дифференциация звуков при восприятии, свободное соотнесение звуков и букв при письме.

7.  Связность логических высказываний.

Высказывания (пересказ, рассказ), логически выстроены, с соблюдением причинно-следственных связей, структурно оформлены.

Критические периоды развития речи:

Сензитивный, т.е. особо чувствительный как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. В этом сензитивном периоде речевого развития отмечаются и гиперсензитивные фазы речевого развития.

1.Первая гиперсензитивная фаза относится к периоду от 1 года до 1,5 лет. В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга.

Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи.

2.Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к среднему периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы.

У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается с взрослыми.

3. Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.

Это период, когда интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.

Как видим из выше сказанного, речь формируется задолго до того, как придет сознание и является одним из показателей развития ребенка (человека), что говорит о том, что необходимо прилагать немало труда родителям и нам, педагогам, если мы хотим, чтобы наши дети были развиты.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития.

 

  Умственная отсталость - это стойкое, необратимое нарушение  преимущественно познавательной  деятельности, а также эмоционально-волевой  и поведенческой сфер, обусловленное  органическим поражением коры  головного мозга, имеющим диффузный  характер.

Большинство среди умственно отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз - олигофрения - особая форма психического недоразвития.

У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный непроградиэнтный характер. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после трех лет), называется деменцией.

В результате травм головного мозга, различных заболеваний нервной системы (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты и другие) происходит распад уже сформировавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выраженная сохранность других его отделов. Чаще наблюдаются более резкие нарушения памяти, внимания, работоспособности, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться.

Информация о работе Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта