Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

настоящее время очевидной стала тенденция увеличения количества детей с диагнозом задержка психического развития, который особенно проявляется в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в это время определенное развитие получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных процессов, без которых невозможно формирование творческой личности, стремящейся познать и преобразовать мир. Цель исследования: изучить особенности устойчивости и концентрации внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Феноменология внимания в психологической литературе………….5
1.1. Внимание как объект психологического исследования…………....5
1.2. Проблема задержки психического развития
психологической литературе…………………………………………9
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического
развития………………………………………………………..……..13
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей внимания младших школьников с задержкой психического развития……………………………..17
2.1. Описание методов исследования …………………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..................26

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Феноменология внимания в  психологической литературе………….5

1.1. Внимание как объект психологического исследования…………....5

1.2. Проблема задержки психического развития

       психологической литературе…………………………………………9

1.3. Особенности внимания детей  с задержкой психического

       развития………………………………………………………..……..13

Глава 2. Экспериментальное  изучение особенностей внимания младших  школьников с задержкой психического развития……………………………..17

2.1. Описание методов исследования …………………………………...17

2.2. Анализ результатов исследования …………………………………19

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы………………………………..................26

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время очевидной стала тенденция увеличения количества детей с диагнозом задержка психического развития, который особенно проявляется в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что  в это время определенное развитие получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных процессов, без которых невозможно формирование творческой личности, стремящейся познать и преобразовать мир.

Как показали исследования Л.С. Выготского, У. Джемса, П.Я. Гальперина и др., обязательным условием полноценного развития восприятия, мышления, памяти, воображения является внимание. Проблема развития внимания актуальна еще тем, что этот психический процесс — необходимая предпосылка успешного и правильного выполнения учебного задания. В области развития внимания достигнуты определенные успехи. Достаточно высок уровень теоретических исследований, разработаны методические рекомендации по развитию внимания у школьников с ЗПР. Но проблема еще далека от разрешения.

Проблема задержки психического развития вышла за рамки психолого-педагогической проблематики. Н.Н. Малофеев говорит о том, что проблема задержки психического развития стала носить социальный характер. Социальная проблема заключается в том, что в поток детей с данным диагнозом попадают социально неблагополучные дети, которые в силу плохой дошкольной подготовки, принадлежности к определенной социальной среде на общем фоне выглядят как несостоятельные. Поэтому проблема задержки психического развития и, соответственно, проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у данной  категории детей осознаются наиболее актуальными психолого-педагогическими проблемами.

 

Объект исследования: внимание как познавательный процесс.

Предмет исследования: особенности внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: изучить особенности устойчивости и концентрации внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: внимание у младших школьников с задержкой психического развития имеет ряд особенностей, которые проявляются в слабой степени сформированности устойчивости и концентрации. 

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой  предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности внимания у детей с задержкой психического развития.

3. Экспериментальным  путем определить особенности  внимания младших школьников  с задержкой психического развития. 

Методы работы определялись исходя из цели, гипотезы и задач исследования. В ходе работы применялись следующие группы методов:

а) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;

б) эмпирические: методики изучения устойчивости и концентрации внимания Пьерона-Рузера и Бурдона;

в) интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования – класс коррекции в общеобразовательной школе № 18 г. Черногорск.

 

 

 

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ  ВНИМАНИЯ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Внимание как объект психологического исследования

 

Необходимым условием успешного  осуществления любой практической деятельности человека является внимание. Особенно важна его роль в процессе обучения. Часто непонимание учеником нового материала, плохое запоминание, ошибки при выполнении домашнего задания связаны, прежде всего, с недостатками внимания.

На определение внимания нет единой точки зрения. Так Л.С. Выготский [7,с.78] определяет внимание как деятельность, при помощи которой удается расчленить сложный состав идущих извне впечатлений, выделить в потоке наиболее важную часть, сосредоточить на ней всю силу активности и тем самым облегчить ее проникновение в сознание.

А.Л. Венгер [21,с.115] под вниманием понимал психический процесс, обеспечивающий сосредоточение на деятельности, осуществляемой в настоящий момент.

Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические  процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей  информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека и составляет сущность внимания.

Е.Н. Степанов [28,с.2] считает, что основными функциями внимания являются:

1) отбор значимых воздействий и игнорирование (торможение) других несуществующих, побочных воздействий;

2) удержание, сохранение  образов, определенного предметного  содержания до тех пор, пока  не будет достигнута цели;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание характеризует  условия и динамику познавательных процессов. Для памяти оно выступает  как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной  и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого  материала в долговременную память. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задач.

В психологии описан ряд  разновидностей внимания. Так Л.С. Выготский [7,с. 81] выделяет непроизвольное (внешнее) и произвольное (внутреннее) внимание.

У. Джемс [13,с.128] указывает, что внимание относится или к восприятиям (внимание чувственное), или к воспроизведенным представлениям (внимание интеллектуальное); внимание может быть непосредственным — в том случае, когда объект внимания интересен сам по себе, и опосредованным (апперцептивным), когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственно интересующим предметом. Согласно У. Джемсу, внимание может быть пассивным, рефлекторным, непроизвольным или активным произвольным.

В традиционной психологии выделяют, как правило, три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Виды внимания и их сравнительные характеристики наглядно представлены в таблице 1.

Внимание имеет свои особенности, в которых оно проявляется, это наличие во внимании некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик. Л.С. Выготский к таким характеристикам относит объем, длительность и ритмичность. Сегодня в психологии выделяют следующие характеристики внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость.

 

Таблица 1

Виды внимания

 

Виды

Условия возникновения

Основные характеристики

Непроизвольное

Действие сильного контрастного или значимого и вызывающего  эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникновения и переключения

Произвольное

Постановка (принятие) задачи

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Послепроизволь-ное

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с  этим интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение


 

Вслед за М.Р. Битяновой [4,с.241], мы считаем, что среди наиболее значимых психолого-педагогических особенностей внимания могут быть названы его устойчивость, концентрация, переключаемость и объем. Остановимся на их краткой характеристике.

Концентрация — степень  сосредоточенности внимания на объекте.

Объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием  одновременно.

Устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.

Переключаемость — перевод  внимания с одного объекта на другой.

М.В. Гамезо [13,с.132] наряду с особенностями выделяет и качества внимания (рис.1).                 

Качества внимания

 

├Активность│-----------------произвольное

│                    │-----------------непроизвольное

├Широта│---------------------объем

│             │---------------------распределение

│-Интенсивность│--------------высокое

│                           │--------------низкое

│-Направленность│-------------внешнее

│                                   │-------------внутреннее

│ -Переключение│---------------легкое

│                           │---------------трудное

│-Устойчивость│---------------устойчивое

│                         │---------------неустойчивое

 

Рис.1. Качества внимания по  М.В. Гомезо.

 

Мы согласны с мнением А.Л. Венгера, что особенности внимания сильно зависят от состояния человека. В частности, все показатели резко ухудшаются при утомлении, в состоянии астении, при неврозе. Те или иные нарушения внимания неизбежны при наличии органического поражения головного мозга. Нарушения внимания могут вызываться также некоторыми эмоциональными или личностными особенностями. Они наблюдаются при резком повышении уровня тревоги, а также вследствие импульсивности.

Привлечению внимания, согласно М.В. Гамезо, способствуют следующие факторы:

- характер раздражителя (сила, новизна и т.п.);

- структурная организация  деятельности (объединенные объекты  воспринимаются легче, чем беспорядочно  разбросанные);

- отношение раздражителя  к потребности (то, что соответствует  потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Таким образом, внимание — это психический процесс, который  обеспечивает направленность и сосредоточенность  психической деятельности, а также  характеризует условия и динамику протекания всех познавательных процессов.

 

 

1.2. Проблема задержки психического развития   в психологической литературе

 

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального  темпа психического развития ребенка. Характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в  развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и т.п. [24,с.110]  Особенно ярко проявляется в начале школьного обучения.

Этиология  ЗПР разнообразна. В значительном числе случаев ЗПР возникает в результате воздействия ряда неблагоприятных факторов в перинатальном или раннем постнатальном периоде развития ребенка. Патогенез может определяться сочетанием дизонтогенетических и энцефалопатических расстройств, которые обусловлены функциональными и органическими нарушениями различных структур головного мозга и их связей.

В результате дети с ЗПР  не обнаруживают готовности к школьному  обучению, у них нет нужного  для усвоения программного материала  запаса знаний, умений и навыков. Поэтому  они оказываются не в состоянии  без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Вследствие этого, дети с ЗПР не успевают с самого начала обучения.

Существуют различные  классификации ЗПР.

М.С. Певзнер и Т.А. Власовой [8,с.127] были выделены две основные формы ЗПР:

1) ЗПР, обусловленная  психофизическим и психическим инфантилизмом. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический, то есть связан с нарушением функционального характера, незрелостью  лобных структур, и дисгармонический – обусловлен явлениями органики головного мозга. 

2) ЗПР, обусловленная  длительными астеническими состояниями,  возникшими на ранних этапах развития ребенка. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими  нарушениями центральной нервной системы.

К.С. Лебединской [14,с.67], исходя из этиологического принципа, было описано четыре основных варианта ЗПР: конституционального,  соматогенного,  психогенного, и церебрально-органического генеза.

Международные классификации  болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более  обобщенные определения этих состояний: «специфическая задержка психического развития» и «специфическая задержка психологического развития», включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования  школьных навыков (чтением, письмо, счет).

Информация о работе Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР