Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:07, курсовая работа
настоящее время очевидной стала тенденция увеличения количества детей с диагнозом задержка психического развития, который особенно проявляется в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в это время определенное развитие получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных процессов, без которых невозможно формирование творческой личности, стремящейся познать и преобразовать мир. Цель исследования: изучить особенности устойчивости и концентрации внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Феноменология внимания в психологической литературе………….5
1.1. Внимание как объект психологического исследования…………....5
1.2. Проблема задержки психического развития
психологической литературе…………………………………………9
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического
развития………………………………………………………..……..13
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей внимания младших школьников с задержкой психического развития……………………………..17
2.1. Описание методов исследования …………………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..................26
Л.И. Переслени [19,с. 56-57] дифференцирует ЗПР по структуре дефекта на две большие группы.
Первая группа состоит из детей, у которых ведущим фактором в структуре дефекта являются нарушения произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи вторичны и зависят от степени эмоционально-волевых расстройств. Основу этой группы составляют дети с психофизическим инфантилизмом.
Вторая группа — дети,
у которых имеются
В результате исследований детей с ЗПР, специалистами были выделены четыре основные группы диагностических признаков ЗПР:
Первая группа – незрелость эмоционально-волевой сферы – синдром психического инфантилизма:
Вторая группа – нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции – синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):
Третья группа – энцефалопатические расстройства:
Четвертая группа – нарушения предпосылок интеллекта:
Ранняя диагностика детей с ЗПР, а именно в период дошкольного детства, и грамотно спланированная коррекционная работа даст возможность таким детям в ходе обучения в школе быстрее включить в образовательный процесс и иметь положительные результаты.
Таким образом, задержка психического развития — нарушение нормального темпа формирования личности ребенка, проявляющиеся в отставании психофизического, психического и социального развития. Дети с ЗПР составляют не меньше половины неуспевающих в начальной школе учеников.
1.3. Особенности внимания у детей с ЗПР
В специальной психологии выделяют следующие категории детей с проблемами в развитии: дети с нарушениями в сенсорной сфере (слепые и глухие), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями речи, дети с ЗПР, дети с нарушением интеллекта. Протекая в условиях атипичного, аномального развития, познавательные процессы этих детей приобретают целый ряд особенностей. Общим для всех познавательных процессов является их зависимость от дефекта, от индивидуально-типологических особенностей нервной системы и психики ребенка, от свойств и особенностей его личности в целом. В тоже время каждый процесс отличается особым характером развития и функционирования.
Анализ психолого-
У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы оно неуклонно снижается, у других сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления некоторой деятельности. Для третьей группы детей характерна периодичность в сосредоточении внимания. В основном дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, легкой отвлекаемостью, слабой распределенностью и концентрацией, они быстро утомляются на уроках. При утомлении дети перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а в работах обнаруживается большое количество ошибок и исправлений.
Частые переходы от состояния
активности внимания и полной пассивности,
смена рабочих и нерабочих
настроений тесно связаны с нервно-
С точки зрения объекта восприятия для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.
Л.И. Переслени [19,с.57], изучавшая зависимость скорости восприятия тактильно-вибрационных сигналов от уровня внимания, в одном из опытов приводит следующие данные: при прослушивании сказки реакция на специально подаваемые внешние сигналы сопровождается пропусками и ошибками у всех детей, однако у аномальных детей этих погрешностей больше. Так у нормально развивающихся детей отмечено 2 пропуска, а у детей с ЗПР – 6 пропусков.
Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка. Одной из особенностей частных нарушений внимания у детей с ЗПР является его недостаточная концентрация на существенных при знаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недоразвитие мыслительных операций.
Причинами нарушения внимания у детей с ЗПР можно назвать следующие:
Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
Таким образом, у детей с ЗПР отмечается низкий уровень сформированности внимания, но вместе с тем степень нарушения внимания зависит от дефекта и личности ребенка в целом.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
2.1. Описание методов исследования
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей внимания младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
1) исследовать устойчивость
и концентрацию внимания
2) сравнить результаты
исследования младших
3) определить уровень сформированности устойчивости и концентрации внимания у детей с ЗПР и с нормой в развитии.
В исследовании принимали 10 учащихся 2-го класса коррекции 7-го вида с диагнозом ЗПР церебрально-органического генеза (экспериментальная группа) и 10 учащихся 2-го класса, не имеющих отклонений в развитии (контрольная группа) в возрасте от 9 до 10 лет.
Исследование проводилось
в период с 01.02. по 25.05.2006 года.
Для изучения устойчивости и концентрации внимания были применены методики Пьерона-Рузера и Бурдона.
Методика Пьерона-Рузера.
Цель: изучить устойчивость и концентрацию внимания.
Оборудование: тестовые бланки (Приложение 1).
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень
устойчивости внимания – 100% за 1 мин
15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости
внимания – 60 % за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания – 50 %
за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий
уровень концентрации и устойчивости
внимания – 20 % за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
Методика Бурдона.
Цель: изучить свойства внимания (устойчивость и концентрацию).
Оборудование: тестовые бланки с рядами расположенных на них в случайном порядке букв (Приложение 2).
Описание: школьникам предлагается просматривать на бланке ряд за рядом и вычеркивать определенные указанные в инструкции буквы.
Инструкция: «Ребята, по моему сигналу вам нужно начать просматривать ряды букв и зачеркивать все встречающиеся вам буквы «р» и «а». Через определенные промежутки времени я буду говорить «Стоп!». Сразу вслед за сигналом поставьте после буквы, на которой вы остановились в этот момент, вертикальную черту. Затем, после моего сигнала продолжите ту же работу дальше. Будьте внимательны, следите за моими командами и вычеркивайте только заданные буквы и не пропускайте их». Поскольку инструкция большая и включает несколько различных условий, она была повторена несколько раз с наглядной демонстрацией.
Порядок работы: общая продолжительность работы 10 минут. Останавливать работу детей и просить ставить вертикальную черту с интервалом в 1 минуту, т.е. 9 раз.
Обработка полученных результатов. Первичная обработка данных заключается в подсчете двух основных величин: количество просмотренных строк (S)) и количество допущенных при этом ошибок (m). В качестве ошибки рассматривается как не вычеркнутый правильно знак, так и неправильно вычеркнутый знак. Обе величины вычисляются для каждого минутного интервала и для всего исследования в целом.
Графическая обработка данных позволяет наглядно представить полученные результаты. Для этого по оси X откладываются показатели
Информация о работе Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР