Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

настоящее время очевидной стала тенденция увеличения количества детей с диагнозом задержка психического развития, который особенно проявляется в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в это время определенное развитие получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных процессов, без которых невозможно формирование творческой личности, стремящейся познать и преобразовать мир. Цель исследования: изучить особенности устойчивости и концентрации внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Феноменология внимания в психологической литературе………….5
1.1. Внимание как объект психологического исследования…………....5
1.2. Проблема задержки психического развития
психологической литературе…………………………………………9
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического
развития………………………………………………………..……..13
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей внимания младших школьников с задержкой психического развития……………………………..17
2.1. Описание методов исследования …………………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..................26

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Л.И. Переслени [19,с. 56-57] дифференцирует ЗПР по структуре дефекта на две большие группы.

Первая группа состоит  из детей, у которых ведущим фактором в структуре дефекта являются нарушения произвольной регуляции  деятельности (эмоционально-волевой  сферы и внимания), а нарушения мышления и речи вторичны и зависят от степени эмоционально-волевых расстройств. Основу этой группы составляют дети с психофизическим инфантилизмом.

Вторая группа — дети, у которых имеются интеллектуальные негрубые первичные нарушения, сочетающиеся с различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза.

В результате исследований детей с ЗПР, специалистами были выделены четыре основные группы диагностических признаков ЗПР:

Первая группа – незрелость эмоционально-волевой сферы –  синдром психического инфантилизма:

  1. Преобладание игровых интересов над познавательными;
  2. Эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная веселость и дурашливость;
  3. Неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм;
  4. Отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Вторая группа – нарушение  интеллектуальной работоспособности  в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции – синдром церебральной астении (церебрастенический синдром):

  1. Повышенная утомляемость;
  2. По мере утомляемости – нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка;
  3. Повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли;
  4. Неравномерность учебных достижений.

Третья группа – энцефалопатические расстройства:

  1. Неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и др.);
  2. Стойкие расстройства поведения – синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.;
  3. эпилептиформный синдром  (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.);
  4. апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.).

Четвертая группа – нарушения  предпосылок интеллекта:

  1. Недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций;
  2. Зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв;  зеркальность и перестановка их при чтении и написании и пр.;
  3. Трудности звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов;
  4. Трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса;
  5. Нарушение зрительной, слухо-речевой памяти;
  6. Трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия.

Ранняя диагностика детей с ЗПР, а именно в период дошкольного детства, и грамотно спланированная коррекционная работа даст возможность таким детям в ходе обучения в школе быстрее включить в образовательный процесс и иметь положительные результаты.  

Таким образом, задержка психического развития — нарушение нормального темпа формирования личности ребенка, проявляющиеся в отставании психофизического, психического и социального развития. Дети с ЗПР составляют не меньше половины неуспевающих в начальной школе учеников.

 

1.3. Особенности  внимания у детей с ЗПР

 

В специальной психологии выделяют следующие категории детей с  проблемами в развитии: дети с нарушениями  в сенсорной сфере (слепые и глухие), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями речи, дети с ЗПР, дети с нарушением интеллекта. Протекая в условиях атипичного, аномального развития, познавательные процессы этих детей приобретают целый ряд особенностей. Общим для всех познавательных процессов является их зависимость от дефекта, от индивидуально-типологических особенностей нервной системы и психики ребенка, от свойств и особенностей его личности в целом. В тоже время каждый процесс отличается особым характером развития и функционирования.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что неотъемлемым условием протекания любого познавательного  процесса является внимание. Необходимо отметить, что, изучая уровень сформированности познавательных процессов у детей с ЗПР, в частности внимание, было обнаружено, что для таких детей характерно снижение устойчивости внимания. При этом снижение устойчивости внимания может иметь разный характер.

У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в  начале выполнения задания, а по мере продолжения работы оно неуклонно снижается, у других сосредоточение внимания наступает лишь после   осуществления некоторой деятельности. Для третьей группы детей характерна периодичность в сосредоточении внимания. В основном дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, легкой отвлекаемостью, слабой распределенностью и концентрацией, они быстро утомляются на уроках. При утомлении дети перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а в работах обнаруживается большое количество ошибок и исправлений.   

Частые переходы от состояния  активности внимания и полной пассивности, смена рабочих и нерабочих  настроений тесно связаны с нервно-психическим  состоянием детей и возникают иногда без видимых причин. Однако, и внешние обстоятельства, например, сложность здания, большой объем работы, выводят школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают энергетику внимания. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у одних раздражение, у других категорический отказ от работы, особенно, если требуется усвоить новый учебный материал. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

С точки зрения объекта  восприятия для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек  в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание  детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.

Л.И. Переслени [19,с.57], изучавшая зависимость скорости восприятия тактильно-вибрационных сигналов от уровня внимания, в одном из опытов приводит следующие данные: при прослушивании сказки реакция на специально подаваемые внешние  сигналы сопровождается пропусками и ошибками у всех детей, однако у аномальных детей  этих погрешностей больше. Так у нормально развивающихся детей отмечено 2 пропуска, а у детей с ЗПР – 6 пропусков.

Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка. Одной из особенностей частных нарушений внимания у детей с ЗПР является его недостаточная концентрация на существенных  при знаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недоразвитие мыслительных операций.

Причинами нарушения  внимания у детей с ЗПР можно  назвать следующие:

  1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.
  2. Несформированность механизма произвольности у детей.
  3. Несформированность мотивации. Ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда  интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса. 

Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующие особенности  внимания у детей с ЗПР:

  • Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы.
  • Сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости.
  • Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.
  • Сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несуществующих побочных деталей.
  • Сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения.
  • «Прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
  • Повышенная отвлекаемость.

Таким образом, у детей с ЗПР отмечается низкий уровень сформированности внимания, но вместе с тем степень нарушения внимания зависит от дефекта и личности ребенка в целом.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ  ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

2.1. Описание методов исследования

 

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей внимания младших школьников с ЗПР.

Задачи исследования:

1) исследовать устойчивость  и концентрацию внимания младших  школьников с ЗПР и школьников  с нормой в развитии;

2) сравнить результаты  исследования младших школьников  с ЗПР и школьников, не имеющих  задержек в развитии;

3)  определить  уровень сформированности устойчивости и концентрации внимания у детей с ЗПР и с нормой в развитии.

В исследовании принимали 10 учащихся 2-го класса коррекции 7-го вида с диагнозом ЗПР церебрально-органического генеза (экспериментальная группа) и 10 учащихся 2-го класса, не имеющих отклонений в развитии (контрольная группа) в возрасте от 9 до 10 лет.

Исследование проводилось  в период с   01.02.  по 25.05.2006 года.                                             

Для изучения устойчивости  и концентрации внимания были  применены методики Пьерона-Рузера и Бурдона.

Методика Пьерона-Рузера.

Цель: изучить устойчивость и концентрацию внимания.

Оборудование: тестовые бланки (Приложение 1).

Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки  по образцу».

Анализ результатов: фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень  устойчивости внимания – 100%  за 1 мин  
15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания – 60 % за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания – 50 % за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания – 20 % за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

Методика Бурдона.

Цель: изучить свойства внимания (устойчивость и концентрацию).

Оборудование: тестовые бланки с рядами расположенных на них в случайном порядке букв (Приложение 2).

Описание: школьникам предлагается просматривать на бланке ряд за рядом  и вычеркивать определенные указанные  в инструкции буквы.

Инструкция: «Ребята, по моему сигналу вам нужно начать просматривать ряды букв и зачеркивать все встречающиеся вам буквы «р» и «а». Через определенные промежутки времени я буду говорить «Стоп!». Сразу вслед за сигналом поставьте после буквы, на которой вы остановились в этот момент, вертикальную черту. Затем, после моего сигнала продолжите ту же работу дальше. Будьте внимательны, следите за моими командами и вычеркивайте только заданные буквы и не пропускайте их». Поскольку инструкция большая и включает несколько различных условий, она была повторена несколько раз с наглядной демонстрацией.

Порядок работы: общая  продолжительность работы 10 минут. Останавливать работу детей и  просить ставить вертикальную черту  с интервалом в 1 минуту, т.е. 9 раз.

Обработка полученных результатов. Первичная обработка данных заключается в подсчете двух основных величин: количество просмотренных строк (S)) и количество допущенных при этом ошибок (m). В качестве ошибки рассматривается как не вычеркнутый правильно знак, так и неправильно вычеркнутый знак. Обе величины вычисляются для каждого минутного интервала и для всего исследования в целом.

Графическая обработка  данных позволяет наглядно представить  полученные результаты. Для этого  по оси X откладываются показатели

Информация о работе Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР