Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

настоящее время очевидной стала тенденция увеличения количества детей с диагнозом задержка психического развития, который особенно проявляется в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в это время определенное развитие получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет развитие познавательных процессов, без которых невозможно формирование творческой личности, стремящейся познать и преобразовать мир. Цель исследования: изучить особенности устойчивости и концентрации внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Феноменология внимания в психологической литературе………….5
1.1. Внимание как объект психологического исследования…………....5
1.2. Проблема задержки психического развития
психологической литературе…………………………………………9
1.3. Особенности внимания детей с задержкой психического
развития………………………………………………………..……..13
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей внимания младших школьников с задержкой психического развития……………………………..17
2.1. Описание методов исследования …………………………………...17
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………..................26

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

времени — девять минутных интервалов, а по оси Y — значение показателя S  (количество просмотренных строк за данный отрезок времени).

Для анализа индивидуальных данных наибольшее значение имеют производительность и число совершенных ошибок, график. В процессе анализа данных учитываются следующие моменты. В целом, чем больше количество знаков просмотрел ученик за определенный интервал времени и меньше ошибок при этом совершил, тем более развиты у него такие свойства внимания как устойчивость и концентрация. Важным качественным показателем является также соотношение правильно и неправильно вычеркнутых знаков. Оно позволяет судить о способности школьника удерживать в памяти инструкцию и следовать ей при быстром темпе работы на время. График позволяет судить об изменении свойств внимания во времени.

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

 

В результате исследования нами были выявлены особенности устойчивости и концентрации внимания младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза в сравнении с младшими школьниками, не имеющих отклонений в развитии.

Данные, полученные в  результате проведения методики Пьерона-Рузера, представлены в таблице 1 и рис.2.

 

 

 

 

Таблица 1

 

Результаты исследования внимания по методике Пьерона-Рузера у детей с ЗПР и с нормой в развитии

 

№ п/п

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во ошибок

Время общее (сек)

Кол-во ошибок

Время общее (сек)

1

4

127

1

75

2

6

125

2

81

3

5

145

2

79

4

7

121

1

87

5

4

143

3

83

6

3

132

1

91

7

6

103

2

78

8

5

108

3

81

9

6

105

2

86

10

4

121

3

99

Всего

50

1230

20

840

 

Средний показатель

 

5

 

123

(1 мин. 63 сек.)

 

2

 

84

(1 мин. 24сек.)


 

Рис.2. Показатели количества ошибок у детей из экспериментальной  и контрольной групп по методике Пьерона-Рузера

 

Экспериментальные данные таблицы 1 и рис. 2 свидетельствуют о том, что детям из экспериментальной группы свойственен низкий уровень устойчивости и концентрации внимания. По модификации метода Пьерона-Рузера этот показатель составил у детей с ЗПР в среднем 50% за 1 мин 63 сек. при среднем количестве допущенных ошибок – 5 ошибок. У детей из контрольной группы уровень сформированности устойчивости и концентрации внимания является средним и составляет 70%. При этом, количество допущенных ошибок в два раза меньше, чем у детей с ЗПР, а задание было выполнено на 39 секунд быстрее.

В результате исследования  особенности внимания детей с  ЗПР по тесту Бурдона  были получены данные, которые представлены в таблице 2 и на рис. 3.  

 

 

 

Таблица 2

Результаты исследования внимания по методике Бурдона у детей  с ЗПР и с нормой в развитии

Категории детей 

Среднее кол-во допущенных ошибок за 1 мин. теста

1 мин.

2 мин.

3 мин. 

4 мин.

5 мин.

6 мин.

7 мин.

8

мин.

9 мин. 

Средний показатель

Экспериментальная группа

7

8

8

10

11

10

12

13

15

10,5

Контрольная группа

3

4

5

4

5

6

6

7

8

3,8


 

 

  

 Рис.3. Показатели количества ошибок у детей из экспериментальной и контрольной групп по тесту Бурдона.

 

Анализ полученных данных показывает, что учащимся с ЗПР характерно снижение внимания к концу работы. На рис.3 видно, что внимание у детей с ЗПР нестабильно,  к концу работы наблюдается утомляемость. При этом у учащихся из контрольной группы устойчивость и концентрация внимания более сформированы. 

При выполнении теста  детьми с ЗПР в отличие от детей  из контрольной группы было допущено много ошибок, что говорит об отсутствии у школьников способности удерживать в памяти инструкцию и следовать ей при быстром темпе работы.

Но снижение устойчивости и концентрации внимания имеет разный характер. У 30% учащихся с ЗПР максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы оно неуклонно снижается. При этом, у школьников без отклонений в развитии концентрация внимания более сформирована. Периодичность в сосредоточении внимания характерна для 40% школьников. Дети постепенно «втягиваются» в работу.

Таким образом, данные, полученные экспериментальным путем, позволили  нам констатировать, что у младших  школьников с ЗПР церебрально-органического  происхождения внимание имеет ряд особенностей, которые проявляются в неустойчивости и слабой его концентрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования были сделаны следующие  выводы:

Внимание — это психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности, а также характеризует условия и динамику протекания всех познавательных процессов. Внимание обладает такими  основными свойствами, как устойчивость; сосредоточенность; переключаемость; распределение; объем. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа формирования личности ребенка, проявляющиеся в отставании психофизического, психического и социального развития. Характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и т.п.  Особенно ярко проявляется в начале школьного обучения.

Особенностями внимания у детей с ЗПР выступают  такие его характеристики, как неустойчивость, которая ведет к снижению продуктивности; сниженная концентрация, которая выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;  снижение объема внимания; сниженная избирательность внимания; слабое  распределение внимания.

В результате исследования устойчивости и концентрации внимания у школьников с ЗПР церебрально-органического происхождения было выявлено, что данные свойства внимания сформированы очень слабо в отличие от детей без отклонений в развитии. При выполнении заданий дети с ЗПР допускают много ошибок, при этом времени на выполнение задания затрачивают больше, чем школьники с нормой в развитии.

Гипотеза нашего исследования о том, что устойчивость и концентрация внимания у младших школьников с ЗПР будут иметь ряд особенностей, связанных с замедленным темпом их психического развития, получила свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Актуальные  проблемы  диагностики   задержки  психического развития у детей / Под ред.  К. С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 127 с.
  2. Антипина  А.Н.  Из опыта  работы  с детьми, имеющими задержку психического  развития // Начальная  школа. – 1993. -  № 2. – С.  60-64.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. – М.: Изд-во Ось-89, 2000. – 272 с.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во Совершенство, 1998. – 352 с.
  5. Брунов Б.П., Петроченко В.И. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. – Красноярск, 2002. – 155 с.
  6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
  8. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1991. – 206 с.
  9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: педагогика, 1993. – 256 с.
  10. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Автор-составитель Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум ЛТД, 2001. – 128 с.
  11. Кузьмина Е.С., Шабан П.И. Причины неустойчивости и слабой концентрации внимания умственно-отсталых младших школьников на уроке // Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования. Сборник научных материалов Всероссийской научной конференции. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – С. 155-156.
  12. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
  13. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2001. – 143 с.
  14. Лебединский  В.В.  Нарушения психического развития   у детей. – М.: МГУ, 1985. -  167 с.
  15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1999. – 104 с.
  16. Мастюкова Е.М.  Ребенок с отклонениями   в развитии: Ранняя  диагностика и коррекция. – М.: Просвещение. – 1992. -  95 с.
  17. Мясоед  П.А.  Оценка  интеллектуального развития  младших школьников учителем // Вопросы  психологии. – 2001. - № 6. – С. 89-101.
  18. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой и др. – М.: Просвещение, 1998. – 119 с.
  19. Переслени Л.И., Мастюкова  Е.М. Задержка психического  развития (школьников): вопросы  дифференциации и диагностики // Вопросы  психологии. – 1999. - № 1. – С.  55-62.
  20. Переслени, Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учебно-методическое пособие. – Абакан: АГПИ, 1990. – 70 с.
  21. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Посвещение, 1998. – 142 с.
  22. Познавательные процессы личности и методика их развития / Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков: ПО ИПКРО, 1999. – 60 с. Ъ
  23. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1983. – 447 с.
  24. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд.-  М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
  25. Решетникова О. Проблема ЗПР – это в первую очередь проблема самого общества // Школьный психолог. – 1999. - № 32. – С. 16-18.
  26. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 144 с. 
  27. Смелик В.А. Особенности обучения  детей  с задержкой   психического развития: из опыта // Начальная  школа. – 1994. - № 4. – С. 10-11.
  28. Степанов С. Неуловимый феномен // Школьный психолог. – 1999. - № 32. – С. 2-3.
  29. Ульенкова У.В.  Организация   и содержание   специальной  психологической  помощи  детям  с проблемами  в  развитии: Учеб. пособие  для  вузов. – М.:  Академия, 2002. -  175 с.
  30. Халилова С.А. Особенности проведения коррекционно-развивающего обучения учащихся младших классов с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы // Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования. Сборник научных материалов Всероссийской научной конференции. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – С. 172-174.
  31. Черенев Д.В. Особенности мотивации младших школьников, имеющих задержку психического развития, обучающихся в классах выравнивания общеобразовательных школ // Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального образования. Сборник научных материалов Всероссийской научной конференции. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. –С. 56-58.
  32. Чумакова  И.В.  Результаты   Всероссийской научно-практической   конференции «Современные подходы   к изучению, обучению и  воспитанию  детей  с  проблемами  в  развитии» // Дефектология. – 2004. - № 4. – С. 85-90.
  33. Шурдукалов  В.Н.  Организация  обучения  детей  с задержкой  психического развития // Начальная  школа. – 1993. - № 2. – С. 58-60.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР